Прошлое и будущее монархии в России

О великодушии и малодушии

 

О ВЕЛИКОДУШИИ И МАЛОДУШИИ

   Есть в русском языке любопытное противопоставление. Такое ассиметричное противопоставление: малодушия и великодушия.

Малодушие: это трусость. А вот статья про великодушие из Википедии:

Великодушие — черта характера, а также моральный принцип.

Выражается в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами ради других людей.

Существует выражение — «Простить обиду в порыве великодушия».

"ВЕЛИКОДУШИЕ"- положительное моральное качество; такая форма проявления человечности в повседневных взаимоотношениях людей, при которой гуманность превосходит меру общепринятых норм или проявляется по отношению к тому, кто ее не вполне заслуживает. Моральным сознанием общества оцениваются как Великодушие такие, например, случаи проявления гуманности: самопожертвование ради интересов других; отказ от требования наказать совершившего проступок или причинившего ущерб; гуманное отношение к побежденному. В христианской морали В. понимается как всепрощение. Людям вменяется «не помнить зла», им причиненного, прощать «ближним» все их прегрешения, «любить врагов своих» (Терпимость). Оборотной стороной этой заповеди является отсутствие требовательности к людям, попустительство злодеяниям. Коммунистическая нравственность вкладывает в понятие В. иной смысл, оценивая им лишь такую гуманность, которая направлена на защиту подлинных интересов человека и общества. В этом смысле В. предполагает высокую требовательность к людям, подчинено, в конечном счете, задаче построения самого гуманного и справедливого общества коммунизма. Примером может служить отношение советского закона к преступнику: его наказание является не просто актом воздаяния, возмездия, а преследует цель создать условия для его исправления, помочь ему осознать свою вину перед обществом и людьми и в дальнейшем стать полезным и полноправным членом социалистического общества.

Ну, давайте, братие и сестры, приведём и статью из Википедии про малодушие:

Малодушие — скупость, слабость характера, часто выраженная в трусости, мелкой зависти и непроизвольной агрессии.

Малодушие часто проистекает из-за недостатка силы воли и уверенности в себе. В отличие от депрессии, малодушие — это черта характера, а не временное состояние психики человека.

В пубертатный период, особенно у подростков мужского пола, борьба за доминирование в группе и утверждение своего Эго начинает носить явно агрессивный характер. На фоне этой борьбы у ряда подростков вырабатывается защитная реакция, выраженная в подчинении со следами скрытой агрессии. Эта защита впоследствии и приводит к развитию малодушия — боязни открытого конфликта и действиям исподтишка.

Во взрослом периоде малодушие чаще всего носит негативную окраску. Хотя может перерасти в разновидность хитрости.

  

   А если посмотреть на эти два слова с точки зрения филологии, то малодушие: это когда душа маленькая. А великодушие: это когда душа великая. В русском языке случайностей не бывает. Русский язык: это язык третьего народа Божия. Сначала народом Божиим были евреи, потом евреи отпали и вместо них народом Божиим, хранящим истинную веру, стали греки. Потом греки оказались неспособными уже исполнять роль народа Божия и народом Божиим стали славяне. То есть: с точки зрения филологии противопоставление между малодушием и великодушием очень даже прямое.

   Вот именно: что великодушие: это черта характера смелого человека. Чтобы великодушно прощать обиды, нужно быть смелым человеком. Смелым и добрым. Иметь большое любящее сердце. Самый яркий пример великодушия являет Господь наш Иисус Христос. Он на Кресте молился Своему Отцу так: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34).

МОЛЮСЬ ЗА БЛАГОДЕТЕЛЕЙ СПАСЕНИЯ МОЕГО…

 

Сын Божий, искупивый нас, грешных, на Кресте Голгофском Своими страданиями, в Своей предсмертной молитве взывает ко Отцу Своему за распинателей Своих: Отче, прости им, не ведают, – что творят! Более того, Он учит: любите враги ваши, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас. Да будете сынове Отца вашего Небесного... ибо Он благ и к неблагодарным и злым. И мы с тобою грешные, нуждаясь в прощении грехов, – молимся – Отче наш, иже еси на небесех... и остави нам долги наши, "якоже и мы" – оставляем должникам нашим. Вот видишь, чтобы получить от Господа прощение, впредь надо самому простить.

Итак, дорогое дитя мое, прошу и за меня, и за себя – не сердись ни на кого, а тем более, на отца N, как не сержусь ни на кого я и всем простил в самый час скорби моей, и сейчас, как и до самой смерти, буду о них молиться не яко за врагов и обидчиков своих, а яко о благодетелях спасения моего, – да помилует и спасет их Господь. Поступи и ты так же, и воцарится в душе твоей мир и покой, а в этом все счастье человеческое на земле.

 

А то, что совершилось со мною, то это все не по хотению человеков, а по воле Божией – ко спасению моему, и этой воле Божией я покорен на все виды страданий и смерти, где и какова она ни будь. Со словом на устах и в сердце, с каким умер в изгнании святитель Иоанн Златоуст: "Слава Богу за все!"...

 

Прошу не огорчайся и не сетуй на сестру, как не огорчаюсь ни на кого я. Кто весть пути и судьбы Господни. Разве Сыну Божию подал чашу Каиафа или Пилат, или Иуда, предавый его? Нет, Отец Небесный. Мой долг не судить, а простить всех, всех и за всё. А паче всего, искренне молиться за враги.

Если судит Господь живу мне быти и возвратиться, то одной милости буду просить у всего народа – быти ми сторожем святого храма Божия и дома Матери Божией – и только… Да сохранит и укрепит и вас, скорбных, немощных и сирых. Жалею вас больше, чем себя. Я уже таковский, скорби, поношения и прочее – это мой удел. Но они моя мудрость, радость и спасение. Ими хвалюсь, за них благодарю Бога моего паче, чем за все благодеяния жизни моей. Они очищение грехов моих, они есть лествица моя на Небо, его же, глубоко верю, Господь не лишит меня неизреченным милосердием Своим. Ему слава за все, за все!

 

Из писем прп. Рафаила (Шейченко) из ссылки духовной дочери.

   Христос не для того вочеловечился, чтобы мстить за нанесённые обиды. Нет: не для того. Он вочеловечился, чтобы принести Себя в Искупительную Жертву за грехи мiра. А иначе, если бы Христу мстить за обиды, то какой смысл Ему вообще было бы рождаться, какой смысл было бы Ему вочеловечиваться? Именно таким: всем всё простившим: Христа и полюбили Его ученики. Именно таким мы Его и ценим, но сами, к сожалению, такой добродетели: великодушия: не стяжали.

   И по образу Христа можно привести в пример великодушия очень многих Православных Святых. Так же, как Христос, и Первомученик Архидиакон Стефан молил Бога о прощении убивающих его. И Преподобный Серафим Саровский великодушно простил избивших его до полусмерти и ходатайствовал за них, чтобы их не наказывали.

   Также и Царь-Великомученик Николай II великодушно простил измену практически всего русского народа, нарушившего клятву верности Ему.

   Так что же такое великодушие? Великодушие: это, несомненно: черта характера очень сильного человека.

Сергей БЕХТЕЕВ

 

Молитва

 

Посвящается Их Императорским

Высочествам

Великим Княжнам Ольге Николаевне и Татьяне

Николаевне

 

Пошли нам, Господи, терпенье,

В годину буйных, мрачных дней,

Сносить народное гоненье

И пытки наших палачей.

 

Дай крепость нам, о Боже правый,

Злодейства ближнего прощать

И крест тяжелый и кровавый

С Твоею кротостью встречать.

 

И в дни мятежного волненья,

Когда ограбят нас враги,

Терпеть позор и униженья

Христос, Спаситель, помоги!

 

Владыка мира, Бог вселенной!

Благослови молитвой нас

И дай покой душе смиренной,

В невыносимый, смертный час...

 

И, у преддверия могилы,

Вдохни в уста Твоих рабов

Нечеловеческие силы

Молится кротко за врагов!

 

г. Елец, Октябрь 1917 г.

 

(Стихотворение "Молитва" было послано в

октябре 1917 г. через графиню А.В.Гендрикову Их

Императорским Высочествам в г. Тобольск -

С.Бехтеев).

   Так молились Святые Царственные Великомученики, готовясь к Своей мученической смерти. И Их молитвы были услышаны. Господь дал Им нечеловеческие силы молиться кротко за врагов.

   Царь Николай II простил всех. Простил великодушно. Простил всех нас: весь русский народ, который Его предал. Проявил величайшее великодушие. А Его подданные проявили как раз малодушие. Трусость.

   Никто Царскую Семью так и не спас. Никто за Них не заступился. Все Их предали, за редким исключением. Малодушие: это свойство души позорное, недостойное христианина. Почему русские люди предали своего Царя?

   Причин много. И главная: оскудение веры в Бога. Из оскудения веры в Бога произошла привязанность к земным вещам. От неё же произошла и вера в ложные учения, в лукавые посулы врагов Божиих: сионо-масонов, обещавших нам свободу, равенство и братство. Многие русские люди тогда и сами стали масонами: христопродавцами, членами революционных партий.

   А другие: хоть и остались монархистами, хоть и остались православными, но передрались между собой и в результате: не столько во время февральской и октябрьской революций занимались спасением монархии, спасением Царской Семьи, сколько занимались сведением личных счётов. А сведение личных счётов: это как раз черта характера людей малодушных.

   Настоящий монархист должен быть великодушным. Настоящий монархист должен уметь прощать своих братьев-монархистов. И только умея прощать своих братьев-монархистов, все вместе, дружно: монархисты могут спасти своего Царя.

   То есть: великодушие: это черта характера не желательная, а необходимая для монархиста. И надо её с Божией помощью и молитвами Святых Царственных Великомучеников: стяжать. Если мы не будем великодушными, если мы будем малодушными, как наши предки, жившие во времена февральской и октябрьской революций, то если бы Господь и благоволил дать нам Царя, мы бы опять попустили Его расстрелять. И потому таким нам Господь Царя не даст. Стяжим великодушие: тогда даст.

Господь говорит каждому из нас через Своего Угодника Преподобного Серафима Вырицкого:

Посетили ли тебя

неожиданные неудачи житейские,

и уныние охватило

сердце твое, знай, что

От Меня это было.

 

 

Ибо Я хочу, чтобы сердце

твое и душа твоя

всегда были пламенеющими

пред очами Моими,

и побеждали именем Моим

это душевное малодушие.

   Да. Господь не посылает нам безмятежное, безпроблемное житие, а посылает нам различные неудачи житейские. И Господь хочет нас этими неудачами так закалить, что как только в результате неудачи малодушие приблизится к нашему сердцу, мы бы сразу сказали в себе: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго! От Меня это было». И всё бы: малодушие как ветром сдуло. Но для этого нужно сильно развить веру и доверие к Богу.  

Не получаешь ты долго

известий от близких и

дорогих тебе людей

и по своему малодушию

впадаешь в отчаяние

и ропот - знай,

От Меня это было.

 

 

Ибо этим томлением

твоего духа Я испытываю

крепость твоей веры,

в непреклонность обетования,

силу дерзновенной

молитвы твоей

о сих близких твоих.

Ибо не ты ли

вручил их Покрову

Матери Моея Пречистыя:

не ты ли некогда

возлагал заботу о них

Моей промыслительной любви.

   Да, братие и сестры. Очень часто, когда мы не получаем долго известий от близких и дорогих нам людей, мы впадаем в малодушие. Представляем, что с ними случилось что-то ужасное. А нужно молиться и довериться Богу. И Бог о них позаботится. И если мы молимся о наших близких Богу и Пресвятой Богородице, то Пресвятая Богородица покроет их Своим Покровом, а Господь управит их Своим Промыслом ко спасению. Надо верить. Вера прогоняет малодушие. А как же иначе?

   Святии Божии: Царственные Великомученицы, Первомучениче и Архидиаконе Стефане, Преподобные Серафиме Саровский и Серафиме Вырицкий, помогите и нам стяжать великодушие, как Вы стяжали!

 

 

Поделиться: