Герой нашего времени.

Название для своей повести М.Ю.Лермонтов выбрал довольно удачно, поскольку этот вопрос никогда не потеряет своей актуальности. Всегда интересно узнать – а кто он герой нашего времени? О-хо-хо, пока в лидерах Сережа и Саймон из к/ф «Жмурки». Т.е. депутаты с бандитским прошлым.
Прозу Лермонтова Н.В.Гоголь называл благоуханной и просто восторгался ей. Да, талант писательский незаурядный был дан молодому офицеру и читается его проза легко, но образ Григория Печорина не слишком привлекателен. Холодный эгоист, разрушающий чужие судьбы, что контрабандисты Тамани, что горянка Бэла, что княгиня Мэри…И даже добрейший Максим Максимович был убит холодностью Печорина.

Мы все демонизированы в разной степени, но «герой» Лермонтова просто демон!
Разумеется, что Г. Печорин не является фантазией писателя, а как раз наоборот, вполне типичный повеса и завсегдатай светских салонов. Самое грустное, что в нем можно разглядеть много автобиографических черточек самого автора… Но зачем же выставлять его героем? Единственное доброе дело, которое за ним числится – это спасение княжны Мэри от обморока на бале.
Какая-то странная аберрация зрения у наших великих поэтов – настоящих героев своего времени они в упор не замечали. А ведь их было не мало! Ни Багратион, ни Тучков, ни Давыдов, ни Ермолов, ни Паскевич, ни Милорадович, ни Раевский, а хоть бы и Грибоедов не смогли вдохновить своими подвигами наши таланты и расшевелить их на написание романов в стихах или хотя бы в прозе. Зато Е.Онегин и Г.Печорин удостоились быть увековеченными. И это еще полбеды. А беда в том, что всех учеников в нашей стране обязательно пичкают этими произведениями и приобщают к «подвигам» этих сомнительных героев. Да, с художественной точки зрения произведения великолепны, но никуда не годятся с точки зрения морально-нравственной или православно-патриотичной.
Мне могут возразить – вы что, против лучших произведений, против вершин нашей классики? Да, против. Жития святых свт. Дмитрия Ростовского гораздо лучше! Но их в школе не проходят… Детей лишают главного и кормят опасными продуктами.
И поддержку своей критической позиции я нашел у И.Солоневича, когда он безуспешно пытался доказать немецким профессорам, что они не знают России начитавшись наших «Обломовых» и тургеневских «лишних» людей.
А позже поддержка пришла и от К.Н.Леонтьева, очень яркого и утонченного мыслителя, который по слову Розанова имел «заслуженную неизвестность».
Константин Николаевич прямо заявил: «Из человека с развитым воображением только поэзия религии может вытравить «поэзию изящной безнравственности». Ну, если детей приобщать к этой самой изящной безнравственности, то и результат будет соответствующим. А смогут ли они вытравить ее поэзией религии – это большой вопрос.
Святые отцы говорят: «Душа видит истину Божию по силе жития».

Поделиться: