Прошлое и будущее монархии в России

Два града: Константинополь и Вавилон


Два символа. Две исторические линии. Две духовные дороги…

Странствующие по современному Ираку отлично знают, что Месопотамия – это совсем не райский уголок. Горы, сухая степь, пустыня, полупустыня, неожиданно переходящие (что поразительно!)  в болотища. Настоящие оазисы редки и существуют только благодаря Тигру и Евфрату и другим менее известным рекам.. Постоянная жара, кристаллики соли на земле, жгучий ветер и пыльные бури. Но здесь, именно здесь, недалеко от иракского города Хилла лежат развалины грандиозного древнего Вавилона…

Пролив Босфор. Стамбул – бывшая столица Османской империи. Голос муэдзина, призывающий мусульман к очередной молитве. Мечеть Айя-София. Толчея на улицах. Запахи моря, перемешанные с автомобильной гарью. Корабли, проходящие из Черного моря в Мраморное. Моряки, весело рассматривающие огромный город.

Смеются мореплаватели, плывут по своим делам, везут товары, кушают гамбургеры, попивают минеральную воду, пальцами тычут в интересующие их дома и строения на суше  и не задумываются, что под маревом огромного турецкого мегаполиса спит древний город, бывший более тысячи лет центром Христианской цивилизации. Великий Константинополь…

Долгое время знания о Вавилоне европейцы черпали из Библии, из Геродота, из записок и античных сочинений, да сообщений путешественников и паломников. И им этого хватало. Бум интереса к Вавилону возник в  XIX веке. Капитализм победил. Все стало продаваться, в том числе и интересные новости. Образованным слоям общества захотелось экзотических информационных яств. Помилуйте! Помилуйте! Христианство – это так банально и скучно. А вот нечто восточное с изюминкой в виде Ворот Иштар! Прелестно! Изумительно! Археологи ринулись в Междуречье, преодолевая и вредный климат, и опасности встречи с разбойниками, и болезни, и тягу местного чиновничества к бакшишу (взятке).

Вавилон раскопали достаточно споро. Были найдены и письмена, и остатки чисто материальной культуры. Археологи извлекали свои находки из теллей (оплывших холмов из щебня и глины). И вспомнились слова пророка Исайи: «И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там.  Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там.   Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены − в увеселительных домах (Ис 13, 19−22).   И восстану на них, говорит Господь Саваоф, и истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука, говорит Господь. И сделаю его владением ежей и болотом, и вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф (Ис 14, 22−23)».

Обывателю XXI совершенно непонятно почему Бог обещает Вавилону такую участь. В научно-популярных фильмах и книгах, ведь рассказывается о чудесах этого города, процветании и прочем. И причем здесь Содом и Гоморра?

Вавилон с самого своего основания ок. 2500−2400 гг. до Р. Х. пользовался славой города на пересечении торговых путей. Чужеземные династии и завоеватели сменяли друг друга. Но население всегда приспосабливалось. Главное, чтобы процветала торговля и сельское хозяйство. Вавилоняне почти не верили в загробную жизнь и стремились жить настоящим днем. Богов признавали. Боги были нужны, так как за жертвы подавали определенные блага и защищали от чумы или иных напастей. Соответственно и благочестие процветало в Вавилоне, но, боюсь, что такое благочестие вряд ли бы вызвало у психически здорового человека добрые чувства. Храмовая проституция во всех ее видах (в т. ч. и детская). Гомосексуализм так же практиковался. Магия, астрология и примитивный оккультизм. Этим славился «благочестивый» Вавилон. Образ кающейся св. Марии Магдалины – не для Вавилона. Никто не понял бы Марию. Вавилон жил потреблением. Прожирая и грех, и воду, и землю. Неразумный выпас скота, ирригационные работы (новые каналы требовались для большего и большего развития земледелия, ибо городское население росло) – все привело к засолению почв. Древний город начал умирать. Природа не выдержала нагрузки. И в итоге остались только телли…

Константинополь или Новый Рим возник по воле императора Константина в 324−330 гг. Имперская столица превратилась и в первенствующий град Христианского мира.

Василевсы любили свой город, постоянно переустраивали его. Поднимались храмы и монастыри. Когда в Париже (о, как ныне восхваляют сей светоч Запада!) свиньи купались в лужах перед королевским дворцом, Константинополь же блистал мощеными площадями и улицами. Когда европейские университеты только зарождались, в Новом Риме науки процветали. И современная Европа, помня свою отсталость в средние века от Византии, не простила Константинополю ничего. И уж если и не обругала «государство схизматиков», то постаралась забыть самые, что ни на есть, неудобные факты.

Конечно, в Константинополе жили не только праведники и подвижники, но звучал голос святителя Иоанна Златоуста, обличавшего грехи и не только людей малых, но и властной элиты.

Может в Царьграде люди и не отличались излишним благочестием, но они верили в Христа и надеялись на Божью помощь в одолении грехов. Стяжатели и развратники жили тоже в Константинополе, но они стыдились этого, в Вавилоне же о подобном стыде и помыслить никто не мог.

Константинополь и Вавилон – две противоположности, два разнонаправленных вектора. Константинополь при всей светскости всегда был устремлен к Царству Божиему, а Вавилон при всей своей религиозности – к комфорту и довольству, к животному бытию.

Константинополь был захвачен турками в 1453 году, он погиб как витязь с мечом в руках. Вавилон же умер, как сифилитик или прокаженный, разваливаясь на части, истекая гноем.

Константинополь посеял семя веры на севере – на Руси. И стоит над Россией Храм Христа Спасителя, напоминая о соборе Святой Софии – Премудрости Божией.

Вавилон ничего не сеял. Только люди позднего времени сами вскрыли склеп и выпустили на свет дряхлое умертвие. Потребительскому обществу сгодились идеи и знаки города-нежити. Недаром в Страсбуре (Франция) выстроили в 2000 г. здание Европарламента в форме незаконченной Вавилонской башни.

Человеческая история – это путь от Бога к Богу, от Эдема к Царствию Небесному. Если спутником избирается Константинополь, то тогда, несмотря на все ямы и ухабы, тракт ведет к заветной цели. Если же в качестве провожатого принимается Вавилон, то остается только плутать во тьме на краю бездонной пропасти.

Константинополь и Вавилон – это две альтернативы для современного мира. Выбор сложен, но очевиден…

Поделиться: 

Комментарии

Ах, дорогой Александр! Как раз прототип вавилонской башни в Брюсселе и подтверждает ваш парадоксальный "вывод сложный, но очевидный" - Европу тянет в Вавилон! Содом и педофилия шагают торжественным маршем и угрожают нашей стране и если мы жесткого отпора не дадим, то и после нас останутся одни телли...

Нам бы бежать от Вавилона, теряя тапочки и носки. Но тянет туда, как бабочку к фонарику. Прости, Господи! и помилуй нас грешных!

 

    Пора откапывать топор войны,

    Чтоб притупить его о вражьи выи.

    Напрасно б мы искали тишины,

    Когда гремят раскаты грозовые!

(из старенького)

Хорошо сказано! Но загляните на свой блог! Там я продолжаю ругаться.wink

Спасибо Вам, Александр, за очередную прекрасную статью!

Тема Константинополя в частности, и Империи Ромеев (Византии) в целом в наше время очень мало освещается. В связи с этим вопрос: какие труды по истории Византии Вы могли бы порекомендовать? Я начал не так давно читать шеститомник Успенского, но возникло ощущение, что автор смотрит на все с позиций "просвещенного" либерала.

Уважаемый Андрей! Благодарю Вас за весьма лестную оценку моего опуса. Федора Ивановича Успенского все же постараюсь оправдать. Он писал не с точки зрения либерала, а с позиций и требований современной ему науки. И это болезнь общая для научных исследований. Редко какой автор может рискнуть пойти против негласных правил: объективизма и отказа от выражения своего религиозного миросозерцания. Сия беда, зародившаяся еще в 18 веке, так и неизбыта до сих пор. Сам столкнулся с подобными требованиями при защите диссертации в 2006 году. Поэтому не осуждайте Успенского. А книги его хороши тем, что он достаточно подробно освещает факты истории Византии. Православному монархисту некоторые вещи в его книгах действительно кажутся либеральными. Наука в рабстве у либерализма. Печальный факт, но факт. Но "История Визвнтии" Успенского необходима для прочтения. Просто лучше ничего и нет. Читайте, но с учетом поправок, на мнимую научность (навязанную!). Могу порекомендовать следующую литературу (она в Сети есть):

Величко А.М.   История Византийских императоров; Ю. А. Кулаковский. История Византии; Бычков В.В.  2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica.  Том 1. Раннее христианство. Византия; Браунворт Л.  Забытая Византия, которая спасла Завпад (Историческая библиотека); Люттвак Э.H. Стратегия Византийской империи; Н. В. Пигулевская. Ближний Восток, Византия, Славяне; Византийский Временник (сборники); Коллектив авторов. Памятники византийской литературы IV - IX веков  (1968);  по византийской культуре рекомендую работы С. С. Аверинцева и  А. П. Каждан. И настоятельно рекомендую книги из серии "Византийская библиотека". Плюс нельзя пройти мимо работ Владимира Махнача. Где-то так.

Александр, спасибо за рекомендации! А что Вы думаете про двухтомник Васильева?

Однозначно, книги Успенского и Кулаковского лучше. И, конечно, нельзя по настоящему разобраться в истории Ромейской державы без "Истории Вселенских соборов" Карташева. Карташев (до отъезда за рубеж) повинен во многих грехах против русской монархии, но потом маленько одумался, и сия книга хороша.