Прогулки за искусством. Записки ретрограда

Всем известно, да простят меня петербуржцы, что Москва является культурной столицей Российской империи. Музеи, памятники архитектуры, выставочные и концертные залы плотно наполняют нашу милую столичную ойкумену. Раньше, в советские времена, духовная жизнь наших граждан не имела материального подтекста. Любовь к искусству носила характер чистоты и абстрактной созерцательности. Музей не давал возможности гражданам голосовать рублем за то или иное эстетическое предпочтение, если конечно не брать в расчет оплаченный входной билет. Сейчас на дворе другие времена и каждый так сказать заинтересованный зритель, предварительно вдохновившись высоким и очень высоким искусством, может попытаться, при наличии определенных финансовых возможностей, вступить в обладание этим искусством через его приобретение. При современной капитализации общества, появился специальный механизм в виде регулярных аукционов, призванный утверждать или нарушать абстрактную духовную ценность, вызревшего при совдепах понимания ценности и стоимости искусства. Но для обывателя - это игра, правила и механизм , которой остается для большинства великой тайной. В отсутствии государственного интереса к процессам происходящим в сфере искусства и его деидеологизации, в обществе стали преобладать весьма необычные представления о том, что на сегодняшний момент имеет право вообще именоваться этим таинственным словом – ИСКУССТВО. Странные и противоречивые мысли возникают в головах москвичей и гостей столицы при знакомстве с наполненностью культурной жизни главного города нашей великой Родины. Особенно это касается умов поколения «кому за 30…», чьи эстетические предпочтения вызревали под влиянием цветных репродукций в школьных учебниках начальной и средней школы. А ведь это действительно было настоящее и великое искусство. Для примера хочется назвать имена художников шлифовавших своим мастерством занозистые чураки общественного вкуса – Шишкин, Репин, Дейнека, Решетников, Васнецов, Левитан, Петров-Водкин, Бродский , Герасимов, Пластов, Лактионов…Список можно продолжать еще долго, но не будем фиксироваться на именах. В нашем случае, иллюстрацией является показательная тенденциозность( в лучшем смысле этого слова ) философских и стилистических предпочтений воспитателей народного вкуса. При том, что споры, имели ли право нас воспитывать именно таким образом не утихают до сих пор, мне бы хотелось выразить личное спасибо за некогда расставленные ориентиры в темной пучине понимания искусства.
Отчасти спасают ситуацию выставочные проекты московских музеев и галерей. Вволю находившись по пространствам Московского Биеннале, посетив заводы, цеха и гаражи , так сказать кузницы современных тенденций, приходишь к такому мнению, что не в жизни, не в искусстве ничего хорошего нас не ждёт. Искусство, призванное отображать настроения и чаяния общественной жизни в метафорах и символах, рисует нам печальные и депрессивные картины . При общении с такого рода произведениями возникает чувство необъяснимой экзистенциальной тоски. В итоге, сочетание слов – современное искусство порождает только глубокое сожаление по поводу необходимости проживания в такой безысходной реальности. Психоделические эксперименты с образами воспалённого сознания , на фоне затянувшегося кризиса в экономике и снижения уровня жизни, вызывает у нормального человека чувство непонимания и тоски. Здесь, зритель поневоле становится ретроградом, стараясь обрести защиту в традиции и отдохновение в искусстве прошлого. Мне бы хотелось поспорить о вкусах и расказать о своих предпочтениях в искусстве.
Замечательным примером серьезности и значимости представляемого материала является недавно открытая в ГТГ на Крымском Валу выставка художников Дягилевского круга «Видение танца. К 100-летию Русских Балетов С.П. Дягилева». Это великолепная, тонко продуманная и масштабная экспозиция включает произведения практически всех значимых художников Серебряного века . В составе выставки самые разнообразные произведения: афиши, костюмы и декорации, эскизы к ним, занавесы, фотографии танцовщиков и балетных мизансцен, портреты деятелей искусства. Большинство работ, предоставленных музеями и частными коллекционерами разных стран, впервые демонстрируются в России. В числе премьер – уникальные сценические макеты 1920-х–1930-х г. Около 250 эскизов декораций и костюмов выполнены знаменитыми русскими и французскими художниками, во многом определившими облик изобразительного искусства ХХ века: Л.Бакстом, А.Бенуа, Н.Гончаровой, М.Ларионовым, Н.Рерихом, П.Пикассо, Ж.Браком, А.Матиссом, Дж. де Кирико, А.Дереном, а также русскими художниками-эмигрантами П.Челищевым, Н.Габо, А.Певзнером, чьи произведения редко встречаются в российских собраниях. Впервые в России будут показаны около 50 подлинных костюмов для «Русских балетов», в том числе такие раритеты, как конструктивистские костюмы к балету «Шут» по эскизам М.Ларионова и расписанные вручную костюмы А.Матисса к балету «Соловей». Среди самых известных произведений – грандиозный (10х10 метров) занавес к балету «Голубой экспресс» по эскизу П.Пикассо из Музея Виктории и Альберта (Лондон).
Важную часть в драматургии выставки составляют фотографии, исполненные крупными русскими и европейскими фотохудожниками. Среди них – сцены из спектаклей «Весна священная», «Золотой петушок», «Блудный сын», «Половецкие пляски», «Жар-Птица», а также портреты артистов дягилевской труппы – А.Павловой, Т.Карсавиной, О.Спесивцевой, Б. и В.Нижинских, Л.Мясина, В.Фокина. ( www.museum.ru) Кто-то постарается мне возразить и сказать, что когда-то это искусство тоже было экспериментом. На это я отвечу, что мне приятнее было бы жить в парадигме этого эксперимента. Я уверен, что в этом предпочтении я найду себе много сторонников. Как говорил на съемочной площадке А. Тарковский:» Самое главное это определиться…» Я и пытаюсь это сделать в своих прогулках за искусством. Но в общем это уникальная экспозиция кроме гордости и восторга за нашу культуру и искусство не вызывает ничего – так сказать скучища. Но как удивительно легко и светло становится на душе после посещения этой прекрасной выставки неактуального искусства, да простят мне мою отсталость либералы и интеллектуалы от искусства актуального.
 

Поделиться: