Бог силён

 

БОГ СИЛЁН!

   Вспоминается мне один случай, который рассказала мне моя бабка. Она лежала в госпитале для ветеранов войны. А она неверующая. В палате на 4 человека: из четырёх бабок три были неверующие и одна верующая: православная. В палате был телевизор. И возник конфликт между неверующими бабками, в том числе и моей и: верующей. Неверующие хотели смотреть телевизор. А верующая навязала им свою волю: не смотреть телевизор. В конце концов, эти три бабки пожаловались врачу и добились, чтобы им смотреть телевизор. Так вот: для неверующих насилием было то, что им запрещали смотреть телевизор, а для верующей: наоборот: насилием было то, что её насильно заставляли смотреть телевизор.

   Тогда встаёт вопрос: как могут мирно ужиться между собою люди, хотящие угождать Богу и люди, хотящие угождать своим страстям и мiру сему, который во зле лежит? Их интересы неизбежно сталкиваются между собой. Вот такой пример. На днях, во время марша западников в Нижнем Новгороде была попытка сжечь Православный храм. Казалось бы: чем этим людям помешала Церковь? Церковь учит людей только всему доброму. Так вот: для этих людей учение Церкви и Её деятельность представляются таким же насилием, как для тех неверующих бабок насилием представлялось то, что им верующая бабка не давала смотреть телевизор.

   Для людей, любящих мiръ и то, что в мiре: то, что Церковь пытается научить людей не грешить: исполнять Заповеди: представляется насилием. Они хотят грешить в своё удовольствие. Но в таком случае: какой же миръ может быть между людьми, любящими Бога и желающими угождать Ему и людьми, желающими грешить в своё удовольствие? Спрашивается: вот те и другие живут в одной палате: в России. И одни хотят одного, а другие: противоположного. Так какой может быть между ними миръ?

   Заповедь Преподобного Сергия Радонежского: «Да воззрением на Святую Троицу побеждается ненавистная рознь мiра сего»: она действенна может быть только для тех, кто желает взирать на Святую Троицу: для православных, воцерковлённых. А как быть с теми, кто не любит Бога-Троицу и не хочет на Него взирать? А среди них: и наши сородичи: русские.

   Всё внешнее: притча о внутреннем. Если мы на примере этих четырёх бабок из палаты госпиталя не поймём: что делать надо было верующей бабке, то мы тем более не поймём, что нам, православным, воцерковлённым, нужно делать в России. Совершенно ясно, что то, как действовала верующая бабка: неправильно. А как правильно? Совершенно ясно, что ей не следовало действовать насилием.

   Надо было этой верующей бабке пройти по палатам и спросить у других бабок: есть ли среди них верующие и попроситься вместе у врача поселить их в отдельную палату. И там молиться и разговаривать о божественном, а не смотреть телевизор.

   Так что нам, православным, воцерковлённым: делать в масштабах страны?

   С нами Бог! Чем мы, православные, сильны: тем, что с нами Бог. И Святые Его тоже с нами. Вот и Преподобный Сергий Радонежский: тоже с нами. Во времена Преподобного Сергия Радонежского и святого Благоверного Князя Димитрия Донского: до Куликовской битвы: для многих русских людей победить татар казалось делом невероятным. А как же святые древности? «Верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр.11:1-2,33-34).

   Смотрю я на Икону Преподобного Сергия Радонежского и вижу в его очах, что для него ничего невозможного нет. А чем он силён? Верою. Верою в Бога: православною верою. Верою и смирением. И нам нужно учиться у него вере и смирению. «Сила Божия в немощи совершается» (2Кор.12:9-10).

   Разве Преподобный Сергий Радонежский был богатырь какой сказочный? Разве Святогор? Он был обычный человек: монах, постник. Но он был силён верою и смирением. Святой человек: он тоже обычный человек. Но в нём живёт Бог. Бог силён: вот в чём дело. Чтобы нам привлечь на свою сторону: на Божью сторону врагов Православной Церкви: людей, пребывающих во вражде к Богу: нам нужно брать пример со Святых. Не нужно изобретать велосипед. И давайте, братие и сестры, для примера перечитаем отрывок из Книги Деяний Святых Апостолов:

7.  И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

8.  А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.

9.  Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;

10.  но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.

11.  Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.

12.  И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.

13.  И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.

14.  Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.

15.  И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.

Глава 7

1.  Тогда сказал первосвященник: так ли это?

2.  Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте.  Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,

3.  и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.

4.  Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.

5.  И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.

6.  И сказал ему Бог, что потомки его будут переселенцами в чужой земле и будут в порабощении и притеснении лет четыреста.

7.  Но Я, сказал Бог, произведу суд над тем народом, у которого они будут в порабощении; и после того они выйдут и будут служить Мне на сем месте.

8.  И дал ему завет обрезания.  По сем родил он Исаака и обрезал его в восьмой день; а Исаак родил Иакова, Иаков же двенадцать патриархов.

9.  Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет; но Бог был с ним,

10.  и избавил его от всех скорбей его, и даровал мудрость ему и благоволение царя Египетского фараона, который и поставил его начальником над Египтом и над всем домом своим.

11.  И пришел голод и великая скорбь на всю землю Египетскую и Ханаанскую, и отцы наши не находили пропитания.

12.  Иаков же, услышав, что есть хлеб в Египте, послал туда отцов наших в первый раз.

13.  А когда [они пришли] во второй раз, Иосиф открылся братьям своим, и известен стал фараону род Иосифов.

14.  Иосиф, послав, призвал отца своего Иакова и все родство свое, душ семьдесят пять.

15.  Иаков перешел в Египет, и скончался сам и отцы наши;

16.  и перенесены были в Сихем и положены во гробе, который купил Авраам ценою серебра у сынов Еммора Сихемова.

17.  А по мере, как приближалось время исполниться обетованию, о котором клялся Бог Аврааму, народ возрастал и умножался в Египте,

18.  до тех пор, как восстал иной царь, который не знал Иосифа.

19.  Сей, ухищряясь против рода нашего, притеснял отцов наших, принуждая их бросать детей своих, чтобы не оставались в живых.

20.  В это время родился Моисей, и был прекрасен пред Богом.  Три месяца он был питаем в доме отца своего.

21.  А когда был брошен, взяла его дочь фараонова и воспитала его у себя, как сына.

22.  И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах.

23.  Когда же исполнилось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых.

24.  И, увидев одного из них обижаемого, вступился и отмстил за оскорбленного, поразив Египтянина.

25.  Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение; но они не поняли.

26.  На следующий день, когда некоторые из них дрались, он явился и склонял их к миру, говоря: вы братья; зачем обижаете друг друга?

27.  Но обижающий ближнего оттолкнул его, сказав: кто тебя поставил начальником и судьею над нами?

28.  Не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил Египтянина?

29.  От сих слов Моисей убежал и сделался пришельцем в земле Мадиамской, где родились от него два сына.

30.  По исполнении сорока лет явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господень в пламени горящего тернового куста.

31.  Моисей, увидев, дивился видению; а когда подходил рассмотреть, был к нему глас Господень:

32.  Я Бог отцов твоих, Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова.  Моисей, объятый трепетом, не смел смотреть.

33.  И сказал ему Господь: сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.

34.  Я вижу притеснение народа Моего в Египте, и слышу стенание его, и нисшел избавить его: итак пойди, Я пошлю тебя в Египет.

35.  Сего Моисея, которого они отвергли, сказав: кто тебя поставил начальником и судьею? сего Бог чрез Ангела, явившегося ему в терновом кусте, послал начальником и избавителем.

36.  Сей вывел их, сотворив чудеса и знамения в земле Египетской, и в Чермном море, и в пустыне в продолжение сорока лет.

37.  Это тот Моисей, который сказал сынам Израилевым: Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте.

38.  Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам,

39.  которому отцы наши не хотели быть послушными, но отринули его и обратились сердцами своими к Египту,

40.  сказав Аарону: сделай нам богов, которые предшествовали бы нам; ибо с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что случилось.

41.  И сделали в те дни тельца, и принесли жертву идолу, и веселились перед делом рук своих.

42.  Бог же отвратился и оставил их служить воинству небесному, как написано в книге пророков: дом Израилев! приносили ли вы Мне заколения и жертвы в продолжение сорока лет в пустыне?

43.  Вы приняли скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им: и Я переселю вас далее Вавилона.

44.  Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею сделать ее по образцу, им виденному.

45.  Отцы наши с Иисусом, взяв ее, внесли во владения народов, изгнанных Богом от лица отцов наших.  Так было до дней Давида.

46.  Сей обрел благодать пред Богом и молил, чтобы найти жилище Богу Иакова.

47.  Соломон же построил Ему дом.

48.  Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк:

49.  Небо – престол Мой, и земля – подножие ног Моих.  Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?

50.  Не Моя ли рука сотворила всё сие?

51.  Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.

52.  Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, –

53.  вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.

54.  Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.

55.  Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,

56.  и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.

57.  Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,

58.  и, выведя за город, стали побивать его камнями.  Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,

59.  и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.

60.  И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего.  И, сказав сие, почил.

Глава 8

1.  Савл же одобрял убиение его.  В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии.

2.  Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем.

3.  А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу.

4.  Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово.

Глава 9

1.  Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику

2.  и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.

3.  Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.

4.  Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?

5.  Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь.  Трудно тебе идти против рожна.

6.  Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.

7.  Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя.

8.  Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел.  И повели его за руки, и привели в Дамаск.

9.  И три дня он не видел, и не ел, и не пил.

10.  В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи.

11.  Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится,

12.  и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.

13.  Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме;

14.  и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое.

15.  Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми.

16.  И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.

17.  Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа.

18.  И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился,

19.  и, приняв пищи, укрепился.  И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.

20.  И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.

21.  И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.

22.  А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.

23.  Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.

24.  Но Савл узнал об этом умысле их.  А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.

25.  Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине».

   Итак, какой вывод мы, братие и сестры, сделаем из этого отрывка из Книги Деяний Святых Апостолов?

   Не люди приводят людей ко Христу, а сам Христос приводит к Себе людей. Так Господь привёл к Себе, в число Своих верных учеников: гонителя Савла и сделал его святым Первоверховным Апостолом Павлом. Так же Господь силён и из числа гонителей, в том числе из числа тех, что пытались поджечь церковь в Нижнем Новгороде: сделать Своих вернейших учеников. Нам же нужно только быть верными Христу. Верными даже до смерти, как Святой Первомученик и архидиакон Стефан.

   Однако: не всех возможно привести к Святой Православной вере. Не всех возможно привести в число верных учеников Христовых. Даже Господу не всех возможно. Вы обратили, братие и сестры, из приведённого выше отрывка из Книги Деяний на то, что «И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела».

   Видели лицо Стефана, как лицо Ангела и всё равно убили его! Какое чудовищное ожесточение сердец! Таких спасти невозможно. А вот из гонителя Савла Господь сделал Апостола Павла. Из кого же из гонителей можно сделать верного ученика, а из кого: нет: только Бог знает. И знает и сделает: из кого, конечно, возможно. Может быть: даже кого-то из нынешних гонителей Господь Святым Равноапостольным сделает, кто знает? И приравняет его к Святым Апостолам.

   Что же касается Святого Апостола Павла, то вот как он сам о себе говорит:

«А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я.

22.  Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я.

23.  Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.

24.  От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного;

25.  три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской;

26.  много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями,

27.  в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.

28.  Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах.

29.  Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?

30.  Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею.

31.  Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.

32.  В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.

Глава 12

1.  Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.

2.  Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.

3.  И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает),

4.  что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.

5.  Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.

6.  Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.

7.  И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.

8.  Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.

9.  Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова».

(2 Кор.11:21-12:9).

   Вот он: каков: Святой Апостол Павел: бывший гонитель Церкви. Однако: кто думает послужить Христу на миссионерском поприще: должен заранее быть готовым ко всевозможным гонениям и искушениям. А жалом в плоть Апостола Павла, как считал Святитель Лука Войно-Ясенецкий, был медник Александр, ненавидевший и поносивший его. И таким способом Господь предохранял Апостола Павла от превозношения. И если и у нас есть такие люди, которые нас, православных: ненавидят и поносят: то, возможно: по той же причине. 

Апостолов первопрестольницы

и вселенныя учитилие,

Владыку всех молите

мир вселенней даровати

и душам нашим велию милость.

 

   С праздником, братие и сестры! С днём памяти Святых славных и всехвальных Апостолов Петра и Павла!

Поделиться: