Перейти к навигации

Идеал государя у Максима Грека

        

Годы жизни выдающегося церковного публициста и богослова Максима Грека (1470 – 1556) пришлись на эпоху так называемого «Длинного XVI века» (1453 – 1648). Современниками преп. Максима являлись: Джироламо Савонарола (1452 – 1498), Эразм Роттердамский (1465 – 1536), Никколо Макиавелли (1469 – 1527), Франсуа Рабле (1494 – 1553).

«Длинный XVI век» – это время кардинальной перестройки социально-экономической и политической структуры Европы (по И. Валлерстайну и А. Фурсову). 1453 г. – рубеж в мировой истории. Окончание Столетней войны между Англией и Францией, гибель православного Константинополя обозначили точку бифуркации в развитие европейского суперэтноса. Если до этого существовали два условных проекта государственного устройства: «Византийская империя» и «Западноевропейский конгломерат», то после 1453 г. остался только один доминирующий вариант – западноевропейский.

В Европе (с учетом запросов общества) публицистами было создано достаточно много образов идеальных правителей, но все они сводятся всего лишь к двум типам: государь-гуманист (у Эразма Роттердамского и Франсуа Рабле) и государь-прагматик (Н. Макиавелли). Христианской идеологии при конструировании данных образов внимание уделялось только в последнюю очередь.

Московская Русь (Россия), частично оставаясь в рамках «византийского проекта», вряд ли могла принять наработки западноевропейских гуманистов в силу специфики православного мировидения.

Максим Грек (вероятно знавший лично Савонаролу) попытался сформулировать идеал правителя для Руси.

В своем публицистическом произведении «Нравоучительные наставления для владеющих над истинноверующими» он показывает икону христианского правителя, руководствующегося православным аскетизмом. Максим Грек требует от правителя самовоздержания и самоограничения и не только при принятии каких-либо государственных решений, но и в быту. Полагая, что личное поведение владетеля является примером не только для элиты, но и для населения вообще, Максим Грек предлагает ему постоянный нравственный самоконтроль в рамках христианской этики. Преподобный Максим настаивает на аскетизме не только в материальной области, но и в духовной сфере.

С точки зрения православного публициста основная опасность для правителя – это грехи духовного плана, которые затем вторгаются и в мир реального взаимодействия людей. Человек, немогущий усмирить свою духовную сущность, по Максиму не достоин и владеть государственной властью, ибо тогда он превращается  в разрушителя стандартов нравственности и морали для своих подданных. В более широком плане, государь – не аскет (в мирском понимании), уподобляется не человеку, а животному, которое не в состоянии контролировать свои собственные инстинкты. Участь подданных будет такой же, ибо они следуют поведенческому стандарту владетеля.

Мир XXI века, после ряда глубоких кризисов, подошел к очередной точке бифуркации, следовательно, пока существует несколько возможных вариантов выбора дальнейшего пути развития. Жесточайший кризис потребительского общества уже в ближайшее время заставит людей ограничить свое безудержное потребление (иначе не избежать, например, глобальной экологической катастрофы). Человечеству необходимы новые поведенческие стандарты, которые сможет задать ему только элита. Поэтому образ государя-аскета, созданный Максимом Греком, не потерял своей актуальности и до сих пор. Похоже, наступила пора вспомнить то, чему учил властьпредержащих в XVI веке преп. Максим.

Поделиться: 

Комментарии

Спасибо уважаемый Александр, раб Божий, за ценную статью и важную детализацию Царского  подвига. Вообще, любой христианин призывается к аскетике и подвижничеству и поэтому никогда Православие не будет "модным"... Самоограничение и строгое соблюдение церковного устава представляется чем-то запредельным для современного избалованного человека. На самом деле этот аскетизм дает такие чудесные плоды, но до них еще надо дорасти!

Ваша просьба насчет свечки в Спасо-Елизаровском монастыре исполнена и подан сорокоуст о здравии р.Б. Александра с 18 июля.( учитывая ценность члена экипажа!). А 18 -го у них большой праздник - день памяти княгини Елизаветы Федоровны, которая любила эту обитель и ей помогала. Служба была очень торжественная, возглавляемая митрополитом Псковским и Великолукским Евсевием, с водосвятным молебном и крестным ходом . А как ударял звонарь билом в плиту с посланием старца Филофея! Это просто чудо какое-то, она пела мощным гласом: "Москва - тр-р-ретий Рим-м-м-м!!!" И эта "М-м-м-м" летит и летит и новый удар! Впечатление незабываемое.

 Благодарю Вас, Александр! Храни Вас Бог!

И рад за Вас, что побывали на такой службе. Сам очень люблю архиерейские службы и монастырские. Прости Господи, но как то они по другому воспринимаются.

В отношении Вашего комментария. Полностью согласен. Не быть Православию "модным". И слава Богу! Мир сошел с ума, должно же у нас сохраняться целомудрие и здравомыслие! Здравомыслие возможно только рядом с Христом! Здравая мысль лишь от Бога идет - подателя всяческих!

И с праздником Преображения!

 И вас с великим праздником Преображения Господня и надеюсь фаворский свет никогда не померкнет над нашей любимой Россией!

А насчет здравомыслия основанного на нашей близости ко Христу - да это безспорно. "Начало премудрости - страх Божий" и у кого ему и быть как не у нас православных? Это предопределяет нашу монополию на Истину, но мы по ложной скромности и малодушию не можем заявить об этом прямо миру во зле погрязшему...Он нас хочет загнать в  прокрустово ложе своих ограниченных представлений. А мы никак не влезаем, но почему-то играем во взаимоуважение и равноправие, хотя для этого нет никаких предпосылок! Оно, конечно и задираться без особых поводов не надо, но и приравнивать нашу веру к остальным религиям нехорошо.

 Полностью поддерживаю. Толерантобесие заедает.

Благодарю, что обратили наше внимание на этого автора. Русский царь и русская элита действительно должны воплощать идеалы аскетизма, иначе народ им просто не поверит и за ними не пойдет.

 У нас есть учителя, но учиться не желаем.... Идеалы государя хорошо прорисованы и у Иоанна Златоста, и у Иосифа Волоцкого. Но вряд ли кто из современных властителей России обращается к трудам сих отцов. В ходу Макиавелли (публичный правитель - "лиса-лев") и Джордано Бруно (маг, манипулирующий страстями косвенно, не явно, сидящий подобно пауку в паутине). И народ наш, в целом, не понимает, кто ему нужен. Это то и страшно. Страсти сжирают все самое святое на Руси. Надеюсь лишь на одно: Бог поругаем не бывает.



Blog | by Dr. Radut