Перейти к навигации

О любви

 

   Однажды, лет 15 назад, к нам пришла цыганка и просила милостыню. Я дал ей 500 рублей (старых, не деноминированных). А я знал, что эти деньги мать приготовила для сестры. Но надо же милостыню подавать, ведь это добродетель, разве не так? Я поступил неправильно. Отобрать необходимое у своих и отдать чужим: это неправильная любовь. Любовь должна быть правильной.

   Она должна распространяться прежде всего на самых ближних. Потом: если хватает любви: и на более дальних. Потом: ещё на более дальних, если хватает любви. Вот это: правильная любовь. Но что можно сказать про Божию любовь к нам, людям? Её хватает для всех. Как сказал Господь: «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45). Что нам Христос заповедал, то: конечно и Сам выполнил: Его любви хватает на всех.

   Христос дал нам Заповедь, которую никто, кроме Него не выполнил до конца: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). Вот такая Божия Любовь к нам, грешным, что за неё Господь наш Иисус Христос принял мученическую смерть на Кресте.

И за нас, Распятый, много ты терпел,
За врагов молился, за врагов скорбел.
Я же слаб душею, телом также слаб
И страстей греховных, я преступный раб.

   Любовь Лиц Пресвятой Троицы между собой такова, что она не замыкается только на лицах Святой Троицы. Её, этой любви, хватает на весь мiръ. И нам нужно стремиться к тому же. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16).

   Любовь к ближнему начинается с семьи. Кто не научился ещё своих самых ближних любить: как может любить более дальних? В том ещё совсем нет любви. 

А мы не любим никого

Мы только думаем, что любим.

   И как её стяжать: любовь: для начала любовь к самым ближним: к членам своей семьи? Надо молиться об этом тем Святым, которые более всего просияли семейной любовью: Петру и Февронии Муромским, родителям преподобного Сергия Радонежского Кириллу и Марии и Святым Царственным Мученикам.

   А когда мы с их помощью научимся любить самых наших ближних: тогда можно распространять свою любовь с их же помощью и на более дальних. А до тех пор, пока самых ближних не любим: не надо себя обманывать: «мы не любим никого, мы только думаем, что любим».

   Любовь к Богу и к ближнему: это связанные вещи. Связанные, потому что человек: образ Божий. Кто ближнего не любит, тот и Бога не любит. И любовь к Богу растёт вместе с любовью к ближнему.

«31. Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,

32. и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;

33. и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.

34. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

35. ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

36. был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

37. Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38. когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39. когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?»

40. И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

41. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

42. ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;

43. был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».

44. Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?»

45. Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: «так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».

46. И пойдут сии в мýку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:31-46).

   Из этого зачала из Евангелия, читаемого в неделю о Страшном Суде, видно, что Господь ставит любовь к ближнему мерой любви к Нему. Что мы делаем доброго ближнему: мы делаем Самому Ему: Христу-Богу. А что мы не делаем доброго ближнему: мы не делаем Самому Ему: Христу-Богу. И что мы злого делаем ближнему: мы делаем Самому Ему: Христу-Богу.

   Поэтому можно сказать, что любовь к Богу и к ближнему: это всё одна и та же любовь. Научимся любить ближнего по молитвам к Святым, наиболее этой любовью просиявшим: и одновременно, в процессе этого обучения: научимся и Бога любить.

   Нет: значит нет. Не научимся: тогда не надо себя обманывать: не надо говорить, что мы Бога любим. Но как сказал Паисий Святогорец: в смирении есть уже и любовь. Поэтому: можно и так: можно и о стяжании смирения молиться: Преподобному Сергию Радонежскому, например. А вместе со смирением мы и любовь получим. Однако: молитва к Преподобным Кириллу и Марии: это уже молитва к Преподобному Сергию Радонежскому, потому что они: одна семья.

   Сначала нужно стяжать страх Божий, а потом уже и любовь к Богу. А между страхом Божьим и любовью к Богу есть промежуточный этап: благоговение. Поэтому: нужно следить за собой: есть благоговение: значит мы уже на пути к любви к Богу; нет благоговения: значит мы и от любви к Богу далеки.

Поделиться: 


Blog | by Dr. Radut