Иерей Александр Шумский. Бесы против России

25 мая по телеканалу «Россия 1» был показан сериал «Бесы» режиссера Владимира Хотиненко по одноименному роману Ф.М.Достоевского. Должен признаться, что все предыдущие работы режиссера Хотиненко у меня восторга не вызывали, особенно «Мусульманин» и сериал «Достоевский. Жизнь полная страстей». О последнем я писал на РНЛ в своей статье «Скверный анекдот про Достоевского». Но надо быть объективным. И сериал «Бесы», на мой взгляд, большая удача и режиссера, и актеров, и всей съемочной группы. Наверное, можно отыскать недостатки в сериале как технические, так и художественные. Но пусть этим занимаются профессиональные критики. Для меня главное – смысл и дух романа, которые безупречно переданы в киноверсии. Когда я в свое время читал и перечитывал «Бесов», у меня моментами от ужаса волосы вставали дыбом. И вот те же ощущения я испытывал, просматривая сериал. Режиссер, оператор и актеры сумели передать леденящий ужас, исходящий от Петеньки Верховенского, Николая Ставрогина и других персонажей романа.

Примечательно, что за все время после распада СССР не было предпринято ни одной серьезной попытки экранизировать роман «Бесы». Лишь поляки сделали свою неудачную, местечковую киноверсию, скучную до предела. Вместе с тем, российские кинорежиссеры более или менее успешно экранизировали другие произведения Достоевского, прежде всего, «Идиота», а так же «Преступление и наказание» и некоторые другие. Но вот за «Бесов» браться боялись. Почему? Потому что необходимо было пройти все круги ада либеральной революции в России, чтобы выстрадать это право. Только сейчас, потеряв почти все, русское общество и русский народ начали отрезвляться от либерального угара и вновь обрели способность слышать своего национального пророка – Федора Михайловича Достоевского. И новая киноработа Владимира Хотиненко, без сомнения, появилась вовремя и, я убежден, принесет благие плоды. Надо заметить, что в наше время именно игровое кино стало наиболее чуткой художественной формой. В ряде современных художественных кинолент можно обнаружить немало провидческого, предвосхищающего грядущие события, а также верное глубинное понимание сути происходящих в мире духовно-нравственных процессов. Возможно, в будущем я напишу об этом специальную статью. Сериал «Бесы», на мой взгляд, относится к разряду именно такого провидческого кино. Конечно, сам материал сериала, т.е. роман Достоевского, является потрясающим пророчеством на все времена. По моему мнению, Достоевский едва ли ни единственный мировой писатель, развивающийся во времени. В этом заключается одна из тайн творчества Федора Михайловича. Я говорю не об актуальности его произведений (актуальных авторов немало), но именно об особом, совершенно живом, присутствии автора и его героев в любом моменте нашей жизни. Критики Достоевского справедливо замечают, что роман «Бесы» написан наскоро. Федору Михайловичу, связанному жесткими редакционными сроками, не хватило времени четко и детально прописать все сюжетные линии, от чего у читателя может возникнуть непонимание некоторых фрагментов. Но, с другой стороны, вот ведь парадокс, именно эта формальная сюжетная недосказанность и незавершенность, а также прерывистый, торопливый и нервный стиль оказались абсолютно адекватными смыслу и идеологии романа. Более того, я полагаю, что если бы у Достоевского оказалось предостаточно времени, и он имел бы возможность все тщательно прописать, то сегодня романом так не восхищались бы. Снизились бы динамика и острота. Вообще надо подчеркнуть, что временной цейтнот преследовал Достоевского всю его жизнь, но именно это обстоятельство во многом придало произведениям писателя ту незавершенность, которой восхищался выдающийся русский философ и филолог Михаил Бахтин.
 
Впечатляет игра молодых актеров, которые по-настоящему глубоко проникли в характеры своих героев. Одной из ошибок, может быть отчасти вынужденной, советских кинорежиссеров, бравшихся за русскую классику, был возраст главных актеров, которые зачастую оказывались намного старше своих героев. Вспомните «Братьев Карамазовых» или «Анну Каренину» тех времен. Уже весьма старый Марк Прудкин играет совсем нестарого еще, согласно роману, Федора Павловича Карамазова. По фильму непонятно, почему Митя Карамазов, которого играет Михаил Ульянов, также значительно превосходящий по возрасту своего литературного героя, страшно ревнует Грушеньку к своему отцу. Столь старый Федор Павлович Карамазов в исполнении Прудкина, конечно, не мог бы представлять серьезную опасность для Дмитрия Федоровича. А вот литературный старший Карамазов, которому по роману нет еще и пятидесяти, давал серьезнейший повод для ревности своему сыну.
 
Владимир Хотиненко, без сомнения, учел ошибки своих предшественников из советской эпохи. Для фильма «Бесы» подобраны актеры, полностью соответствующие по возрасту своим героям. И это сразу создает ощущение подлинности. И, самое главное, как я сказал выше, эти молодые актеры понимают, кого и что они играют. Значит, есть в молодом русском поколении подлинное и глубокое желание постичь Достоевского. Это очень важно! Это свидетельствует о возрождении русского самосознания, без которого нам не спасти Отечество!
 
Неслучайно враги России и русского народа, особенно, либеральные ребята из «Эха Москвы» (лучше сказать – из «Эха преисподней»), тут же забеспокоились, почувствовав, что сериал «Бесы» бьет прямой наводкой именно по ним. Либеральная критика всегда настаивала на том, что роман «Бесы», по сути, разоблачает исключительно тоталитарный советский режим и, прежде всего, товарища Сталина. Либералы, понимая, что от Федора Михайловича им никуда не уйти, пытались и пытаются сделать из него, своего рода, диссидента – антисоветчика. Но никак не укладывается Достоевский в прокрустово ложе антисоветизма, не получается из него ни Сахарова, ни Солженицына. Да, конечно, большевистская бесовщина просвирепствовала в России и, несомненно, о ней тоже пророчествует роман «Бесы». Ленин, Троцкий, Cвердлов, Зиновьев, Бухарин и бесы помельче вполне подходят под «бесовскую» типологию, представленную в гениальном романе. Но именно товарищ Сталин из этой типологии выбивается, так как пытается, насколько это было в его возможностях, восстанавливать имперские дореволюционные элементы, то есть как раз то, что больше всего ненавистно главному бесу романа Петеньке Верховенскому.
 
Сегодня все яснее становится, что большевизм в его ленинско-троцкистском проявлении не только не противостоит либерализму, но представляет собой плоть от плоти либерализма, в отличие от более позднего советского периода. И Достоевский везде и всегда показывал и обнажал этот либеральный корень. Его великий инквизитор из «Братьев Карамазовых», безусловно, гораздо ближе к современному либеральному тоталитаризму, переходящему в открытый фашизм, чем к сталинизму. И в фильме Хотиненко «Бесы» красной нитью проходит именно эта идея.
 
Либеральные борзописцы уже попытались обвинить создателей сериала в том, что они якобы специально хотели вызвать у зрителя ассоциации с недавними майданными событиями на Украине, что Хотиненко, дескать, выполнял заказ Кремля по очернению Украины. Но ведь сериал задумывался и делался еще до начала кровавых событий на киевском майдане и, тем более, до карательной операции на юго-востоке Малороссии. Конечно, когда видишь беснующегося в свином загоне Петеньку Верховенского, после совершенного им убийства «предателя» Шатова, то невольно представляешь себе кровавые события на киевском майдане. Но это лишь еще раз подтверждает особенную пророческую гениальность Достоевского, а не преднамеренность создателей сериала. Кто же виноват в том, что нынешняя беззаконная майданная клика, вся эта масса поросенковых, из поколения в поколение поедавшая сало своего тотемного животного, забила свои мозги и душу огромными холестериновыми бляшками и теперь способна только тупо с хрюканьем убивать, убивать, убивать?!
 
То, что сейчас происходит на юго-востоке Украины, заставляет вспомнить слова великого Крымского святителя Луки (Войно-Ясенецкого): «Но со страхом и болью душевной видим мы на левом фланге человечества несравненно худших и страшных людей. Видим людей-скотов, людей-зверей, людей-извергов и даже людей-бесов». Вы только вдумайтесь в это жуткое определение святого человека: «даже людей-бесов»! А как еще назвать человекообразных существ, которые рассекают грудные клетки жителям юго-востока и вырывают у них сердца?! Такое впечатление, что под смрадными палатками киевского майдана открылись врата ада, из которых выползли все эти кличкояроши, панночки, поросенковы, яйцетягнинюки и прочие рылообразные инфернальные существа, о появлении которых пророчествовали Гоголь и Достоевский. Федор Михайлович предвидел появление на Руси людей-бесов, в буквальном смысле этого слова. Обратите внимание, что название романа, по мотивам которого поставлен сериал Хотиненко, дано писателем без кавычек.
 
И мы вправе утверждать, что против России сейчас поднимаются все силы ада, все бесы. Очевидно, что так называемая политика в обычном классическом смысле слова закончилась, и началось открытое наступление инфернальных сил на Православие и на страну, которая является его главным хранителем. И глядя сегодня, например, на Обаму с Керри или на Псаки с Нуланд (ряд можно продолжить), трудно поверить, что они просто люди. А как нам охарактеризовать одного из главных нынче людей Украины, который ходил в стихаре, клялся на Святом Евангелии и одновременно называл некоего верующего человека православной… (далее следует слово, обозначающее собаку женского рода)?! Все это легко можно обнаружить в интернете.
 
Сегодня эта совокупная бесовщина всеми способами пытается заманить Россию в свой бесовский капкан, то есть заставить Владимира Путина ввести войска на юго-восток Украины. К бесовским свинорылым провокациям, исходящим от представителей ближнего и дальнего зарубежья, добавляются еще и свои, роccийские. Возьмем, к примеру, недавнее видеовыступление Александра Дугина. Меня возмутило, что он противопоставляет нынешнюю трезвую и предельно выверенную политику Владимира Путина по отношению к юго-востоку Украины действиям российской власти в отношении Южной Осетии в 2008 году и Крыма в 2014 году. По Дугину получается, что раз мы ввели войска в Южную Осетию и Крым, значит обязаны вводить войска и на юго-восток Украины. Но ведь ситуации совершенно разные. В Южной Осетии, как и в Крыму, находились наши военнослужащие. И, кроме того, население этих регионов почти на сто процентов было за оказание им Россией военной помощи и за присоединение к России. На юго-востоке Украины принципиально другая ситуация и по масштабам, и по настроению. Там весьма велик процент людей, нежелающих видеть наше военное присутствие и, тем более, присоединяться к России. Это должно быть хорошо известно Дугину. Вводить в такой ситуации войска, мягко говоря, авантюра, поcле чего как раз и может начаться московский майдан, которого так страшится наш известный специалист по геополитике.
 
Но еще больше удивил меня Александр Гельевич своей лексикой, совершенно неприемлемой для православных людей, к которым Дугин себя причисляет. По поводу газовых переговоров российского руководства с украинским господин Дугин воcкликнул: «Какие к ч…й матери переговоры»! Как тут не вспомнить Доcтоевского и телесериал «Бесы»! Я убежден, что бесовская злоба, охватившая дорвавшихся до власти нелюдей на Украине, сожрет саму себя, и очень скоро мы увидим сбывающимися евангельские слова, вынесенные Доcтоевским в эпиграф своего романа: «Бесы, вышедшие из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло».
 
P.S. Путин делает сейчас все, что в его силах. Это очевидно. Устраивать всякого рода истерики недопустимо и преступно. Необходимо оценивать ситуацию духовно, и тогда мы увидим, что России и русскому народу противостоят не политики, а легионы бесов, и бороться с ними необходимо, прежде всего, молитвой и постом, к чему недавно призвал всю Церковную полноту Святейший Патриарх Кирилл.
 
Иерей Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России
Поделиться: