Свечка

 

СВЕЧКА

   Как известно, братие и сестры, Господь сказал в Евангелии: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39). Как самого себя. И мы пытаемся эту Заповедь исполнить, да что-то не получается.

   А почему не получается?

   С чем можно сравнить человека? Его можно сравнить с источником света. В другом месте Евангелия Господь сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). Но одни люди подобны маленькой свечке за 5 рублей, другие: большой свече за 100 рублей, а третьи: пудовой свече. Таких свечей сейчас и не делают: такие только в древности были. Так вот: маленькая свечка способна осветить небольшое пространство вокруг себя. Если представить себе Кирилло-Мефодиевский Собор в Самаре: весь тёмный, неосвещённый и только на одном подсвечнике горит маленькая свеча за 5 рублей.

   Много ли такая свеча может осветить пространства вокруг себя? А если Собор полон народу, то многих ли из них она осветить может? Ясно, что только несколько человек вокруг подсвечника.

   А если вместо маленькой свечки за 5 рублей поставить и зажечь большую свечу за 100 рублей? Тогда, конечно, она большее пространство вокруг себя осветит и большее число людей, но явно: не весь Собор.

   А если поставить и зажечь пудовую свечу: реально пуд весом, у которой фитиль не как ниточка, а как канат? Вот такая свеча уже может и весь Собор осветить и всех людей в нём.

   Так и наша любовь. Иной человек по силе своей любви подобен маленькой свечке за 5 рублей. Осветить и согреть своей любовью он может только несколько человек: самых ближних, самых родных. Другой человек подобен большой свече за 100 рублей. Он способен своей любовью согреть и осветить уже большее число людей: и самых родных и близких, и тех, что немного подальше. А третий подобен пудовой свече. Он своей любовью способен согреть и осветить 3 000 человек: полный Кирилло-Мефодиевский Собор в Самаре.

   Так вот в чём дело: почему же мы порой не можем осветить и согреть своей любовью вообще никого? Потому что мы по своему уровню духовного развития подобны маленькой свечке за 5 рублей, а пытаемся осветить весь Кирилло-Мефодиевский Собор в Самаре, полный битком народу. Тогда: в таком случае: чему мы становимся подобны? Мы становимся подобны уже не маленькой свечке за 5 рублей, а слабенькому электрическому фонарику. В фонарике лампочка снабжена отражателем, который фокусирует свет только в одном направлении.

   Если в совершенно тёмном Кирилло-Мефодиевском Соборе, полном народу, не свечку зажечь, а включить слабенький фонарик, то он, конечно, будет светить немного дальше маленькой свечки, но только вперёд. А люди, находящиеся рядом с обладателем фонарика, но позади и сбоку, а не впереди: останутся в темноте.

   Мораль сей басни такова. Мы потому не можем согреть своей любовью самых ближних, которых мы, согласно Божией Заповеди: должны согреть в первую очередь, что мы, будучи по мощности своей любви подобны маленькой свечке за 5 рублей, пытаемся осветить и согреть своей любовью весь Кирилло-Мефодиевский Собор в Самаре. Пытаемся сделать то, что под силу только пудовой свече.

   То есть: мы часто всех жалеем: люди погибают вокруг в грехах, а мы пытаемся за всех молиться. Много имён вписываем в помянники. А что из этого выходит? А из этого выходит, что силы нашей любви не хватает на самых наших родных и близких, которых мы должны любить в первую очередь.

   Нужно иметь смирение. Слово «смирение» происходит от слова «мера». То есть: иметь смирение: значит правильно себя мерить. Мы должны измерить правильно силу своей любви и определить: подобны ли мы пудовой свече или большой свече за 100 рублей или маленькой свечке за 5 рублей? И если мы, измерив себя правильно: обнаружим, что мы подобны маленькой свечке за 5 рублей, то нам следует перестать корчить из себя пудовую свечу. Нам следует снять с себя отражатель. То есть перестать стараться осветить и согреть своей любовью дальних, и тогда силы нашей любви хватит на то, чтобы осветить и согреть своей любовью самых родных и близких, которых мы, согласно Божией Заповеди, и должны согреть своей любовью в первую очередь.

   А этот отражатель: это кривое зеркало, в котором мы, будучи маленькой свечкой за 5 рублей: видим себя пудовой свечой: это гордость. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1Кор.13:4-7). А гордый любить не может. 

 

   

Поделиться: