Перейти к навигации

Подготовка наследника в контексте общих проблем воспитания и образования (традиции царской династии Романовых)

 

Проблема формирования достойного человека и гражданина на протяжении всей нашей истории постоянно волновала умы образованных русских людей. Вопрос же воспитания наследника престола оставался наиважнейшим в контексте этой проблемы.

У И. А. Крылова есть замечательная басня «Воспитание льва» (1811 г.), где иносказательно отражена сложность подготовки будущего государя и выражен протест против преклонения перед слепым заимствованием чужого опыта. Вспомним несколько строк:

«Вот Львенка снарядили

И отпустили

Учиться царствовать к Орлу.

Проходит год и два; меж тем, кого ни спросят,

О Львенке ото всех лишь слышат похвалу:

Все птицы чудеса о нем в лесах разносят.

И наконец приходит срочный год,

Царь-Лев за сыном шлёт.

Явился сын; тут царь сбирает весь народ,

И малых и больших сзывает;

Сынка целует, обнимает,

И говорит ему он так: «Любезный сын,

По мне наследник ты один;

Я в гроб уже гляжу, а ты лишь в свет вступаешь:

Так я тебе охотно царство сдам.

Скажи теперь при всех лишь нам,

Чему учен ты, что ты знаешь,

И как ты свой народ счастливым сделать чаешь?» —

«Папа?», ответствовал сынок: «я знаю то,

Чего не знает здесь никто:

И от Орла до Перепёлки,

Какой где птице боле вод,

Какая чем из них живет,

Какие яица несет,

И птичьи нужды все сочту вам до иголки.

Вот от учителей тебе мой аттестат:

У птиц недаром говорят,

Что я хватаю с неба звезды;

Когда ж намерен ты правленье мне вручить,

То я тотчас начну зверей учить

Вить гнезды».

Тут ахнул царь и весь звериный свет;

Повесил головы Совет,

А Лев-старик поздненько спохватился,

Что Львенок пустякам учился

И не добро он говорит;

Что пользы нет большой тому знать птичий быт,

Кого зверьми владеть поставила природа,

И что важнейшая наука для царей:

Знать свойство своего народа

И выгоды земли своей». [2, 79-80]

Династия Романовых, естественным образом, не только принадлежала, но и возглавляла российскую правящую элиту.

Определений элит ныне существует достаточно много. Для удобства и полноценного раскрытия, заявленной нами цели, мы принимаем дефиницию в трактовке немецкого социолога К. Маннегейма.

«По Маннгейму, элита - меньшинство, обладающее монополией на власть, на принятие решений относительно содержания и распределения основных ценностей в обществе (он различал политический, интеллектуальный, религиозный и другие типы элит)». [1, 70]

На Западе и в России все же сложились значительно разительные отличия в понимании элиты. В Европе, под влиянием католицизма, элите приписывались, прежде всего, наличие особых прав и формальных ритуальных обязанностей. Для нашей же православной страны принадлежность к элите  определялась исполнением долга перед обществом и государством.

Важнейшими функциями элиты всегда признавались не только властные, но и управление культурой, производство культурных ценностей и создание образцов для подражания.

Православная Русь очень рано выработала на основе Священного Писания и Священного Предания идеал правителя.

В «Поучении Владимира Мономаха», обращенном к наследникам, четко вырисовывается представление о долге правителя: «…Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека… Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога…. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело… А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего». [5, 166-167]

Из эпохи более поздней дошел до нас и совет преп. Максима Грека: «Истинным царем и самодержцем почитай того, благочестивейший государь, который заботится не только о том, чтобы правдою и хорошими узаконениями благоустроить положение своих подданных, но и бессловесные страсти и пожелания своей души—ярость и гнев и беззаконный плотские похоти—всегда побеждать. А кто побеждается этими бессловесными страстями, тот не есть одушевленный образ небесного Владыки, а только человекообразное подобье бессловесного естества». [3, 100]

Династия Романовых, придя к власти в 1613 г., во многом восприняла эти императивы. К подготовке наследника трона подходили весьма серьезно. Но, в силу обстоятельств, когда на престол взошел Петр Первый (кстати, первоначально в качестве наследника не рассматриваемый и не получивший надлежащего воспитания и образования), нормальный цикл подготовки был сломан и в течение XVIII века мы и наблюдаем негативные последствия такого положения вещей.

Восстановление традиций произошло в XIX-ом столетии. 

Император Николай Павлович сумел вернуться к правильным принципам воспитания и образования наследника престола. Александр Николаевич (будущий император Александр Второй) получил в первенствующие наставники В. А. Жуковского. Цесаревичу были найдены лучшие преподаватели по различным научным дисциплинам и, конечно же, он с самых ранних лет (как впрочем, и большинство Романовых мужского пола до него) стал приобретать знания по военному делу.

При Николае I сформировалась целостная воспитательная система:

1.       Наследник должен воспитываться как верный сын Православной Церкви;

2.    Ему необходимо предоставить наилучшее универсальное преподавания широкого спектра различных гуманитарных и естественных предметов;

3.      Наследник обязан пройти военное обучение;

4.   Строгая дисциплина необходима для приучения к исполнению долга православным монархом вне зависимости от ситуации;

5. Воспитание любви к России как живому организму, развивающемуся не по произволу властителя, а в соответствии с «Божьими замыслами».

Одним из способов наилучшего понимания своей земли было признано непосредственное изучение страны в длительной поездке, с посещением учреждений, храмов, народных празднеств и т. д.

Интересным для нас видятся следующие строки из рекомендаций Николая Павловича сыну Александру: «... 5) Ежели б, чего Боже сохрани, случилось какое-либо движение или беспорядок, садись сейчас на коня, и смело явись там, где нужно будет, призвав, ежели потребно, войско, и усмиряй, буде можно, без пролития крови. Но в случае упорства, мятежников не щади, ибо, жертвуя несколькими, спасаешь Россию... 7) Сначала, входя в дела, спрашивай, как делалось до тебя, и не изменяй ни в чем ни лиц, ни порядка дел. Дай себе год или два сроку, хорошо ознакомься с делами и людьми – и тогда царствуй... 9) Соблюдай строго все, что нашей Церковью предписывается. 10) Будь вообще кроток, обходителен и  справедлив: сие последнее слово совмещает и снисходительность, и строгость, с которыми оно неразлучно. 11) Ты молод, неопытен, и в тех летах, в которых страсти развиваются, - но помни всегда, что ты должен быть примером благочестия, и веди себя так, чтобы мог служить живым образцом... 20) Пренебрегай ругательствами и пасквилями, но бойся своей совести».[4, 384]

Если сравнить «Поучение Владимира Мономаха» и послание Николая Первого, то обнаружиться масса точек пересечения. Идеал русского православного государя, таким образом, проходит через эпохи и в полной мере усваивается династией Романовых.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский в «Письмах о воспитании наследника русского престола» (1859 г.) полностью повторяет, по сути, идеи Максима Грека: «Политические убеждения Монарха не должны быть эгоистичны, потому что они должны сделаться убеждениями лучших людей государства, а эгоистические убеждения не передаются другим. Требуя от подданных бескорыстного служения отечеству, монарх должен подать собой пример такого служения, тогда только требование его найдет отголосок в сердцах подданных».[6]

Вообще, Ушинский, предъявляя особые требования к воспитанию наследника, первостепенное внимание уделял Православию. Подобный же взгляд нашел отражение и в наиболее общем постулате построения русской школы (по Константину Дмитриевичу Ушинскому): «Всякая школа, позабывшая изречение Спасителя: Не хлебом единым жив будеши (Мф. 4,4) и приготовляющая человека только к материальной жизни, как бы утончена эта жизнь ни была и сколько бы ни требовалось для нее познаний, не выполняет своего значения. Она не приготовляет человека к жизни, но на первых же шагах сбивает с настоящей дороги». [7, 354]

В заключение, нам хотелось бы отметить, что воспитательный потенциал, накопленный династией Романовых, а так же педагогическая идеология К. Д. Ушинского, сформировавшаяся на основе православных традиций, чрезвычайно необходимы и современной российской школе.

 

Список литературы

1.    Ашин Г. К. Современные теории элиты: Критический очерк.  М.: Международные отношения, 1985. 256 с.

2.    Крылов И. А. Воспитание льва // Басни. Архангельск: Северо-Западное книжное изд-во, 1971. С. 78-80.

3.    Максим Грек, преп. Нравоучительные наставления для владеющих истинноверующими // Сочинения. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1910. Ч.1. С. 99-117.

4.    Николай Первый. Рыцарь самодержавия / Сост., вступит. ст. и коммент. Б. Тарасова. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. 480 с.

5.     Поучение Владимира Мономаха // Златоструй. Древняя Русь. X–XIII вв. / Сост., авторский текст, коммент. А. Г. Кузьмина, А. Ю. Карпова.  М. : Молодая гвардия, 1990.  С. 163-168.

6. Ушинский К. Д. Письма о воспитании наследника русского престола. URL: http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_nasledn.html (дата обращения: 31.01.2013).

7.    Ушинский К. Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении // Собрание сочинений. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. Т.2. С. 333-361.

 

(В сокращенном варианте опубликовано в газете "Православное Осколье")

Поделиться: 


Blog | by Dr. Radut