Перейти к навигации

Царь-Мученик Павел – ниспровержитель масонства в России

Император Всероссийский Павел Петрович родился 20-го сентября 1754 года. Матерью его была Императрица Екатерина II-я, отцом – Император Пётр III-й. Воспитание наследника цесаревича было поручено графу Никите Ивановичу Палину. Павел I-й был одним из образованнейших русских императоров.

Духовным же образованием будущего императора руководил архимандрит Платон (Левшин), будущий митрополит Московский.  По его словам «высокий воспитанник, по счастью, всегда был к набожности расположен, и рассуждения или разговор относительно Бога и Веры были ему всегда приятны». Дворянин Н.А. Саблуков, часто дежуривший во Дворце при государе Павле Петровиче, в своих записках указывал, что «до сих пор сохранились места, на которых Павел имел обыкновение стоять на коленях, погружаясь в молитву и часто обливаясь слезами. Паркет положительно протёрт в этих местах.

Павел Петрович правил престолом менее пяти лет. Хотя его и готовили к царствованию, но после совершеннолетия он оказался в изгнании, будучи заперт во дворцах – Павловском и Гатчинском. Вступив на престол лишь 6 ноября 1976 года, несмотря на своё слабое здоровье, Павел Петрович проявил ревностную заботу о государственных делах. Он приступил к борьбе с беспорядками и расхищением государственной казны, ввёл строгую военную дисциплину, укрепив тем самым армию и флот.

Состояние Империи, доставшейся в наследство Павлу Петровичу от нелюбившей его матери, было далеко от благополучия – расстройство финансов, высокий государственный долг (200 миллионов рублей) и медлительность в судебных делах (до 64.000 неразрешённых дел) свидетельствовали о том титаническом бремени, которое ему пришлось взять на свои царственные плечи.

Впрочем, не отвергая огульно всё, что совершалось в царствование его матери, Павел I-й оказался весьма последовательным продолжателем всех лучших начинаний её царствования, как например, в деле воссоединения Единой Православной Церкви, примиряясь со старообрядцами через Единоверие.

Самодержавие Император Павел I-й признавал лучшей формой правления соединявшей в себе силу законов и скорость власти одного лица.

Он не был гордым и надменным, и в минуты откровенности сознавал cвои слабости и недостатки. Как Монарх он ставил себя на недосягаемую высоту и стремился не только царствовать, но и управлять. В противовес коллегиальному, он выдвинул начала единоличного управления на местах, что явилось переходной  ступенью учрежлениям.

Он стремился поставить высшия государственныя учреждения в строгия рамки и подчинитьих надзору Самодержца.

В области губернского управления стремился к централизации власти в лице губернаторов.

Император Павел был проникнут идеей законности. Он считал, что законов достаточно, нужно только исполнять их. Не хватало только закона о Престолонаследии. И им был принят новый закон о Престолонаследии, отменивший Петровский и устранивший возможность дворцовых переворотов, эпоха которых длилась около 100 лет после Петра I-го.

Государь приказывает собрать все законы в три книги Законов Российской Империи и строго следить за исполнением их. Законность и порядок стали девизом царствования Императора Павла, в противовес эпохе Императрицы Екатерины: злоупотребления карались безпощадно.

Второй отличительной чертой Его царствования было внесение военного характера в гражданское управление и введение в нем строгой дисциплины. Будучи человеком решительным, Император Павел не тепрел медлительности.

Он признавал сословность общества, считая дворянство опорой Государства, очень почитал духовенство за святость сана, среднее сословие считал необходимым для государства, крестьянство же было в его понимании достойно особого уважения. Он считал, что для него, как Монарха, все сословия одинаковы. Все были обязаны служить на пользу Государства.

«При редком Государе больше, как при Павле, можно было бы сделать столько добра для Государства, если бы окружавшие Его руководились усердием к Отечеству, а не видами собстенной корысти», - писал о нём генерал-прокурор П.В. Лопухин. Однако, ущемляя некоторые привилегия дворянства в пользу крестьян и горожан, он вызвал к себе нелюбовь иных аристократов. Народ же ценил его за «справедливость» и «строгость», которую видел необходимым в то время.

Наибольшее внимание Император обращал на устройство Армии и Флота, считая дисциплину душою военного дела. От солдат Он требовал безусловного подчинения, от начальников - отеческого отношения к подчиненным. Под влиянием ужасов Французской революции и цареубийства, Он смотрел на себя, как на Защитника Церкви и монархии, и этим руководствовался во внешней политике; внутри же страны боролся со зловредными идеями, приникшими с Запада в Россию.

Будучи, по юношеской неопытности, вовлечен своим воспитателем графом Н.И. Паниным в масонскую ложу, он вскоре понял пагубность деемой ими тайны беззакония. Собрав в дни коронации в Москве, через гроссмейстера ложи Трех Мечей профессора Маттеи, руководителей всех масонских лож, повелел он им прекратить деятельность их в России, указав на Французскую революцию как на плод масонской деятельности.

            Он удалил от Двора наиболее влиятельных масонов - князя Лопухина и князя Репнина, погубившаго в 1791-м году Восточный Проект (осуществляемый князем Г.А. Потемкиным и графом Безбородко), а также выслал и взял под надзор полиции ранее им же освобожденного из тюрьмы Новикова- главного идеолога и пропагандиста масонства.

Закрывая ложи, Государь предусмотрительно позаботился о создании им альтернативы, способной уже на созидательных Христианских началах заполнить досуг в светской общественной жизни. Поскольку в «романтический XVIII-й век» люди вступали в ложи часто, лишь отдавая дань моде, проводя свободное вреся и увлекаясь более внешней, ритуальной стороной с её рыцарской символикой, чем туманной для непосвященного масонской идеей, Император Павел учредил Великое Русское Православное Приорство древнейшаго рыцарского Ордена Иоанна, Крестителя Господня, Великим Магистром которого он являлся с 1798 года.

Здесь необходимо отметить, что причиной принятия Павлом I-го титула Великого Магистра (что так же явилось развитием политики Его Матери) было Его глубочайшее понимание высокого Служения идее Православного Самодержавия.

Возглавив древнейший в Европе рыцарский орден, объединявший в себе цвет всей Европейской аристократии, Павел I-й стремился показать миру издревле признаваемое Христианством служения Императора как Вселенского Базилевса, и как Удерживающего тайну беззакония, равно как и «Внешнего Епископа Церкви», объединяющей народы для противостояния Богоотступничества (апостасии).

Покровительство Ордену было обусловлено и стратегическими интересами: имея военную базу на острове Мальта, Россия получала выход в Средиземное море.

Сам же Орден, от начала имевший антимасонскую направленность, на момент принятия Павлом I-м предложенного ему самими Мальтийцами титула Великого Магистра, уже не было ни чисто католическим (поскольку с вхождением в орденские владения в конце XVII-го столетия Острожеского майората в Орден уже был открыт доступ Православным христианам), ни чисто монашеским (так как уже ранее многие рыцари получали разрешения от целибатства, то есть перестали быть монахами).

Рыцари-иоаниты имели право самостоятельно избирать Магистра, который обладал не только духовным саном, но и титулом светского монарха. Титул Светлейшего владетельного князя вручался не от Папы, а от Императора Священной Римском Империи, коим являлся Германский Император. По сути дела, Папа лишь формально утверждал избранного рыцарями Магистра, и Император Павел мог обращаться за утверждением своего избрания к Папе, не как к духовному главе католического мира, а как к юридическому светскому владетелю (владетелю «Патримония святого Петра», по так называемому «Константину дару» - завещанию, оставленному якобы Императором Константином Великим Римской кафедре), отдавая дань древним традициям Ордена. Кроме того, Император, будучи Православным христианином, окончательно отменил с установлением Великого Российского Приорства и освобождением всех рыцарей от обета безбрачия былой статус Ордена как духовного, монашеского и католического, и превратил его в рыцарско-корпоративный.

Но уже в 1810-м году своим указом  Император Александр I-й конфисковал казну Российского Великого Приората. Владения командорства, включая родовые, были уничтожены, орденские здания и имущества отобраны в Казну.

20-го января 1817 года Император Александр I-й утвердил резолюция Совета Министров, запрещавшую награждение одного из офицеров, а за ним и всех прчих, Мальтийским крестом. Однако, поскольку Александр I-й не принял титула Великого Магистра, то, естественно, никакие преобразования внутри Суверенного Ордена проводить он не мог, да и не пытался провести, а данный акт лишь исключал Мальтийский Крест из числа наградных кавалерских орденов России и свидетельствовал – в нарушении отцовской воли и обещания Российского Императора о разрыве заключенной «на вечные времена на Себя и Преемников Своих» конвенции, подписанной Павлом I-м.  До 1917-го года Российская Империя поддерживала с Мальтийским Орденом только дипломатические отношения. Тем не менее, все Российские Императоры, вплоть до Венценосного Мученика Николая II-го (включая и Императора Александра III-го) были почетными бальи Ордена, а Император Николай I-й никогда не выходил из Ордена святого Иоанна.

Таким необычными мерами Император Павел I-й стремился укрепить, как он полагал, Православную Церковь и преодолеть разрыв между Церковью и обществом, возникший после Петровского Духовного Рекламента. Обмирщению общества было также противопоставлено единство духовного и государственного начала в Ордене, где дворяне не приносили рыцарские обеты служения Церкви и Государю. Впоследствии именно Православные рыцари - среди которых были, например, атаман Платов, генералы М.А. Милорадович, Кутайсов, П.И. Багратион и другие - стали во главе войск, отразивших Наполеоновское нашествие «двунадесяти язык», финансируемое Ротшильдами.

Одна из целей Приорства состояла в том, чтобы обеспечить естественный отток из масонских лож подданных, среди которых были такие преданные Престолу люди, как А.В. Суворов, М.И. Кутузов, будущий митрополит Санкт-Петербургский Михаил (Десницкий). Однако, Государю не удалось верно рассчитать Свои силы и окружить Себя преданными сторонниками.

Во внутренней политике Павел Петрович, как Монарх, чувствовал ответственность за каждого подданного. Отеческую заботу он проявлял о простом народе, предпринимая шаги по предоставлению крестьянам большей свободы и сразу завоевал сердца Православного народа. Снижается цена на хлеб, запрещается продажа дворовых людей и крестьян без земли. Запрещается принуждать к работе крепостных по праздничными и воскресным дням, устанавливалась трехдневная барщина. Государь лично вынимал почту из особого почтового ящика, в который свое послание мог опустить любой человек. Население же Российской Империи составляло  тогда 36 миллионов человек.

Когда до Императора дошли известия о неправедно томящемся в заточении вещем монахе Авеле (память 29 ноября), он вызывает его к себе и просит раскрыть его судьбу и судьбу его Империи. Узнав, о страшных потрясениях, которые ожидают Русский народ, Император пишет своему будущему потомку Николаю II-му письмо-предупреждение, в котором просит Его принять меры, и не допустить грядущего жидовского ига над Русью. Это письмо запечатывается и кладется в особую шкатулку в особой же комнате, войти в которую заповедано будущему Императору Николаю II-му ровно через 100 лет.

При содействии митрополита Платона (Левшина) Государь ратовал о присоединении старообрядцев к единоверию. Заботясь о просвещении, он основал Дерптский Университет.

При нем, генералисимус А.В. Суворов совершил свой победоносный Итальянский поход. Император готовился лично  торжественно встретить генералисимуса Суворова. Гвардия при Императоре должна была отдавать Суворову честь. Под колокольный звон ему предстояло поехать в Зимний Дворец, где на молебне ему предполагалось возгласить многолетие. Вечером во всем городе должна была быть иллюминация и на Неве фейерверк.

Однако, Монарх не мог до конце доверять А.В. Суворову: он был в близком родстве с графом Зубовым (впоследствии руководителем заговора и убийцей Императора), к тому же, еще в 1797-м году именно в среде офицеров штаба Суворова созрел развлетвленный заговор против Павла I, во главе с Каховским и Кряжевым. И хотя великий полководец отверг предложение Каховского двинуть войска против Императора, генералиссимус никому не сообщил о готовящемся заговоре, за что и был отстранен от командования, и отправлен в Кобрин. Враги Императора и России сумели настроить Павла I-го против великого полководца и отменить чествование.

Российские масоны во главе с графом Паленом искустно сплетали заговор против Императора Павла I-го. Костяк заговора составляли деятели последних лет правления Императрицы Екатерины, а именно наиболее коррумпированные из них, занявшие место у Трона после кончины князя Г.А. Потемкина-Таврического, и омрачившие в глазах потомков конец её славного царствования.

Суворов, явившийся в Санкт-Петербург о ореоле Европейской славы, был страшен заговорщикам. Один его авторитет, одно его присутствие делали невозможным готовившийся заговорщиками государственный переворот. Хитроумно вызванная немилость Императора к Суворову была, таким образом, лишь одним из звеньев в цепи заговора. Опала постигла и преданных Государю графа Феодора Васильевича Ростопчина и графа Алексея Андреевича Аракчеева, кнутом били в Новочеркасске обвиненного в измене верного телохранителя Государя казачьего офицера Грузинова, удалили из храма в Херсоне прах князя Г.А. Потемкина, место погребения коего особенно почитали старообрядци и единоверцы. Граф Пален так умело раздул враждебность доверчивого в своем благородстве Императора к собственной жене Марии Федоровне, что он накануне переворота повелел забаррикодировать дверь, ведущую из его спальни в её покои.

Готовясь  к войне с Англией – гнездом тогдашнего мирового масонства - Павел Петрович получил поддержку Французского Императора (de facto) и полководца Наполеона Бонапарта I-го (искавшего примерения и сближения с Россией), к которому обратился с посланием в декабре 1800 года (убедившись в его стремлении к установлению законности и уважения к порядку, и поставив стратегические интересы Российской Империи выше принципов легитимизма, но не скрывая и своего братского отношения к свергнутому королю Людовику XVIII-му).

Государь отдал 12-го января 1801 года приказ атаману Войска Донского сиятельному графу Орлову «через Бухарию и Хиву выступить на реку Индус». 30 тысяч Казаков с артиллерией пересекли Волгу, и пошли через Казахстан. В основу этого похода были положены совместные действия Русского и Французского корпусов. Командиром этой объединенной армии был назначен, по просьбе Павла I, генерал Массена, корпус которого должен был через Чёрное море соединиться с 35-тысячной Русской Армией в Астрахани.

Император был уверен в успешном завершении плана разгрома Англии в Индии. И хотя план этот хранился в глубокой тайне, англичане узнали о нем. Это привело с одной стороны - к падению 2-го февраля 1801 года правительства Питта, а с другой стороны - к напряжению до предела отношений с Россией.

Вскоре, в ночь на 11-е марта 1801 года (в возрасте 46-ти лет), Император Павел Петрович был убит заговорщиками – членами одной из Английских масонских лож (обманом заручившимися поддержкой наследника Александра I-го) – в Михайловском замке в своей спальне. Впоследствии на месте опочивальни Павла I-го в Михайловском дворце устроили церковь, а на самом месте убийства воздвигли алтарь.

            На первом этапе заговора принимал участие Английский посол Уитворт. Руководили заговором, обласканный Императором Павлом граф Пален, братья Зубовы и генерал Бенигсен.

Охранявшие замок караульные из Преображенского полка предали своего Императора, а верные ему рыцари были отосланы в Гатчину. Охрана у спальни пыталась оказать сопротивление, но была быстро подавлена превосходящим числом нападавших. Когда цареубийцы ворвались в его покои и с угрозами потребовали подписать отречение от престола и тем спасти свою жизнь, Государь выхвалил шпагу из ножен и со словами: «Я умру Вашим Императором!» - вступил в неравный бой, приняв мученическую концину за свой подвиг Царственного служения.

Погребен Император Павел Петрович в Петро-Павловском соборе Санкт-Петербурга. Никто из заговорщиков не был наказан.

Государя Императора Павла I-го петербуржцы почитают как местночтимого праведника, несшего подвиг Царского служения до мученической смерти. К нему обращаются за молитвенной помощью и служат ему панихиды в случаях несправедливых обид и гонений, незаслуженных преследований. На его могиле задокументировано более трехсот случаев исцеления.

И сейчас существует благочестивый обычай совершать панихиды по непрославленному пока официально, но почитаемому в народе святым, Царю-мученику Императору Павлу, который не оставляет без помощи молящихся за него, молясь за них перед Престолом нашего Отце Небесного.


* Печатается по сборнику «Жития новопрославленных святых». Санкт-Петербург, 2001 г. 

Источник: http://www.cisdf.org/TRM8/tzar_pavel_8.html;

http://www.rusbeseda.ru/index.php/topic,5528.msg23508/topicseen.html#msg23508

 

 

Поделиться: 


Book | by Dr. Radut