О Церковно-Славянском Языке

 

О ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ

   Прошу прощения, братие и сестры, если мои рассуждения покажутся Вам детскими.

   С чем можно сравнить Церковно-Славянский Язык и церковно-славянскую письменность? Давайте сравним их с Иконой. Вы знаете, меня очень удивило то, что один человек, критикуя одну православную газету, изрёк такую фразу: что в этой газете утверждается, что Святые на нас с Икон смотрят. И он назвал это суеверием. То есть: меня удивило вот что: что кто-то может этого не видеть.

   А я всегда вижу. Вот смотрю на Святые Иконы и вижу, что с них Святые на нас смотрят, как живые. Первый раз я это обнаружил ещё в 1992 году, когда я только начал воцерковляться. Пришёл в Покровский Собор города Самары, подошёл к чудотворной Иконе Пресвятой Богородицы, взглянул на неё и вдруг увидел, что на меня смотрит Своим небесным взором Сама Пресвятая Богородица.

   И с тех пор я всегда это вижу.

   Так вот. Недавно у нас в церкви освятили новую Икону Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона. Освятил Батюшка и сказал в проповеди, что освящение Иконы: это только начало. Нужно ещё её намаливать. И действительно: смотришь на эту Икону и видишь, что она не намоленная. Святой с неё не смотрит. Это просто как картина мирская.

   Ещё, не знаю: сколько времени надо и усилий, чтобы её намолить, чтобы Святой с неё смотрел и чтобы получать от молитв перед этой Иконой помощь.

   Так вот. С чем мы сравним, братие и сестры, планирующийся перевод Богослужения с Церковно-Славянского Языка на русский? Это как если у нас есть Храм Божий, полный Чудотворных, намоленных веками Икон. И с каждой Иконы в этом Храме на нас смотрят Господь, Пресвятая Богородица, Святые и Ангелы.

   А мы возьмём все эти Чудотворные Иконы и: отправим на склад. А в Храме повесим на их место новые Иконы, свеженаписанные.

   И вот приходит человек в Храм. Приходит с какой-то бедой. Встаёт молиться перед Иконой: смотрит: а Икона не намоленная. Встаёт перед другой: смотрит: и эта Икона не намоленная. Пытается молиться на эти ненамоленные Иконы: а отклика нет никакого. И утешения нет никакого. Он пошёл и бросился под поезд.

   А кто отвечать за это будет перед Богом? Не те ли, кто убрал все намоленные, Чудотворные Иконы из храма и отправил их на склад?

   Это сравнение: оно, безусловно, грубое и примитивное. Потому что Церковно-Славянский Язык: это язык, специально созданный Святыми Равноапостольными Кириллом и Мефодием для молитвы и чтения Святого Писания. И он не только намоленный веками, не только подобен Чудотворной Иконе, но он имеет то преимущество перед литературным русским языком, что он применяется только для молитвы и чтения Святого Писания. И больше ни для чего.

   Слова в Церковно-Славянском Языке: не заболтанные, не опошленные всегдашним пустословием и празднословием.

   Если взять для примера поляков, то, как они обращаются к Богу?

  «Пан Бог». Как друг друга называют панами, так и к Богу обращаются. У нас есть слово «Господь» и слово «господин». Одно и то же слово, но: какая разница! «Господь»: слово специальное, предназначенное для обращения к Богу, а «господин»: слово обычное, предназначенное для обращения друг к другу.

   Но я рискну утверждать, если вернуться к нашему с Вами сравнению замены Церковно-Славянского Языка на русский с заменой в Храме намоленных веками Чудотворных Икон на новые, что эти новые Иконы: сколько на них не молись: такими Чудотворными уже не будут по той причине, что молиться на них нужно с величайшим благоговением, чтобы намолить их до Чудотворности, а откуда возьмётся это благоговение по отношению к молитвам, переведённым на русский язык, если этот язык опошлен мирскими на нём разговорами?

   Вот ещё одно сравнение. Использование одного и того же языка, одних и тех же слов для молитвы и для мирских пустых разговоров с чем можно сравнить? Его можно сравнить с использованием одного и того же помещения церкви и для каждения ладана и для курения табака. Покадили ладаном: а теперь давайте здесь покурим. Покурили: а теперь давайте здесь покадим. А потом опять покурим.

   Спрашивается: благоволит ли Господь Дух Святой обитать в таком помещении? Думаю, что нет.

   Всё наши господа модернисты пытаются быть умнее Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия. Святее их, что ли, себя считают? Вместо того, чтобы бережно хранить то, что передано нам нашими благочестивыми предками: всё какие-то новшества придумывают.

   Кирилл и Мефодий, по их мнению: устарели. Так может и Христос устарел? Так может им лучше перейти уже в какую-нибудь другую религию: более современную и оставить Православие в покое?          

 

Поделиться: