Перейти к навигации

Иоанн Предтеча и Сергий Радонежский

 

ИОАНН ПРЕДТЕЧА И СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

   Как поётся в кондаке праздника Усекновения главы Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна:

   Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не Закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

   А мне всё время хотелось вместо слов: «Да воззрением на Святую Троицу побеждается страх ненавистной розни мiра сего», написать: «века сего». «Мiръ сей», «век сей»: сходные понятия, не правда ли? Родственные. Так что их даже можно перепутать. Вот именно, что страх ненавистной розни мiра сего овладевает людьми, возлюбившими не живый век, не Царство Небесное, а притворный, привременный век сей, мiръ сей, во зле лежащий.

   Так: если возлюбить притворный, привременный век сей, то можно ради призрачных ценностей века сего и Иоанну Предтече голову отрубить, можно, как это делали многие наши князья во времена Преподобного Сергия Радонежского: и татар навести на своих же братьев князей, на своих же братьев русских.  

   Смотрел я сегодня на Икону, помещённую в заглавии статьи (а в жизни она большее впечатление производит, чем в компьютере) и пришла мне в голову такая мысль: вот он там: на Иконе: живый век, там всё по Закону Божию. А у нас здесь: сплошное беззаконие. В смысле: и там красиво, и здесь красиво; и там природа, и здесь природа. Но там: на Иконе: идёт возрождение Святой Руси.

   Там: в лучах, исходящих от Святой Троицы: в лучах Троической Любви: растут храмы и башни кремля. Там идёт истинное Православное возрождение. А у нас здесь всё проблемно: вроде есть возрождение Православия и есть апостасийные процессы и в мiре и в Церкви, и что победит: неизвестно. А чтобы то, что изображено на Иконе, воплотилось в жизнь: нам нужно возлюбить Закон Божий и живый век. А этот век: притворный, привременный: его любить не нужно. “Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек” (1Иоан.2:15-17).

   А теперь, братие и сестры, давайте в продолжение нашей с Вами темы о любви к веку живому и о любви к веку притворному, привременному почитаем очень созвучное нашей с Вами теме толкование на Нагорную проповедь:

Нагорная проповедь

“Никто не может служить двум господам...”

Продолжая излагать Свои истины в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: “Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне” (Матф. 6:24). Как нужно понимать эти слова?

Никто не может служить двум господам... Этими словами Иисус Христос дал ответ на очень актуальный вопрос, который тревожил евреев в те давние времена и заботит многих людей в наши дни. Суть этого вопроса состоит в следующем. Можно ли одновременно собирать сокровища земные и небесные? Можно ли попасть в Царство Небесное, добиться жизни вечной, и одновременно не расставаться со своими излюбленными грехами, не покидая своего пристрастия к роскоши и богатству, к земным удовольствиям и наслаждениям? Иными словами можно ли сочетать совершение добрых дел с греховными?

Для ответа на этот вопрос Иисус Христос использует аллегорию, основанную на противопоставлении, сказав, что “никто не может служить двум господам”. Иисус Христос этими словами говорит о существовании двух противоположных миров (живого века и века притворного, привременного: Д.Н.), Добра и зла, Святости и порока, Правды и лжи, Света и тьмы, и о существовании двух господ, царствующих в этих двух противоположных мирах. Бог является воплощением Разума, Света и Правды.

“Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни” (Иоанн.8:12). (Вот как раз лучи этого света мы и видим на Иконе).

“Велик Господь наш и велика крепость [Его], и разум Его неизмерим” (Пс. 146:5).

“Правда Его пребывает вовек” (Пс. 110:3).

Противостоящий Богу злой дух царствует в мире зла и тьмы, является отцом лжи, греха и порока. “Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи” (Иоанн.8:44).

Поскольку эти два мира (два века: Д.Н.) по своей сущности, по своей философско-нравственной направленности противоположны друг другу, то и господа каждого из этих миров диаметрально отличаются друг от друга.

Развивая Свою аллегорию дальше, Иисус Христос берет пример из обыденной жизни, ставя человека на место слуги перед двумя господами. Спаситель мира это делает потому, что смысл жизни человека как раз и состоит в том, чтобы сделать правильный выбор в отношении того, какому господину служить, кому всю свою жизнь поклоняться, Богу или отцу греха (добру или злу). От того, какой выбор сделает человек и будет зависеть вся его дальнейшая жизнь. Если человек пойдет по жизни путем добродетели, то он будет находиться с Богом и иметь благоденствие. Так как только Бог является источником всякого добра. “Будет Господь с добрым” (2Пар. 19:11). Если пойдет по жизни путем греха, то будет служить духу зла, за что будет страдать (так как зло приносит всем только зло) и будет наказан. “Воздаст Господь делающему злое по злобе его!” (2Цар. 3:39).

Расположенная наискось планка на православном кресте, находящаяся у ног Иисуса Христа, также иносказательно дает ответ на этот вопрос, символически указывая на два жизненных пути, на два образа жизни, на двух господ. Правый, приподнятый вверх, конец планки указывает путь человека на небо в рай, куда попадает человек за благочестивый образ жизни, за служение Господу Богу. Левый, опущенный вниз, конец планки указывает на путь человека в ад за грешный образ жизни, за служение сатане, господину тьмы и греха.

В Своих словах Иисус Христос с категорической ясностью утверждает, что никто из людей не может служить двум господам. То есть никто из людей не может сразу пребывать в двух противоположных мирах, света и тьмы, святости и греха, в которых повелевают эти господа. Иными словами никто из людей не может одновременно быть добрым и злым, правдивым и лживым, праведником и грешником. Потому что нельзя быть одновременно преданным Богу и сатане. (И нельзя одновременно любить живый век и притворный, привременный: Д.Н.). Дальше Иисус Христос, поясняя, почему нельзя служить двум господам, говорит о том, что человек-слуга “или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть”. То есть в этих словах Иисус Христос говорит о том, что невозможно одновременно любить добро и зло и одновременно служить праведности и греху. Потому что если человек в чем-то согрешил, то он уже не праведник, и если, наряду с добром, в чем-то сотворил зло, то он уже не творящий только добро. А соприкосновение с миром зла отдаляет человека от мира добродетели и затягивает его в трясину греха. Так как, то, что приемлет Бог, не приемлет противостоящий Ему злой дух.

Как Абсолютный Свет лишен тьмы, так и человек чист перед Богом лишь тогда, когда лишен всякого, даже небольшого греха. Так и душа человека, запятнанная даже малым грехом, уже не чиста. А станет чистой лишь после искупления этого греха. В разбираемых словах Иисус Христос, говоря о том, почему нельзя служить двум господам одновременно, убедительно поясняет Свою мысль тем аргументом, что человек “одному станет усердствовать, а о другом не радеть”. Эти слова нужно понимать в том смысле, что, служа добру или злу, человек постепенно испытывает на себе влияние того мира, которому служит. (И живёт в том веке, которому служит: или в живом веке, или в притворном, привременном). Мир Добра облагораживающе будет воздействовать на человека, и отдалять его от греха. Мир зла будет развивать в человеке греховные наклонности, и отдалять от добрых дел и Бога. Человек, побежденный грехом, будет заботиться лишь о достижении земных благ (например, будет стремиться к приобретению власти, денег, роскоши, удовольствий), то есть о собирании сокровищ земных и будет не радеть о собирании сокровищ небесных. Постепенно занятие, связанное с накоплением земных благ и удовольствий превратится у такого человека в ненасытную страсть стяжательства и вытеснит из сознания человека мысль о Боге. (Самый яркий пример этому: Иуда Искариот, который был апостолом, и которому Господь, как и другим Апостолам, дал власть исцелять болезни, изгонять бесов, воскрешать мёртвых, но который так возлюбил деньги, так возлюбил притворный, привременный век, что продал Христа за 30 сребреников). Такой человек со временем будет ненавидеть всё, что мешает ему копить земные богатства и его душа будет безучастна к добродетелям, так как главной целью его жизни станет служение “маммоне”.

В дальнейших своих словах Иисус Христос категорически заявляет “Не можете служить Богу и маммоне”. Слово “маммона” сирийского или халдейского происхождения (по другому варианту арамейского) и обозначает богатство, приобретенное неправедным путем. У восточных народов маммоной назывался языческий бог богатства (лукавый злой дух), покровительствующий стяжательству и накопительству.

В Своих словах Иисус Христос о маммоне говорит как о злом духе, от служения которому предостерегаются люди. Такое предостережение вызвано тем, что человек, любящий богатство и надеющийся на него, привязывается к богатству и ошибочно считает, что только богатство может помочь ему приобрести счастье в жизни. Иисус Христос разоблачает это ложное убеждение, указывая на то, что помимо земных сокровищ, есть сокровища небесные, которые выше любых земных богатств. “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут” (Матф. 6:19-20). (Иродиада же, как раз возлюбила богатство и славу мiра сего: притворного, привременного века: возлюбила мамону. Возлюбила те самые богатства, которые моль и ржа истребляют и которые воры подкапывают и крадут: тленные богатства: преходящие. А кто эти тленные богатства возлюбит, кто прилепится к ним сердцем, тот от них заразится тленностью. Тот, когда умрёт, того и кости Господь рассыплет, того и душу Господь выкинет в ад, как выкидывают на свалку старые, ненужные вещи. Кто возлюбил тленное богатство, которое неизбежно превращается в хлам, тот и сам становится хламом и обретает себе место на свалке: в геенне огненной. Д.Н.)

Слова Иисуса Христа о том, что нельзя служить Богу и маммоне, нужно понимать в том смысле, что так же, как не может раздвоиться сердце человека, так и невозможно одновременно служить Богу (делать добрые богоугодные дела) и маммоне (приобретать богатство неправедное, достигнутое нечестным путем). А служение Богу со стороны такого человека будет неискренним и лицемерным, потому что человек, искренне преданный Богу, отказывается от совершения злых дел и не допускает в своей жизни греха, в данном случае выраженного в виде приобретения богатств неправедных.

На то, что под маммоной понимается богатство неправедное, указывает тот факт, что маммона является языческим божеством, то есть злым духом, понукающим человека к стяжательству любой ценой. А приобретение богатства нечестным путем, то есть служение маммоне и порицается Иисусом Христом, проповедующим честную жизнь и служение добру, что выражается в соблюдении Закона Божьего. И если маммона говорит человеку – грабь и воруй, любой ценой приобретай богатства неправедные. То Бог говорит человеку – не укради, проявляй любовь и сострадание к ближнему своему. Если маммона говорит человеку – береги свои сокровища, люби их и никому их не давай. То Бог говорит человеку – поделись с ближним, подавай милостыню нищим, так как смысл жизни не в накопительстве, а в использовании богатств для добрых дел.

Применяя земные богатства для творения добра, человек собирает себе сокровища небесные, которые выше и ценнее сокровищ земных. Поэтому Иисус Христос и предлагает человеку отказаться от соблазнов и грехов окружающего мира (то есть всего мирского) и служить Богу. “Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек” (1Иоан. 2:15-17).

Итоги анализа разбираемых слов Спасителя

Подводя итог анализу разбираемых слов Иисуса Христа, можно сказать о том, что в этих словах говорится о двух типах людей, о христианине, самоотрекающемся от греха во имя служения Богу, и о человеке, самоудовлетворяющемся ради своих похотей и прихотей, служащему противостоящей Богу злой силе, в том числе и маммоне.

Истинный христианин способен на терпение, самоотречение, самопожертвование и любовь к ближнему, отказывается от греховных желаний во имя служения Богу. Это первый тип человека, самоотрекающегося от греха – истинного христианина. Человек, служащий удовлетворению своих низменных страстей, одержимый стремлением к наживе и богатству, собирающий неправедно земные сокровища, представляет собой второй тип человека, самообрекающего себя на грех.

Согласно словам Иисуса Христа, между этими типами людей нет промежуточной категории, так как ни один из этих двух типов людей не может занимать нейтрального положения. Так как кто любит Бога, тот ненавидит зло и не совершает греха. “Любящие Господа, ненавидьте зло!” (Пс. 96:10). А тот, кто одержим удовлетворением греховных страстей, разрешает свою душу оккупировать сатане, и занимаясь собиранием земных сокровищ, отдаляется от Бога. Потому что, служа ложью и неправдой врагу всякой правды, нельзя в то же время самому оставаться правдивым. Нельзя одновременно совершать грех и доброе дело, и при этом оставаться безгрешным.

Самоотрекающийся тип человека представляет собой истинных христиан, которые свою волю подчинили Воле Божьей, которые свое тело предоставили Богу и своими поступками исполняют дело Божье. В таких людях живет Сам Иисус Христос, учение Которого служит для блага мира через последователей Христа. Такие люди, живя в духе и истине Христовой, своими способностями и жизнью служат торжеству идеалов учения Христова. (Самые яркие примеры этому: Иоанн Предтеча и Сергий Радонежский).

Люди второго типа, самообрекающие себя на грех, находятся под властью противостоящей Богу злой, разрушительной силы и служат ей. Своими лицемерными поступками они могут быть похожи внешне на людей, служащих Богу – совершать подачу милости, долго молиться в храме и вне его, чтобы их хвалили за это и тешили их гордыню. Но при внимательном рассмотрении выяснится, что эти действия они делают внешне и не искренне, без веры в сердце своем. По своей сути эти люди являются лицемерами. “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение” (Матф. 23:14). “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру” (Матф. 23:23). Лицемеры – “вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония” (Матф. 23:28). Поэтому лицемерный человек, внешне похож на христианина, но на самом деле представляет собой все тот же второй тип людей, занимающихся неискренним, лицемерным служением Богу.

Лицемерный тип человека, ставшего на сторону служения злу, выполняет нужную для врага рода человеческого греховную функцию. Суть этой функции состоит в том, что лицемерный человек, всё ещё делая для видимости добрые дела, продолжает общаться с приверженцами учения Христова, а также с людьми, ищущими свой путь в жизни и стремящимися понять, в чем смысл, суть и предназначение жизни человека. Лицемерным совершением добрых дел, двуличный человек отвлекает сердца последователей Христовых от учения Спасителя, искушая их своими лицемерно-добрыми поступками, своим лицемерным служением Богу. Таким не искренним совершением добра, двуличный человек отвращает от истины тех людей, которые ещё не стали в своей жизни на истинный путь, указанный Спасителем, и ещё не стойки в своих жизненных воззрениях. И используя это, лицемер улавливает их в сети греха. Таким образом, лицемерного человека, можно охарактеризовать как приманку для соблазнов и греха, и назвать сетями сатаны. Потому что такой человек своим двурушничеством подает дурной пример окружающим, особенно нестойким в вере Христовой людям и толкает ближних своих в пропасть погибели.

Однако тип лицемерного человека и сам постепенно подвергается костенению в грехе и удаляется от совершения даже видимых, внешне добрых поступков и становится закостенелым грешником, не думающим о спасении своей души. И ему со временем становится противной даже мысль о совершении добра. (Такими закостеневшими в грехе людьми были Ирод, Иродиада и Саломия. Они выбрали путь самоугождения, служения своим страстям и этот путь привёл их в пучину самых тяжких грехов. Ирод ведь не хотел убивать Иоанна Крестителя. Он его уважал и слушал его с услаждением и многое выполнял из того, что он говорил. Но грех: нераскаянный грех прелюбодеяния, в котором его обличал Иоанн Креститель, привёл его к большему греху: к убийству Пророка Божия. Так, как сказано выше: так и есть. Есть два пути: путь Богоугождения и путь угождения своим страстям. Если человек пытается совместить и то и другое, как это пытался сделать Ирод, то это абсолютно несовместимо. И Ирода эта попытка служения и своим страстям и Богу привела вначале к тому, что он приказал убить Иоанна Крестителя, а потом попустил убить и Самого Христа. Поэтому: слова Господа непреложны: невозможно служить двум господам).

Поэтому лицемерное служение Богу является опасным делом, так как такое служение из двуличного человека, в конечном счете, делает приверженца злу, собирателя сокровищ земных, забывшего о спасении своей души. Если же лицемерный человек, попав под благотворное влияние Божьих истин, одумается, станет размышлять о мире с позиций Божественной философии, осудит свой греховный образ жизни и покается в своих заблуждениях, то у него появится возможность вернуться в лоно Божье. Бог, как воплощение Святости, не приемлет даже малейшего греха. Но как Отец наш Небесный, принимает к Себе человека раскаявшегося в своем грехе и на деле искупившего этот грех и исправившего допущение греха дальнейшими праведными поступками.

Именно о выборе правильного пути в жизни и говорит Иисус Христос людям, предостерегая их от служения злу, пытаясь защитить их от заблуждений и целенаправляя на добро, потому что служение маммоне представляет собой шаг ко греху и уход с пути добродетели.

Заключение

   Сегодня случились неполадки с поисковой системой Google. Казалось бы: Google: что может быть надёжней? И то неполадки случились. Тогда что вообще может быть надёжного в этом притворном, привременном веке? Всё ломается, всё ненадёжно, всё преходит и: мы всё равно сердцем прилепляемся к этому ненадёжному, притворному и привременному веку. А в Царстве Небесном: не так. Там вечные ценности. Там если что Бог создал: то создал навсегда. Все красоты нашей земной природы являются лишь бледной тенью тамошних красот. Все лучшие черты характера дорогих нам людей, за которые мы их так любим: там получат полное развитие.

   И там Сам Воскресший Христос со Отцем и Святым Духом. И там: Пресвятая Богородица и все Святые: тоже там. «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9).

   Все эти поломки самых «наинадёжнейших» человеческих изобретений Господь попускает для того, чтобы мы не прилеплялись сердцем к земному. «Титаник» утонул. Это было в своё время потрясением. Чернобыльская АЭС взорвалась. Как же, как же: помним: атомные станции считались абсолютно надёжными и никакие на них аварии считались невозможными. Всё, что человек ни делает: на всём следует поставить надпись: «И это тоже пройдёт», как на кольце Соломона.

   И как раз то из земных вещей, что человек сделал кумиром: тому Господь и попускает сломаться для нашего вразумления. Слава Богу за всё! Так стоит ли их любить: мiръ сей и век сей: притворный и привременный?

   И в заключении, братие и сестры, давайте вспомним песню Юлии Славянской:

Иоанн Креститель

Там в далекой стране Палестине струится река Иордан.

На берег той реки выходил Креститель Святой Иоанн.

Он с виду - суровый и грозный, одежду верблюжью носил.

Был послан от Бога в пустыню, и громко он там возгласил:

Припев:

"Покайтесь, люди, покайтесь,

Очистите ваши сердца!

И грешную душу исправьте,

Чтоб встретить Мессию Христа".

 

Идет вслед за мною сильнейший Божественный свет от него.

А я перед ним лишь предтеча, а я перед ним лишь никто.

И шли к нему люди толпою на берег пустынной реки,

Несли покаянье, слезами в водах омывали грехи.

Припев:

"Покайтесь, люди, покайтесь,

Очистите ваши сердца!

И грешную душу исправьте,

Чтоб встретить Мессию Христа".

 

Сын Божий приходит креститься, спустился в реку Иордан.

"Я волю отца исполняю - крести Ты меня, Иоанн".

"Зачем Ты приходишь креститься?" - Христу так сказал Иоанн.

Волнуя житейское море, назад побежал Иордан.

Припев:

"Покайтесь, люди, покайтесь,

Очистите ваши сердца!

И грешную душу исправьте,

Чтоб встретить Мессию Христа".

 

"Крестить я Тебя не достоин. Владыко Ты мой, я - Твой раб.

Я сам пред Тобою склониться, Крещенье принять буду рад".

И вот совершилося чудо - отверзлося небо в тот час,

Из облака вдруг над рекою как гром прогремел Божий глас.

Припев:

"Покайтесь, люди, покайтесь,

Очистите ваши сердца!

И грешную душу исправьте,

Чтоб встретить Мессию Христа".

 

"Сей Сын Мой возлюбленный, Он в мир мою волю несет.

Он род человеческий, грешный, от гибели вечной спасет".

И смотрит Креститель, дивится - слетел на Христа голубок.

Не просто была это птица, но Дух Святой, истинный Бог.

Припев:

"Покайтесь, люди, покайтесь,

Очистите ваши сердца!

И грешную душу исправьте,

Чтоб встретить Мессию Христа".

 

И все во Христа мы крестились, и все облеклись мы в Него,

И жить мы ему обещали во имя Святое Его.

И мы всех отверглись лукавых, навек отреклись сатаны.

В купели Крещенье приняли и стали Творца мы сыны.

Привет:

"Покайтесь, люди, покайтесь,

Очистите ваши сердца!

И грешную душу исправьте,

Чтоб встретить Мессию Христа".

 

Там в далекой стране Палестине струится река Иордан.

На берег той реки выходил Креститель святой Иоанн.

Предтече - Крестителю - слава, великий Святой человек.

Господу, Троице - слава сегодня, вчера и вовек!

Припев:

"Покайтесь, люди, покайтесь,

Очистите ваши сердца!

И грешную душу исправьте,

Чтоб встретить Мессию Христа".

   Сейчас призыв Иоанна Крестителя к покаянию также актуален, как и в евангельские времена. Тогда нужно было каяться перед Первым Пришествием Христовым, а сейчас скоро Второе Пришествие и Сташный Суд. И опять нужно каяться, как и тогда.

   Святые Божии: Иоанн Предтеча и Сергий Радонежский, молите Бога, чтобы нам, грешным, не любить век сей: притворный и привременный, но любить Закон Божий и живый век: тот, что с Богом!

 

 

 

Поделиться: 


Blog | by Dr. Radut