Перейти к навигации

Искусство на служении Власти

Искусство в СССР было подцензурно и раболепно. И переменчиво, в зависимости от курса партии и тех, кто в данный момент находился у власти. Но и у цензуры бывали проколы. Все проколы цензуры тут же отражались в соцреализме!  Хочу представить Вам  подборку картин советских художников стиля соцреализм, увиденных свежим современным взглядом.



В 1885 г. была такая Морозовская стачка, на фабрике капиталиста Морозова в Орехово-Зуево. На тот момент -  стачки, профсоюзы, партии и всякая оппозиция  в стране были запрещены. Но народ все равно вышел. В СССР, который заявлял о себе как о "государстве рабочих и крестьян",  это событие всячески пропагандировали. Вот и получались подобные ляпы. Ниже - 2 картины написанные в советский период про эту стачку. Почувствуйте разницу!

 

Георгий Савицкий. "Совещание рабочих перед морозовской стачкой".

Нормальное совещание. Штоф водки, рюмки, закусончик. Мужик за столом справа (со сжатым кулаком)  - вожак, предлагает план, все слушают, (есть ли у нас план, мистер Фикс(с) ). Благородные семитские черты лица вожака, хоть и в русской косоворотке, явно диссонируют с лицами "русского быдла".  Тот что за ним (крайний справа) накатывает еще рюмашку. Дед слева ( в красной рубахе) сидит с выражением :"Ох, твою ж мать!"


А вот вторая картина.

Иван Владимиров. "Морозовские ткачи обсуждают требования накануне стачки ".

Композиция, в целом, та же - вожак со списком, мужики-работяги. Но на столе - только чай!  Молодец художник. Классовая борьба это ж борьба с кровавым самодержавием, угнетавшим всех и вся, а особенно жителей местечек, а не со штофом водки.

Еще пара чудных картин, автор -  Александр Дейнека, классик соцреализма.
 

Алексендр Дейнека. "Душ". 1937 г.

Сначала идея была такая - спортсмены в душе, один сидит, остальные моются. Потом Дейнеке картина не понравилась и он отрезал правый фрагмент, с мужиком, который наклонился. (к чему бы это, неужели слишком откровенно?). А из левого фрагмента чуть позже, во время войны,  автор сделал отдельную картину, с другим названием.
 

Александр Дейнека. "После боя". 1944 г.

То есть это уже не спортсмены, это солдаты, 1944 год.  Принимают душ после боя с немцами. Кабинки, горячая вода, все удобства. Вот как на фронте воевали-то! Как выйдешь из окопа и тут же за углом душевая со всеми удобствами:-)

Пока Дейнека упражнялся со своими мужиками в душе,  другие художники пытались изобразить советских женщин. Это вообще, не тема - ПЕСНЯ!!! Особенно яркие образы создал питерский соцреалист Александр Самохвалов.

 

Александр Самохвалов. "Метростроевка со сверлом". 1937 г.

То ли сверло, то ли отбойный молоток, то ли фалос...  Но не важно.


Александр Самохвалов. "Метростроевка, несущая арматуру", 1932

Александр Самохвалов. "Женщина (работница) с напильником". 1929 г.

Помимо перечисленного (отбойные молотки, напильники, арматура), там у него еще есть  - с лопатой, лебедкой, бетономешалкой, ну в общем весь спектр женского равноправия, эмансипации и беспримерной преданности коммунизму. Вот только детей рожать некогда, да русскому "быдлу" и не надо. Пусть приобщается к общечеловеческим ценностям.

Еще один важный аспект соцреализма - портреты вождей. Дело выгодное (для художника), но нужно иметь политическое чутье, а собственное видение засунуть подальше. Хотя картина ниже, кстати крайне известная, шикарно показывает, кто делал Октябрьский переворот, и что это за "народ", который возглавляли совестливые пассажиры пароходов и пломбированных вагонов.

Константин Юон. "Первое появление В.И.Ленина на заседании Петросовета в Смольном 25 октября 1917 г." 1927 г.

Ленин провозглашает Советскую власть -  кульминационный момент революции. Сзади Ленина, в президиуме - его соратники. В том числе: верхний ряд (справа налево) - Антонов-Овсеенко; Каменев (в пенсне); четвертый справа - Сталин, радостно аплодирует;  рядом с ним - Троцкий с характерной бородкой; еще левее через одного - Рыков, высунулся посмотреть на Ильича. В общем, одни враги народа. Каменев - левый уклонист (расстрелян вместе с женой), Рыков - правый (аналогично),  Антонов-Овсеенко - троцкист и шпион (и тоже вышка, и ему, и жене), ну и главный враг Троцкий - известное дело, ледорубом по голове.

Довольно интересно выписана публика непосредственно перед трибуной Ильича:

Какие-то странные народные массы перед трибуной. Как будто не на съезде, а в корчме какого-то местечка. Как эти лица с благородными семитскими чертами диссонируют с лицами "русского быдла" на картине про морозовскую стачку. Короче... картину пришлось переписывать.
Получилось вот что:

Константин Юон. "Выступление В.И.Ленина в Смольном".1935 г.

Всего прошло 8 лет, а как многое изменилось! Президиум сократился до 4 человек  (справа налево): Молотов, Урицкий, Дзержинский, Сталин.Народ перед трибуной тоже поправили - теперь там сугубо русские лица в картузах и кепках. У Ленина стал выше лоб, да и сам он как-то возмужал, накачался что ли? А художник в 1947 г. стал лауретом Сталинской премии первой степени в области литературы и искусства.
Да, много врагов народа было... Что там Президиум! Идут, бывало пионеры в лес по грибы. А там - английские шпионы!

С. Светлов. "Пионеры поймали английского шпиона".1939 год

Или вот:

М.Антонов. "Разоблачение врага народа в цеху". 1938.

А лица-то опять какие! Так и понятно, рабочие - не одухотворенные певцы революции в президиумах.

Не только в цеху, даже дома надо быть начеку. Враги народа - они такие...

Н.Чебатков. "Павлик Морозов". 1959 г.

Но пришло время, вернулась реакция одухотворенных товарисчей -  и партия нашла в себе силы разоблачить и самого товарища Сталина, главного борца с врагами народа. И тогда Министерство Правды взялось за работу.

Вячеслав Мариупольский. "Вожатая". 1949 г.

Он же. "Вожатая". Конец 1950х гг.

Портрет вождя заменили. Да и взгляд у вожатой как-то подобрел что ли...

Сергей Григорьев. "Прием в комсомол". 1949 г.

Соцреализм во всей красе. Комсомольцы принимают нового бойца в свои ряды. Пытают, что да как. Сзади - старший товарищ от партии в военном френче как-то слишком заинтересованно смотрит на будущую комсомолку. За ним - самый старший товарищ, в виде бюста. Смотрит на девченку прищурясь.

Он же. "Прием в комсомол". 1958 г.

Все на месте, только бюст пропал.

Ну и напоследок еще один классик соцреализма  -  Гелий Коржев, в пост-сталинские времена - ударный работник Министерства Правды.

Гелий Коржев. "Поднимающий знамя". 1963

Там целый триптих у него был , назывался "Коммунисты". Это центральная часть.

Гелий Коржев умер в 2012 г.  Он дожил до краха СССР,  увидел 1991 год, когда знамя таки упало.

Гелий Коржев. "Свалка". 2007 г.

Я думаю, две эти картины, поскольку их написал один и тот же  автор (но с разницей в 47 лет), надо объединить в одну и показывать вместе. Вот 1960 год (слева),  а вот - 2007 (справа).

Вот и все "искусство"!

 

Поделиться: 


Blog | by Dr. Radut