ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ. ХУДОЖНИК, УСПЕХ И ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

"...Правда иные люди только и могут быть, что кассирами, так же как другие неизбежно становятся мошенниками. Поразительная насмешка цивилизации.."

"...К тому же и само правительство действует в полном согласии с обществом, глубоко непоследовательным..."

Оноре де Бальзак "Прощенный Мельмот"

Мне кажется, что тема успешности особо созвучна символам нашего времени. Само понятие успешности аппелирует к социуму. Анализ современного нам общества является темой неблагодарной и возможно послужит материалом для другой заметки.

Сейчас хочется обдумать свое отношение к успеху в искусстве новейшего времени. Сопоставимы ли вообще такие понятия, как искусство и успех, а если сопоставимы, то о каком успехе идет речь...

В истории были примеры успешных в свое время художников, но совершенно невостребованных и позабытых впоследствии. Тому может быть множество объяснений. Я бы связывал ситуацию в искусстве с проблемами состояния современного общества. Думаю, что чем искреннее и масшабнее личность художника сегодня, тем сложнее ему себя реализовать.

Причина заключается в том, что искусство давно стало унифицированным товаром. В этом смысле, прежде всего стоит обратить внимание на портрет потенциального потребителя искусства. Кто он сегодня? По своей сути искусство всегда аппелировало к социальной элитарности, если конечно мы не говорим об иллюстрации сакральных текстов и религиозных идей. Так какова же форма элитарности сегодня и кто ее наилучшим образом воплощает среди наших с вами современников? Ответы напрашиваются неутишительные...

Полностью разобраться в этом вопросе на уровне нескольких фраз не представляется возможным. Можно только постараться тезисно выделить основные векторы этой проблемы. Нарушена естественная модель общественного устройства. В обществе отсутствуют объединительные и сплачивающие идеи. Сама система символов и знаков принятая человечеством для оценки того или иного явления смещена и опрокинута. Искусством сегодня может называться всё, что угодно им называть. Нет рамок самовыражения, критерии оценки размыты в корыте либеральных ценностей. Можно только жалобно ссылаться на историю искусств и личный вкус. Высокие идеи порождают высокое воплощение, но это не признак нашего времени. Успешность не является духовной категорией, ибо аппелирует к другим ценностям, следственно неприменима как оценке художника, так и искусства вообще. "Таков точный баланс отношений, в которые вступают талант и внутренние достоинства с правительством и обществом в эпоху, почитающую себя прогрессивной..."( Оноре де Бальзак "Прощенный Мельмот").

"Обществом потребления является такое, где не только есть предметы и товары, которые желают купить, но где само потребление потреблено в форме мифа"(Жан Бодрийяр "Общество потребления").

Виталий Лаврушин
Поделиться: