Размышления о талантах

 

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТАЛАНТАХ

   Само слово «талант» попало к нам, в русский язык, из Евангелия. И означало оно первоначально: слиток серебра. Вот из этой притчи Господа:

«14. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:

15. и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

16. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;

17. точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;

18. получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

19. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

20. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них».

21. Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

22. Подошел также и получивший два таланта и сказал: «господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них».

23. Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

24. Подошел и получивший один талант и сказал: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,

25. и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое».

26. Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;

27. посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;

28. итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,

29. ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

30. а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Сказав сие, Иисус возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»

   Что такое талант? Что Господь назвал в этой притчи талантами? Это все наши способности. Не надо так думать, что талант: это что-то обязательно связанное со способностями людей творческих профессий, что эта притча касается только писателей, поэтов, скульпторов, режиссёров, архитекторов и т.д., а обычных людей с обычными способностями: не касается.

   Эта притча касается всех и каждого. Вот взять человека, который трудится физическим трудом: рабочего, крестьянина. Способность трудиться физическим трудом: это что: не талант? Талант и очень даже ценный. Способность наша говорить: это талант, это великий Божий дар. Само время, отпущенное нам для жизни: это тоже талант.

   У кого нет никаких талантов? Совсем нет? В Житиях Святых приводится такой пример. Лежит человек парализованный, и всё что может: это перекреститься правой рукой: больше никаких движений не может совершить и произнести: «Господи помилуй!». И больше ничего сказать не может. И вот приходили к нему все и смотрели на него, как он крестится с благоговением и молится. И здоровые люди учились у него, парализованного, вере и благочестию. И он им приносил пользу и большую своим примером.

   То есть вот: даже так. Даже и это: просто способность: «Господи помилуй!» сказать и перекреститься: это тоже дар Божий: талант: и за этот дар Господь тоже спросит. И этим тоже можно угодить Богу, а можно: не угодить. Потому что мог бы он сказать себе: «вот, я парализованный и ничего не могу» и лежать, в мыслях роптать на Бога.

   Итак, мы с Вами, братие и сестры, пришли к выводу, что притча о талантах относится ко всем нам, касается всех и каждого. И что у каждого человека есть таланты: у кого пять, у кого: два, у кого: один, но есть у каждого обязательно.

   Рассмотрим три опасности, которые подстерегают каждого человека, наделённого талантами, то есть: вообще каждого человека.

   1.Первую опасность указал нам Сам Господь в Своей притче. Это: опасность закопать талант в землю. Вот дал Господь рабу Своему один талант. А он говорит себе: «Ну что такое мне Господь дал? Всего один талант. Так мало? Да что это такое: один? Вообще почти ничего. Пойду-ка я его в землю закопаю и пойду спать». Пошёл, закопал, и пошёл спать. А результат: всем известен из притчи.

   2.Вторая опасность: это возгордиться своим талантом. Для иллюстрации приведу песню Светланы Копыловой «Кисточка в Божьих руках»:

 

1.      Жил на свете маляр, и любил провожать он закаты,

Наблюдая, как прячется солнце за быстрой рекой,

И ещё он мечтал стать художником, чтобы когда-то

Отразить на холсте мир прекрасный и разный такой.

 

2.  Очень скоро судьба оказалась к нему благосклонной:

Знаменитым художником стал не в одной он стране:

За огромные деньги картины шли с аукционов,

С каждым днём возрастая всё больше и больше в цене.

 

3.  Но однажды красивую девушку встретил художник,

Взор смешливый и алый румянец пленили его,

И решил, что её отпустить ни за что он не сможет,

Если не передаст на холсте этот образ живой.

 

4.  Он её рисовал вдохновенно и самозабвенно.

И портрет получился таким, что сравнения нет.

Посмотрела она и сказала вдруг проникновенно:

-Да, хорошая кисточка! Очень удачный портрет!

 

5.  Рассмеялся художник наивности девушки этой:

-Да при чём же тут кисточка? Дело - в таланте моём!

Я и чёрным углём нарисую все степени света

И белилами выкрашу ночь на холсте на своём!

 

6.  Улыбнувшись, сказала она, не смущаясь нимало:

-Мне казалось, что Вы - тоже кисточка в Божьих руках,

И премудрый Творец, чтобы мы красоту понимали,

Через Ваши полотна Свой мир открывает для нас.

 

7.  У художника, точно свеча, вдруг погасла улыбка,

И, чеканя слова, он сказал, раздражённо слегка:

- Нет, творец - это я! Слышишь, - я! И большая ошибка-

Думать, будто бы я - это кисточка в чьих-то руках!

 

8.  Вновь он краски смешал и сменил полотно на мольберте,

И рукою уверенной снова стал делать мазки,

Но уже через час был он самым несчастным на свете:

На холсте видел он лишь работу бездарной руки.

 

9.  Он полотна менял, снова смешивал краски, но тщетно!

Он катался по полу, ломал свои кисти, и выл…

Он был самым несчастным и самым бездарным на свете,

Словно это не он гениальным художником был.

 

10. Жил в убогой каморке когда-то известный художник.

Он любил повторять, глядя вдаль на застывший закат,

Что всё бренно на этой земле, и что люди не больше,

И что люди не больше, чем кисточки в Божьих руках.

   Из этого следует, что таланты, которые Бог нам дал: все наши способности: мы нашими считать не имеем никакого права. Они: Божьи. Бог их нам дал, Бог может и забрать в любой момент, когда Ему угодно будет. Может прибавить, а может убавить, когда Ему угодно. Вот это нужно помнить и так пользоваться талантами, которые дал нам Бог, не как своей собственностью, а как рабы, которым господин доверил на время часть своего имущества, как обязанные дать отчёт.

   И как у нас нет ничего своего: всё Божие, и так как сами мы: рабы Божии, то и гордиться нам нечем. Чем гордиться тому, у кого ничего своего нет, совсем ничего? Гордость и тщеславие: это уже воровство. Чтобы погордиться чем-то: нужно что-то иметь, а как у нас ничего своего нет, то мы каждый раз, чтобы чем-то погордиться, присваиваем себе имущество Господа.

   И как сказал Господь: «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что' должны были сделать» (Лк.17:10). Но эти слова никто не имеет права говорить, потому что всё, повеленное Ему, исполнил только Господь наш Иисус Христос. А мы все: грешные рабы.

   3. Третья опасность для человека, наделённого талантами, то есть: для каждого человека, заключается в том, что эти таланты можно использовать во зло. Для иллюстрации: ещё одна песня Светланы Копыловой:

                                 

                                    Писатель и вор

1.  Под землёй глубоко расположен ад,

Там в котлах чугунных грешники кипят.

Вот уже бесята новых двух ведут:

-Плавайте, покуда вас не заберут!

 

 

2.  Новеньких столкнули в жаркие котлы:

Каждому - по пояс серы и смолы.

Под одним соседом огонёк сильней -

Был в земной он жизни вор и прохиндей.

 

3. А другой - писатель в жизни был земной.

Участи загробной он не ждал такой...

Хоть под ним и меньше огонёк горел -

Но котёл, однако, тоже закипел.

 

4.  Тут писатель видит: за истёкший срок

Под соседом меньше стал вдруг огонёк,

Ну, а сам писатель кое-как дышал,

Будто кто-то ловко увеличил жар.

 

5.  Время бесконечно в вечности течёт...

Огонёк соседа меньше стал ещё.

Выглянул писатель, ну а за бортом

Полыхает пламя под его котлом.

 

6.  Этого писатель уж не мог стерпеть:

-Почему, скажите, должен я кипеть?

И явился ангел, и сказал ему:

-Объясню, за что ты терпишь столько мук.

 

7.  Не смотри, писатель, что сосед твой - вор,

За него родные молят до сих пор,

А твои романы, коим нет конца,

Снова развращают юные сердца.

 

8.  Бог тебя талантом в жизни наградил,

Добрые чтоб чувства в людях ты будил,

А твои творенья будят страсти лишь,

Оттого теперь, брат, ты в котле кипишь.

 

9.  Дай нам, Боже, помнить на своём пути,

Что соблазнам должно в этот мир придти,

Но какое горе ожидает нас,

Если в мир приходит через нас соблазн!

  То есть: каждому человеку, наделённому талантами, а значит: вообще каждому человеку, нужно ещё и этой опасности стараться избежать: стараться, чтобы не употребить данные ему Богом таланты во зло. И как в песне говорится про писателя, то, конечно: людям творческих профессий: особенно. Потому что вот вор-то тот из песни покипит-покипит там в котле, да, может со временем его родные и совсем отмолят и попадёт он в Рай. А как романы писателя всё новые и новые юные сердца развращают, то и мучается он за это в аду всё сильнее и сильнее.

   Вот такие три опасности нас подстерегают. Да сохранит нас от них Господь!  

Поделиться: