Перейти к навигации

Памяти А.Н.Меллер-Закомельского

 

ПАМЯТИ БАРОНА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА МЕЛЛЕР-ЗАКОМЕЛЬСКОГО

   Как пишет С.С. Ольденбург в своей книге «Царствование Императора Николая II» про подавление революции в Сибири и на Дальнем Востоке в 1905 году,

 

«28 декабря, командование маньчжурской армией получило через Шанхай телеграмму Государя от 14 декабря, возлагающую на ген. Ренненкампфа восстановление порядка на Сибирской, Забайкальской и Китайской ж. д. Ген. Линевич и Куропаткин были смущены: сначала возникла мысль «пустить Ренненкампфа в качестве туриста»... Куропаткин считал нужным, чтобы деятельность Ренненкампфа «регламентировалась постановлениями Г. Думы(?)» Но трудно было не исполнить прямой приказ Государя.

 

В это время Государь нашел более быстрого исполнителя. Ген. Меллер-Закомельский принял поручение — очистить от революционеров Великий Сибирский путь. В ночь на Новый Год, с отрядом всего в двести человек, подобранным из варшавских гвардейских частей, он выехал из Москвы на экстренном поезде. Такое предприятие могло показаться безумием: говорили, что в Чите многотысячное революционное войско, что запасные, возвращающееся из Маньчжурии — а в пути их были десятки тысяч — утратили всякую дисциплину. Но горсть людей с решительным командиром оказалась сильнее анархической стихии...

 

Меллер-Закомельский действовал круто: встретив на ст. Узловой первый поезд с распустившимися запасными, он вывел свой отряд, выстроил половину его на платформе, а другая часть обходила вагоны и прикладами выгоняла солдат, разместившихся в офицерских купе. Когда на одной станции в вагон его поезда проникли два агитатора, они были выброшены на полном ходу. Двух-трех таких фактов, разнесенных телеграфом, было достаточно, чтобы следующие встречные поезда с запасными уже сами «приводили себя в порядок», и попыток агитировать среди чинов отряда больше не было.

 

На станции Иланской революционная толпа заперлась в ж.- д. депо и пробовала отстреливаться. Отряд Меллер-Закомельского отвечал правильными залпами; 19 было убито, 70 ранено, остальные сдались. После этого попыток сопротивления уже не было. На двух станциях были расстреляны стачечные комитеты. Отряд в двести человек быстро продвигался по Сибири, и революционеры, не думая о сопротивлении, спешили скрыться с его пути. Страх перед отрядом Меллер-Закомельского был так велик, что Чита, — где красные господствовали почти три месяца, где местный губернатор Холщевников называл социал-демократов «партией порядка», где в руках революционного комитета были вагоны с 30.000 ружей,— поспешила без боя сдаться ген. Ренненкампфу, подходившему с востока, от маньчжурской границы, чтобы не попасть в руки «страшного» отряда. Экспедиция ген. Меллер-Закомельского показала, как порою суровость, примененная вовремя, может предотвратить большие кровопролития.

 

Чита сдалась 20 января. Сибирский путь был свободен. Генералы Куропаткин и Линевич, не совершившие ничего противозаконного, но не сумевшие справиться с положением, были смещены в начале февраля приказом Государя. Командующим войсками на Д. Востоке был назначен ген. Гродеков. 9 февраля ген. Меллер-Закомельский уже представлял Государю свой отряд в Царском Селе».

   Всё это показывает, насколько слабы были заражённые революционной заразой войска перед лицом небольшого отряда из двухсот человек: из двухсот воинов Христовых, руководимых смелым и решительным генералом. Они сумели навести порядок во всей Сибири и на всём Дальнем Востоке. Заражённые революционной заразой солдаты боялись этих воинов Христовых, как бесы боятся Святых Ангелов.

   Как говорит Господь устами Своего Угодника Преподобного Серафима Вырицкого каждому православному христианину:

«Думал ли ты когда-либо,

что все, касающееся тебя,

касается одинаково и Меня?

Ибо касающееся тебя

касается зеницы Моего ока.

Ты дорог в очах Моих,

многоценен,

и Я возлюбил тебя,

и поэтому для Меня

составляет особую отраду

воспитывать тебя».

   Так Господь говорит каждому православному христианину, так Господь говорит и всей России:

«Думала ли ты когда-либо,

что все, касающееся тебя,

касается одинаково и Меня?

Ибо касающееся тебя

касается зеницы Моего ока.

Ты дорога в очах Моих,

многоценна,

и Я возлюбил тебя,

и поэтому для Меня

составляет особую отраду

воспитывать тебя».

   Почему тогда, в 1917 году, не хватило одного отряда верных Царю воинов Христовых, чтобы подавить революцию? Ну, конечно: многие скажут: «Царь виноват». А верующие скажут: «это было Божие попущение». И правы, конечно, верующие. Ропот на Помазанника Божия: это ропот на Бога, помазавшего Его на Царство. И давайте, братие и сестры, рассмотрим: за что было России такое попущение Божие. Не сказал ли ей Господь: «и Я возлюбил тебя»? А раз возлюбил: разве с любящими так поступают, как поступил Господь с Россией? Для ответа на этот вопрос идём дальше по тексту безсмертного творения Преподобного Серафима Вырицкого «От Меня это было», обращая эти слова Господа к России.

«Когда искушения восстанут

на тебя, и враг придет, как река,

Я хочу, чтобы ты знала, что

От Меня это было.

Что твоя немощь

нуждается в Моей силе

и что безопасность твоя

заключается в том,

чтобы Мне дать возможность

бороться за тебя».

И 900 лет, с момента Крещения Руси, Россия неизменно отвечала Господу:

«Да, Господи!

Немощь моя нуждается в силе Твоей

И даю Тебе возможность: борись за меня,

А я буду в безопасности».

И Господь боролся за Россию и неизменно побеждал 900 лет. И сделал Россию огромной и богатой страной. Но вот: в начале XX века Господь опять сказал России:

«Когда искушения восстанут

на тебя, и враг придет, как река,

Я хочу, чтобы ты знала, что

От Меня это было.

Что твоя немощь

нуждается в Моей силе

и что безопасность твоя

заключается в том,

чтобы Мне дать возможность

бороться за тебя».

И возгордившаяся Россия ответила Господу:

«Господи! Да ладно Тебе! И без Тебя я нормально справлюсь со всеми своими врагами».

Разве не так ответила Господу Россия во время русско-японской войны? Прежде, сколько раз было в нашей истории, что когда случалось нападение врага: весь народ шёл в церковь, молился, постился и каялся и Господь неизменно даровал нам победу. А в этот раз: всё наоборот: как раз во время русско-японской войны произошло массовое отступление народа и общества от Церкви: русские люди в церковь ходить как раз в это время перестали.

   Не сказала ли тогда этим самым Россия Господу: «Да ладно, Господи! Я и без Тебя справлюсь со всеми своими врагами».

   Тогда Господь ей ответил:

   «Ну хорошо: посмотрим, как ты справишься».

И в результате:

1.Войну мы проиграли

2.Либералы-масоны навязали Государю такую Государственную Думу, которая стала вечной занозой в лапе двуглавого орла.

«Находишься ли ты

в трудных обстоятельствах,

среди людей,

которые тебя не понимают,

которые не считаются с тем,

что тебе приятно,

которые тебя отстраняют, -

От Меня это было.

Я - Бог, располагающий

обстоятельствами.

Ты не случайно оказалась

на твоем месте,

это то самое место,

которое Я тебе предназначил».

Заветной мечтой России было завладеть Константинополем и проливами. И от этого её отстранили её же союзники, подстроив две революции, с помощью которых привели к власти в России ленина и компанию, заключивших позорный мир с Германией.

И ещё надо заметить, что Россия не случайно оказалась на этом месте на географической карте, поскольку это то самое место, которое Господь ей предназначил. Место большое, но и задача, которую Бог поставил перед Россией: большая: быть хранительницей Православия во всём мiре.

«Не просила ли ты, чтобы

Я научил тебя смирению, -

так вот смотри,

Я поставил тебя

как раз в ту среду,

в ту школу,

где этот урок изучается.

Твоя среда и живущие с тобою

только выполняют Мою волю».

Так вот: каждый православный христианин молится в вечерних молитвах о даровании смирения. И как Россия загордилась и отвергла Божью помощь, то Господь послал ей для исправления жидовское иго.

«Находишься ли ты в денежном

затруднении, тебе трудно сводить

концы с концами -

От Меня это было.

Ибо Я располагаю твоим

кошельком.

И Я хочу, чтобы ты прибегала

ко Мне и была

в зависимости от Меня.

Мои запасы неистощимы».

Как Россия не прибегала к Божьей помощи, то Господь послал ей голод в Поволжье в 1921-1922 годах и массовый голод в 1932-1933 годах.

«Я хочу, чтобы

ты убеждалась в верности Моей

и Моих обетований.

Да не будет того,

чтобы тебе могли сказать

о нужде твоей: "Вы не верили

Господу Богу вашему".

(Второзак 8, 12-13)».

К сожалению: так и было, так и могли сказать и скорее всего и говорили.

Россия

Слова: С. Бехтеев

Исп.: народная артистка России Жанна Бичевская

 

Была державная Россия,

Была великая страна,

С народом, мощным как стихия,

Непобедимым, как волна.

 

Но под напором черни дикой,

Пред ложным призраком свобод,

Не стало Родины великой,

Распался скованный народ.

 

В клочки разорвана порфира,

Растоптан царственный венец.

И смотрят все державы мира,

О Русь, на жалкий твой конец.

 

Когда-то властная царица,

Гроза и страх своих врагов,

Теперь ты жалкая блудница,

Раба, прислужница рабов.

 

В убогом рубище, нагая,

Моля о хлебе пред толпой,

Стоишь ты, наша мать родная,

В углу с протянутой рукой.

 

И в дни народной деспотии,

В бродяге-нищенке простой

Никто не узнаёт России

И не считается с тобой.

 

И будут прокляты потомством,

Сыны, дерзнувшие предать,

С таким преступным вероломством

Свою беспомощную мать.

 

С таким преступным вероломством

Свою беспомощную мать.

 

Была державная Россия,

Была свободная Россия,

Была богатая Россия,

Была великая Россия.

 

Была державная Россия,

Была свободная Россия,

Была богатая Россия,

Была великая Россия.

«Переживаешь ли ты

ночь скорбей!?

Ты разлучен с близкими своими!?

От Меня это было.

Я - муж скорбей,

изведавший болезни,

Я допустил это, чтобы ты

обратилась ко Мне

и во Мне могла найти

утешение вечное».

Как много скорбей пережила Россия в годы ленинских и сталинских репрессий! Сколько народу было разлучено с близкими и дорогими их сердцу, отправленными в застенки ГУЛАГа!

«Обманулась ли ты в друге своем,

в ком-нибудь, кому ты

открыл сердце свое...

От Меня это было.

Я допустил этому

разочарованию коснуться тебя,

чтобы ты познала,

что лучший друг твой

Есть Господь.

Я хочу, чтобы ты

все приносила ко Мне

и говорила Мне».

Обманулась Россия во многих своих правителях, правивших после Царя-Батюшки. Но всё это Господь попустил, чтобы Россия познала, что лучший её Друг есть Господь. Так вот: путём страданий и разочарований Россия возвращается ко Христу.

Как поёт Людмила Кононова:

Осеняла крестным знаменьем Матерь Божия посады,

И горели ровным пламенем негасимые лампады,

И цвела ты розой белою на заснеженной равнине,

И была ты светлой девою причастившейся святыней.

Сапоги кирзовые, косыньки седые,

Телогрейка серая, матушка Россия...

Малы дети занедужили, заблудились, захмелели...

Закружили и завьюжили окаянные метели.

Иноземные растлители чистоту твою казнили,

Твои горные обители попирали и сквернили...

Сапоги кирзовые, вышки смотровые,

Где же твои соколы, матушка Россия...

Сколько зельем нас не потчевать,

Не хвалить чужие страны,

Знаю вспомнят веру отчую твои Марьи да Иваны.

В предрассветной стылой темени, у креста где ты распята,

Тихо светятся до времени сокровенные булаты.

Полетят к заутренней преподобных стаи,

И восстанет мудрою Русь моя святая...

Осеняла крестным знаменьем Матерь Божия посады,

И горели ровным пламенем негасимые лампады,

И цвела ты розой белою на заснеженной равнине,

И была ты светлой девою причастившейся святыней.

«Наклеветал ли кто на тебя?

Предоставь Мне это дело

и прильни ближе ко Мне,

убежищу твоему,

чтобы укрыться

от "пререкания языков".

Я изведу, как свет, правду твою

и справедливость твою, как полдень.

(см.: Пс. 36, 6)».

КЛЕВЕТНИКАМ РОССИИ

О чем шумите вы, народные витии?

Зачем анафемой грозите вы России?

Что возмутило вас? волнения Литвы?

Оставьте: это спор славян между собою,

Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,

Вопрос, которого не разрешите вы.

       Уже давно между собою

       Враждуют эти племена;

       Не раз клонилась под грозою

       То их, то наша сторона.

       Кто устоит в неравном споре:

       Кичливый лях, иль верный росс?

Славянские ль ручьи сольются в русском море?

       Оно ль иссякнет? вот вопрос.

       Оставьте нас: вы не читали

       Сии кровавые скрижали;

       Вам непонятна, вам чужда

       Сия семейная вражда;

       Для вас безмолвны Кремль и Прага;

       Бессмысленно прельщает вас

       Борьбы отчаянной отвага —

       И ненавидите вы нас...

       За что ж? ответствуйте: за то ли,

Что на развалинах пылающей Москвы

       Мы не признали наглой воли

       Того, под кем дрожали вы?

       За то ль, что в бездну повалили

Мы тяготеющий над царствами кумир

       И нашей кровью искупили

       Европы вольность, честь и мир?..

Вы грозны на словах — попробуйте на деле!

Иль старый богатырь, покойный на постеле,

Не в силах завинтить свой измаильский штык?

Иль русского царя уже бессильно слово?

       Иль нам с Европой спорить ново?

       Иль русский от побед отвык?

Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,

От финских хладных скал до пламенной Колхиды,

       От потрясенного Кремля

       До стен недвижного Китая,

       Стальной щетиною сверкая,

       Не встанет русская земля?..

       Так высылайте ж к нам, витии,

       Своих озлобленных сынов:

       Есть место им в полях России,

       Среди нечуждых им гробов.

Это Пушкин написал. Только: сдаётся мне: теперь клеветники России прекрасно устроились внутри самой России.

Но очень может быть, что эти слова Преподобного:

«Я изведу, как свет, правду твою

и справедливость твою, как полдень.

(см.: Пс. 36, 6)» исполнятся на России. Если будет правда, то Господь непременно её изведёт, как свет. И если будет справедливость, то Господь непременно её изведёт, как полдень.

   Но, скажете Вы: почему же Господь так суров с Россией? Вот ведь: другие страны и живут в грехах, но Господь их так сильно не наказывает.

   Отвечаю: кому больше дано: с того больше и спрос. Другие страны: они ведь не православные. Их жители и Царство Небесное не наследуют. А значит им Господь и даёт всё доброе в этой жизни. Как тому богачу из притчи о богаче и Лазаре (Лк.16:19-31). Здесь пируют и жируют, а там будут гореть в аду. А у нас есть шанс спастись, как и Лазарь спасся. Здесь, на земле: пострадал, а там, на том свете: в рай попал. Так и многие Святые молили Бога: «здесь накажи, а там помилуй». Хотя, конечно: есть за что наказывать.

«Разрушились планы твои?

поникла ли ты душою

и устала -

От Меня это было.

Ты создавала себе планы,

и принесла их Мне,

чтобы Я благословил их.

Но Я хочу, чтобы ты

предоставила Мне

распоряжаться

обстоятельствами

твоей жизни,

и тогда ответственность

за все будет на Мне,

ибо слишком тяжело

это для тебя,

ты одна не можешь

справиться с ними,

так как ты только орудие,

а не действующее лицо».

У России при Царе Николае II были большие планы. Государь составил 50-летний план развития народного хозяйства России. Были планы укрепиться на берегу Тихого Океана. Были планы освоения Сибири. Были планы завладеть Константинополем и проливами. К 2000-му году население России должно было составить 500 миллионов человек. Известна фраза французского экономического обозревателя Э.Тэри: "Если у большинства европейских народов дела пойдут таким же образом между 1912 и 1950, как они шли между 1900 и 1912, то к середине настоящего столетия Россия будет доминировать в Европе как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении" (из книги "Россия в 1914 году. Экономический обзор". Цитата взята из Россия. 1913 год. СПб.,1995, с 4). Если бы не революции: так бы и было и Россия стала бы державой №1 в мiре.

   И большинству из этих планов не суждено было сбыться. Сейчас население России составляет всего 140 миллионов человек. Константинополь: как был турецким, так и остался. 50-летний план развития России, составленный Государём, большевики в основном выполнили. Но что теперь осталось от этого развития? После реформ Горбачёва, Ельцина и Путина с Медведевым: почти ничего. Из Сибири и северов русские люди уезжают. Планы России определённо разрушились.

«Посетили ли тебя

неожиданные неудачи житейские,

и уныние охватило

сердце твое, знай, что

От Меня это было.

Ибо Я хочу, чтобы сердце

твое и душа твоя

всегда были пламенеющими

пред очами Моими,

и побеждали именем Моим

это душевное малодушие».

Все вышеописанные неудачи, конечно, могут вызвать у нас, русских людей уныние и малодушие. Но надо помнить, что цель жизни христианской: не здесь, на земле пожить в своё удовольствие, а угодить Богу и попасть в Царство Небесное и там жить в вечном блаженстве со всеми Святыми. На этой Иконе:

мы видим Собор Новомучеников и исповедников Российских. Все эти русские люди угодили Христу в XX веке и сопричислены древним Святым. Они предстоят перед Престолом Божьим и молятся за нас, грешных. Вот она: цель: туда попасть: в Рай. Там будет Небесная Россия: Святая Русь. И будет вечно. И будет, когда и Небо и земля прейдут. А Россия будет вечно. Там, на Небе, в Царстве Небесном: Небесная Россия: Собор Святых, в земле Российской просиявших: будет вечно. 

Тропарь, глас 4

Днесь радостно ликует Церковь Русская, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми Истину соблюдшия.Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века.

«Не получаешь ты долго

известий от близких и

дорогих тебе людей

и по своему малодушию

впадаешь в отчаяние

и ропот - знай,

От Меня это было.

Ибо этим томлением

твоего духа Я испытываю

крепость твоей веры,

в непреклонность обетования,

силу дерзновенной

молитвы твоей

о сих близких твоих.

Ибо не ты ли

вручила их Покрову

Матери Моея Пречистыя:

не ты ли некогда

возлагала заботу о них

Моей промыслительной любви».

   Россия в XX веке вынуждена была проститься со многими своими сынами и дочерьми, которые вынуждены были бежать за границу от гонения безбожных властей. И о них, о разлуке с ними говорит России Господь.

«Посетила ли тебя

тяжелая болезнь,

временная или неисцелимая,

и ты оказался прикованным

к одру своему, - знай, что

От Меня это было.

 

 

Ибо Я хочу, чтобы ты познал

Меня еще глубже

в немощаx своих телесных

и не роптал бы за сие

ниспосланное тебе испытание,

не старался бы

проникать в Мои планы

спасения душ человеческих

различными путями,

а безропотно и покорно

преклонил бы выю свою

под благость Мою к тебе».

Болезнь России: это маловерие. Для того, чтобы нам с Вами, братие и сестры, понять: в чём состоит этот грех, эта болезнь: маловерие, привожу главу из книги Архимандрита Лазаря (Абашидзе) «Грех и покаяние последних времён»:

«Глава V. Маловерие и нецерковность

 

Кроме подобных перечисленных уклонений от правил нашей веры, теперь часто наблюдается иное, более неприметное, но не менее отвратительное предательство в отношении православной веры – это презрение самого Православия, самой матери нашей – Православной Церкви; это легкомысленное, поверхностное, неуважительное отношение к догматам, обрядам, правилам, установленным ею; это нецерковная, беспорядочная, безблагодатная жизнь, которая тем не менее провозглашает себя "православной", жизнь двойная, когда человек по временам бывает "верующим", в определенные моменты и при определенных обстоятельствах, в обычной же своей деятельности далеко не похож на христианина; это бесстрашное, беззаботное, "панибратское" общение с еретиками и хулителями наших святынь, горячая, активная дружба с миром сим прелюбодейным, это теплая симпатия и сочувствие лживым "добродетелям" мира сего, его лживым понятиям и хвалебным гимнам падшему человечеству; это легкое принятие к сердцу клеветы и хулы на церковные порядки и установления, частое сомнение в правильности того или иного церковного правила; это пренебрежение установленными Церковью постановлениями и безучастное отношение к церковным праздникам и событиям; это та теплохладность, о которой говорится в Апокалипсисе: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих /Откр. 3, 15-16/.

 

В среде наших верующих уже давно идет какой-то страшный процесс внутреннего охлаждения к Божественному, омертвения и отчуждения к небесному, процесс отступления, измены Православию, тайного отречения от Бога. Но при этом внешнее исповедание веры как будто растет, ширится, громогласно заявляет о себе. Как много желающих приобщиться к поверхностной вере, сделать несколько любопытных шагов в прекрасный мир христианства и как мало желающих идти до конца этим путем, путем узким и скорбным, оставить всю свою прошлую жизнь, отринуть ее "прелести", восстать против своих страстей, своей воли, отвергнуться себя, не оборачиваться к оставленному позади Содому. Большей частью теперь семя веры попадает на тонкий слой почвы, лежащей на камне нечувствия, или падает посреди терний, или на дорогу и бывает иссушаемо, заглушаемо или похищаемо, попираемо. Ныне еще более чем в прежние времена потребны многий труд, борьба, мудрость и трезвение, чтобы взрастить и сохранить плод веры.

 

Уже в прошлом веке святые отцы приметили признаки этой болезни: "Образ благочестия кое-как, наиболее лицемерно, поддерживается, от силы благочестия отреклись, отверглись люди"..,. "Оставлено на произвол верование во Христа, и отвергнуто жительство по заповедям Христовым, – принято жительство, противоположное им, отчего вера никак не может перейти из вводной в деятельную, тем менее в живую, то есть в духовную. Вера без дел веры, то есть без исполнения заповедей Христовых, мертва". "Есть в частности христиане, но утрачено общее одинаковое знание Истины, которым бы все соединялись в одно духовное тело, с одним образом мыслей, в одном духе, под одною общею главою – Христом. Ныне всякий имеет более или менее свой образ мыслей, свою религию, свой путь, принятые произвольно или случайно, признаваемые правильными или только оправдываемые. Это бесчисленное стадо, потерявшее связь и единство в истине и духе, представляет духовному наблюдателю вид величайшего беспорядка: каждая овца бредет в свою сторону, не зная, куда идет она..." "Оглушил их шум земных, лютых попечений, шум увеселений чувственных, шум земного преуспеяния". "Прильпе земли душа их, неспособна к восприятию впечатлений духовных". "Все мы возлюбили свои пустые и глупые пожелания, возлюбили тленное, временное, плоть и кровь, в них живущую – смерть вечную! Путь узкий, – путь самоотвержения, тесно на пути широком, – своеугодия! – Теснимся, торопимся, толкаем друг друга в преисподнюю, в пресыщенную уже пропасть ада!".. /свт. Игнатий (Брянчанинов)/. "Весь мир находится под влиянием какой-то силы, которая овладевает умом, волей и всеми душевными силами человека. Эта сила посторонняя, злая сила. Источник ее – дьявол, а злые люди являются только орудием, посредством которого он действует. Это антихрист идет в мир. Это его предтечи. Про это Апостол говорит: Пошлет им духа заблуждения, духа лестча. Зоне любве истины не прияша" /старец Варсонофий Оптинский/. Можно встретить множество подобных высказываний, полных скорби и горького предчувствия всех тех страшных духовных бедствий, которые и обрушились на мир в нашем веке, нанесли тяжелейшие раны всему христианству. И краски этой печальной картины все сгущаются.

 

Внешность сегодняшнего православного христианства украшается и торжествует, приемлется миром и им восхваляется – внутренняя же жизнь крайне оскудевает духовностью и отличается небывалой немощью. Незаметно все то, что связано с вечностью, с жизнью будущего века, отодвигается на последний план; жизни и устройству века сего уделяется усиленное внимание. Слышатся и видятся повсюду дела и слова, по наружности очень внушительные, религиозные, благочестивые, по сути же дела – все они от мира сего, преследующие цели временные, жалкие, о вечности же разговор не заходит, а если и заходит, то какой-то несерьезный, часто полушутливый или как-то между прочим, как о чем-то далекое и весьма туманном. Сегодня, когда приходится беседовать даже с самыми церковными и ревностными христианами о Царствии Небесном (например, при упокоении кого-либо из их близких), то чувствуется какое-то омертвение к этому понятию, напоминание о жизни иной, вечной, не рождает у них радования и умиротворения, но отражается на лице легкой тенью некоторого недоверия и скуки. Как часто теперь мы, православные христиане, пытаемся себя или ближнего стимулировать к какому-либо делу полезному чем-то суетным, примитивным, основанным даже на какой-нибудь страсти (на тщеславии, сребролюбии, гордыне и т.п.), и как редко заставляем себя потрудиться и поскорбеть непосредственно ради Царствия Небесного.

 

Конечно, такая "вера" – мертва! "Вера", которая не о жизни вечной ревнует, а о преходящем, тленном, такая "вера" и толкает, и будет толкать человека в разные соблазны, развлечения, похоти века сего прелюбодейного, в разные играния и актерства, и рано или поздно восстанет на веру православную, которая, как всегда, отрывает человека от притягивающей к себе и пленяющей земли, подталкивает, правит его к небесному, к вечному, Божественному. Таким лжеверующим такая наша вера всегда будет казаться очень суровой, мертвящей, все-запрещающей, скучной и мрачной. Действительно, Православие без живой веры и чаяния жизни будущего века становится невыносимо тяжким игом, не растворенным сладостью и веселием, для любящего мир сей грешника.

 

Возлюбили люди землю! Возлюбили "свои пустые и глупые пожелания, возлюбили тленное, плоть и кровь..." Это язва страшная! А как часто она неприметна, как важно все время проверять свое сердце и ум, следить за тем, где мы собираем свое сокровище: на небе или на земле? чем мы оживляем ревность к делам своим: исканием Царствия Небесного или земного?

 

Такая внутренняя подмена вышнего на низшее ведет к цепочке предательств и измен Православию. Когда человек ориентируется на земное благополучие, хотя и продолжает молиться и совершать многие обряды и правила церковной жизни, то цели его, внутренние движения, "порывы" – уже не святые, не высокие, не оживляющие, не очищающие душу, а расслабляющие, опутывающие страстями. Тогда меняются многие понятия, тогда сами греховность и нищета духовная не видятся во всей полноте своего безобразия, тогда многое темное начинает казаться светлым, горькое – сладким, недопустимое – вполне полезным, многая фальшь – чем-то правдивым и прекрасным. Учение св. Церкви пренебрегается, люди начинают изобретать свои взгляды и учения относительно тех истин и заповедей, о которых они слышали от православных и из Священного Писания, но не приняли их православного истолкования.

 

Таким образом, "христиан" становится все больше, а истинных поклонников Христа Господа – все меньше. О Церкви, о вере, о христианстве – разговоров все больше, а деятельной жизни по вере, внутренней борьбы со страстями – все меньше. Истинная духовная жизнь подменяется прямо ей противоположной – исканиями душевных наслаждений. "Эгоцентризм и самодовольство, которым пронизана жизнь большинства нынешних "христиан", настолько пропитала все вокруг, что всякое понимание того, что такое "духовная" жизнь, для них – за семью печатями, и когда такие вот люди берутся за "духовную жизнь", то у них получается лишь другая форма самоудовлетворенности". "Христианская духовность созидается в тяжелой борьбе за обретение вечного Царствия Небесного, которое начинается во всей полноте лишь после конца временного мира, и настоящий воин Христов не ищет покоя в предвидении вечного блаженства, в котором он может удостовериться еще при жизни" /иеромонах Серафим/.

 

Такое слабое понятие о вере, неприятие ее во всей глубине и силе ведет к принижению самого понятия о Церкви, о ее учении, ведет к нецерковности, к оставлению предания св. отцов, оставляет человека в полном одиночестве в жалкой ладье посреди бушующего страстями житейского моря.

 

Итак, когда чаяния свои человек полагает в земной жизни, то и сердце его, по учению св. Евангелия, бывает прилеплено к земле, вся деятельность и все мышление его приземлены, к небу уже не способен он поднять очей своих. Такая жизнь не может называться христианской. Свт. Игнатий писал: "Священное Писание свидетельствует, что христиане, подобно иудеям, начнут постепенно охладевать к откровенному учению Божию; они начнут оставлять без внимания обновление естества человеческого Богочеловеком, забудут о вечности, все внимание обратят на свою земную жизнь: в этом настроении и направлении займутся развитием своего положения на земле, как бы вечного, и развитием своего падшего естества для удовлетворения всем поврежденным и развращенным требованиям и пожеланиям души и тела. Разумеется: такому направлению Искупитель, искупивший человека для блаженной вечности, чужд".

 

Как сейчас важна и ценна в верующем глубокая преданность учению своей Церкви, родившей его духовно в святой крещенской купели, как необходима самая горячая, твердая преданность святому Православию, как потребна крайняя осторожность в отношении к бурному, стремительному потоку лжедуховности, лжерелигиозности, лжедобра! Необходимо в покаянном чувстве находить и извлекать из своего сердца гадкие плевелы – пристрастие к миру временному и отчуждение ко всему Божественному, небесному, вечному! Задумайся об этом, наверняка ты и в себе найдешь признаки этой распространенной ныне болезни, устрашись того, чтобы не оказаться тебе одним из тех лжехристиан, которых будет великое множество ко времени пришествия антихриста и в лице которых злодей этот найдет своих преданных поклонников.

 

"Дни века сего всегда были лукавы и пребудут такими: но наш век не больше ли лукав, – и не больше ли потому мудрости требует от нас, чтобы искупить сие опасное время, обратив противодействие ему в куплю спасения" /свт. Феофан Затворник/».

   Маловерием больны люди невоцерковлённые.

   Маловерием же больны и мы: люди воцерковлённые.

   Маловерие: это общая болезнь, которой сейчас болеет и весь мiръ и Россия в том числе. Из-за маловерия тогдашние русские люди не защитили Царя, от маловерия повторяли клевету на Царскую Семью. От маловерия же, от оскудения веры: весь мiръ теперь идёт в лапы антихриста и Россия в том числе. Как сказал Господь о нашем времени, в которое мы живём: «Но Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?» (Лук. 18:8).

   Внешне всё хорошо: Храмы строятся, а внутри: в наших сердцах: всё проблемно. Самое печальное, что это внешнее многие принимают за возрождение веры, за возрождение России, в то время как Россия больна и больна тяжело. Имя этой болезни: маловерие.

   И когда снаружи кажется, что всё хорошо, что идёт возрождение, а внутри: гниль: вот это и называется тайной беззакония.

«Мечтала ли ты

сотворить какое-либо

особенное дело для Меня

и вместо того

слегла на одр

болезни и немощи -

От Меня это было.

Тогда бы ты была

погружена в свои дела,

и Я не мог бы привлечь

мысли твои к Себе,

а Я хочу научить тебя

самым глубоким мыслям и урокам Моим,

что ты на службе у Меня.

Я хочу научить тебя сознавать,

что ты - ничто.

Некоторые из лучших

соработников Моих - суть те,

которые отрезаны

от живой деятельности,

чтобы им научиться

владеть орудием

непрестанной молитвы».  

Так вот: Россия и русский народ мечтали сделать для Господа особенное дело: освободить от турок Константинополь, воздвигнуть Крест над Софией. А вместо этого в России произошли две революции, в результате которых Кресты свергли со множества Храмов внутри самой России. Но может быть такое, что тогдашние русские люди, стараясь угодить Богу, забыли про Самого Бога или пытались угодить Ему не так, как Ему угодно, а так, как им хотелось. И так многие русские люди отправились, вместо того, чтобы жить припеваючи в Российской Империи, в застенки ГУЛАГа и только там познали Бога.

   Как поёт Людмила Кононова:

Это вам – изобильной Державы
Неотмирные, вещие сны.
И земные высокие травы,
И усадебный свет тишины. 
Это вам – полноводье покоя,
Ровный ток неотравленных рек.
Вся Россия такая, какою
Не бывать ей отныне вовек.
Это вам – уходящей породы
Вся премудрость, и вся суета,
И хмельное дыханье свободы,
Без границ, без ума, без креста.
И похмелье красной химеры
И в подвалах лубянской глуши.
Это вам – обретение Веры,
Скорбный путь во спасенье души.
Вам, прозревшим, и дважды рожденным
Пустота переметной сумы.
С арестантским этапным вагоном
По просторам бескрайней зимы.
Да по сходням вечерним закатным
К Соловецким святым островам.
Никогда не вернуться обратно – 
Это - вам, это – вам, это – вам!
Мне молиться и плакать доколе, 
Отпевать побывавших в аду.
Снег идет по Божественной воле,
Пеленая земную беду.
Но, сквозь звуки смертельной картечи, 
Сквозь хулу и неправедный суд
Все звучат ваши странные речи,
Ваши лица родные цветут...

 

«Призван ли ты неожиданно

занять трудное и ответственное

положение!? Иди, полагаясь

на Меня.

Я вверяю тебе эти трудности,

ибо за это

благословит тебя

Господь Бог твой

во всех делах твоих,

на всех путях твоих, во всем,

что будет делаться

твоими руками.

В сей день даю

в руку твою этот сосуд

священного елея.

Пользуйся им свободно,

дитя Мое!»

А это: может быть, уже будущее России, если Господь благоволит дать ей Царя, как венец всех её страданий. И тогда России предстоит трудная и ответственная миссия: нести свет Православной веры во весь мiръ. Как сказал Господь: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Матф.24:14). ИМХО: еретическая проповедь Евангелия: не в счёт. Должна быть настоящая, православная проповедь Евангелия во всём мiре. И тогда придёт конец. И, как сказал Старец Варнава Гефсиманский: "Но когда уже невмоготу станет терпеть, то тогда наступит освобождение. И настанет время расцвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет" [Иеромонах Серафим (Роуз). Будущее России и конец мира. С. 14]. 

И в напутствие Господь говорит России:

«Каждое возникающее

затруднение, каждое

оскорбляющее тебя слово,

каждая помеха в твоей работе,

которая могла бы

вызвать в тебе чувство досады,

каждое откровение твоей немощи

и неспособности пусть

будут помазаны этим елеем.

Помни, что всякая помеха

есть Божие наставление.

Всякое жало притупится,

когда ты научишься во всем

видеть Меня, что бы ни коснулось тебя.

А потому и положи

в сердце свое слова,

которые Я объявил тебе

сегодня:

От Меня это было.

Ибо это не пустое для тебя,

Но это жизнь твоя».

Положим мы все: русские люди: в сердце своё эти слова Господа и вся Россия положит их в сердце своё. И так будем идти по жизни, помня, что про всё с нами происходящее, Господь говорит: «От Меня это было». И так и вся Россия будет идти по жизни, помня, что про всё, с ней происходящее, Господь говорит: «От Меня это было».

  

Поделиться: 


Blog | by Dr. Radut