Святитель и Государь (Раздумье на ступеньках истории)

2013 год постепенно подходит к завершению. В России он был отмечен многочисленными мероприятиями, связанными с 400-летием Дома Романовых. Декабрь – последний месяц года. И, как всегда, 19 декабря Русская Православная Церковь чтит святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских. Как то уж так получается, что в различных публикациях постоянно упоминается имя святого праведного Иова Многострадального (ибо последний российский император Николай Александрович родился 6 (18) мая 1868 г., как раз память этого праведника). Проводятся параллели, рассматривается судьба страстотерпца царя Николая в контексте ветхозаветного повествования об Иове. Но о том, что Николай Второй был наречен при крещении в честь святителя Николая Мирликийского, редко говорят и пишут…

В светской среде уже в XX веке образ святителя, борца с ересью, защитника людей заменяется на рекламного Санта-Клауса (который и не Санта, и не Клаус, а не то эльф, не то призрак, прыгающий под Рождество в трубы и разносящий подарки). Десакрализация мира и распад западного христианства привел к разрушению смыслов и норм поведения.

Потребительскому обществу совсем не нужны святые. Выпестованное капитализмом, выросшем из кальвинистского богословия (отказавшегося от святости), оно сосредотачивается на сугубо материальном, совершенно забывая о Боге и духовном аспекте жизни. В таких условиях, чудеса святителя Николая принимаются за дешевые фокусы и даже в «Житии» святителя ищутся развлекательные моменты, которых там принципиально быть не может.

Одним словом, светлый облик Николая Чудотворца просто был искажен до неузнаваемости, а сам святой откровенно оболган. Неестественно хохочущий Санта, лакающий «Кока-Колу» – вот, что предлагается вместо чистоты и праведности, вместо заботы о ближнем и охраны христианской веры. Но общество, потерявшее Истину, отнюдь не стало более счастливым. Иступленный смех – не признак душевного здоровья. Не случайно количество самоубийств и поклонников половых извращений растет в геометрической прогрессии. А иначе и быть не должно. Те, кто отказываются от признания святости, да еще и издевающиеся над нею, лишаются покровительства Божия…

Русское государство в двадцатом столетии испытало не мало бед. Все ищут причины в экономике и политике. Но там ли?

Собственно к началу Первой Мировой войны Россия развивалась вполне нормально. По целому ряду экономических показателей наша страна уступала только США, Великобритании, Германии и Франции (да и то последнюю кое в чем и перегоняла). Демографических проблем, как в настоящее время, не имелось. За время правления царя Николая II население империи выросло на 62 млн. человек, причем высокая рождаемость отмечалась среди русских. Браки были крепкими. Многодетность считалась обыденным делом. Расходы на образование выросли (1894-1914) в шесть раз. Число учащихся в вузах росло неуклонно, а по количеству женщин, получающих высшее образование, Россия являлась лидером в Европе. Конечно, еще предстояло сделать очень много, ведь только в 1908 г. всеобщее начальное образование стало бесплатным. Но Россия спокойно приближалась к уровню развития наиболее сильных государств планеты. Не видеть в сем заслуг императора Николая Александровича склонен только слепой…

Однако, ежели внимательно рассмотреть высказывания о последнем русском царе, кои кочуют, скажем, по Интернет, то обнаружиться повальное увлечение блоггеров пропагандистской шелухой, растиражированной революционерами и либералами. Страстотерпец Николай показывается то в роли жестокого тирана (с обязательными воплями: «А что, православные, это ваш святой?»), то в качестве безвольной личности и подкаблучника у своей жены. Не пропущено никакой самой малейшей гадости, какую только можно приписать любому человеку. И все воспринимается, как правда, не подлежащая критике. Современные потребители солидаризируются в осмеянии государя с «демократами» начала XX в.

А что же не нравилось светским «львам» и «львицам» эпохи Российской империи? Прежде всего то, что Николай Александрович являлся ПРАВОСЛАВНЫМ ЦАРЕМ! О, сколько шума подняли либеральные издания при прославлении в 1903 году батюшки Серафима Саровского! Ведь было известно, что Николай Второй особенно настаивал на канонизации преподобного. Затем «демократические» газетчики ринулись ругать императора и за прославление святителя Иоасафа Белгородского в 1911 году. Ну, не нужны были этим господам еще святые на Руси. По либеральным небылицам русские святые иначе, как обскурантами и мракобесами и не объявлялись.

Император Николай очень любил святителя Николая Мирликийского. Именно иконой его он благословлял солдат и офицеров, отправлявшихся на фронты русско-японской войны (1904-1905). Но если народ воспринял войну, как тяжелую, но необходимую ношу, то «прогрессисты» узрели способ развернуть в стране революцию.

Почему-то начало первой революции в России историки-атеисты упорно сдвигают к «Кровавому воскресенью» (9 (22) января 1905 г.). Но раскручиваться все принялось гораздо раньше. Например, игнорируются выступления революционеров на территории Польши, предшествовавшие событиям в Петербурге.  И в стороне остается заграничная конференция оппозиционных сил в Париже (сентябрь-октябрь 1904 г.), где присутствовали не только русские революционеры и либералы, но и польские, и финские националисты. Период с октября 1904 г. по январь 1905 г. – это и есть время на подготовку революционного выступления.

9 января 1905 г. рабочих столицы призвали идти к царю с петицией. Но, организаторам шествия, заранее было известно, что государя в Зимнем дворце и не было. 6 (19) января, во время праздничного салюта, одна из пушек оказалась заряженной картечью и выстрел пришелся частично на то место, где находился император со свитой. Доподлинно не ясно, что произошло: банальное головотяпство или попытка покушения. Требования элементарной безопасности после подобного происшествия диктовали отказ от встречи с рабочей манифестацией, тем паче об участии в ней революционеров сведения поступали регулярно.

Обычно историки сообщают о мирном характере шествия, но… Хоругви для похода были захвачены в храмах насильственным путем (читаем воспоминания очевидцев и участников). На Васильевском острове, еще до столкновений с войсками, уже строились баррикады. И первыми жертвами «Кровавого воскресенья» явились не рабочие, а два «полицейских чина». И существуют свидетельства, замалчиваемые в монографиях и статьях советского периода, о стрельбе из толпы по солдатам, которые только затем открывают ответный огонь.

В XXI веке мы знаем о применении технологии, так называемой «оранжевой революции», которая неоднократно использовалась для свержения неугодных правительств в современных Ливии, Египте и т. д. «Кровавое воскресенье» абсолютно вписывается в разряд «оранжевых революций» (только если сейчас для информационного обеспечения используют Интернет и телевидение, то в начале XX века в ход шли газеты и листовки).

Гибель людей – это страшно и горько. Но и здесь революционные пропагандисты отличились в обмане и дезинформации, рассказывая о тысячах погибших. По официальным данным убито было 134 человека, а около 300 ранено. Кстати, в 1922 г. советский исследователь (и, соответственно, идеологический противник монархии, и большевик) В. Невский провел подсчет и выяснил, что цифра погибших колеблется в пределах 150-200 человек.

Революционеры после 9 января 1905 г. развернули открытый террор против власти.

«Российский терроризм распространился в то время, когда, по словам Вильяма Брюса Линкольна, «убийства, самоубийства, сексуальные извращения, опиум, алкоголь были реалиями русского Серебряного века». Это был период культурного и интеллектуального брожения и декадентства, когда многие мечущиеся бунтующие умы под влиянием жажды модного тогда артистического экстаза искали поэзию в смерти. Для растущего числа образованных людей, отвергших не только официальную Православную Церковь, но и самые основы веры и духовности вообще, экспериментирование с разными суррогатами стало стилем жизни… К концу 1907 года число государственных чиновников, убитых или покалеченных террористами, достигло почти 4 500. Если прибавить к этому 2 180 убитых и 2 530 раненых частных лиц, то общее число жертв в 1905—1907 годах составляет более 9 000 человек.» (Гейфман А. Революционный террор в России, 1894–1917/ Пер. с англ. Е. Дорман. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. – С. 29-31.). Комментарии излишни…

Февраль 1917 года тоже отлично вписывается в технологию «оранжевой революции». И после него держава рухнула в яму. Злодейское убийство государя и всей царской семьи несет для нас духовный урок. Нельзя надеяться на то, что Бог будет благоволить к стране, где убивают невинных, при этом еще и оболганных при жизни и после смерти. Гражданская война в России, с ее непереносимыми ужасами, достаточно четко доказывает, что отвергнув Православие, народ лишился и заступничества святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских. В Гражданской войне не было правых. «Белые» революционеры воевали с «красными». Верных Господь защищал, мученикам же приготовил лучший удел, чем земная юдоль…

Сейчас на дворе иное столетие. Воздвигаются храмы, звонят колокола, православные христиане молятся перед иконами страстотерпца   царя Николая и сонма мучеников, пострадавших за веру в годы лихолетья. И вновь радуется народ во время праздника в честь святителя Николая Мирликийского. Но иногда щемит сердце, когда с телеэкрана или из радиоприемника выливаются ушаты грязи на Русскую Православную Церковь, на архиереев, на священство и на святых. Нечто похожее уже было когда-то. Неужели мы, как неразумные дети, не выучили уроков? Грустит сердце. Грустит. Но есть и отрада. И надежда появляется. Надо лишь, осенив себя крестом, произнести: «О, пресвятый и пречудный Николае, утешение всех скорбящих, нынешнее наше приими приношение, и от геенны избавитися нам Господа умоли, благоприятным Твоим ходатайством, да с тобою воспеваем: Аллилуиа».

Поделиться: