Перейти к навигации

Эстетический манифест неоромантизма

 

ПОСВЯЩАЕТСЯ НЕЗАБВЕННОЙ ПАМЯТИ НИКОЛАЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ГОГОЛЯ (1809-1852)
 
                                                       От символизма
                                                            
                                                 Вперёд, мечта, мой верный вол!
                                                 Неволей, если не охотой!
                                                 Я близ тебя, мой кнут тяжёл,
                                                 Я сам тружусь, и ты работай!
                                                 1902 В.Я. Брюсов (1873-1924)
                                                                                             
                                                       К неоромантизму
              
                                                 Как сладостно воркует лира:
                                                 В томлении рождая звуки
                                                 Средь обезумевшего мира,
                                                 Заламывая руки...
                                                 2008 Г. Е. Асеев
                     
       Хотите верьте, хотите нет, а дело было так... «В начале было СЛОВО, и СЛОВО было БОГ» (Ин.1.1). Пришло время и «явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк.1,4-5). А на пятидесятый день после ХРИСТОВА ВОСКРЕСЕНИЯ снизошёл с небес ДУХ СВЯТОЙ и положил основание «Дому БОЖИЕМУ, который есть Церковь БОГА ЖИВОГО, столп и утверждение истины. И беспрекословно-великая благочестия тайна: БОГ явился во плоти, оправдал СЕБЯ в ДУХЕ, показал СЕБЯ Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе» (1Тим.3,15-16).
 
       Прошу прощение за столь длинные цитаты. Я их привёл к тому, что жизнь на белом свете зарождается и возрождается любовным словом, призывающим в помощь ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА.
       И так происходит с каждым человеком: родители зачали дитя с молитвой на устах, ибо словесное признания в любви есть призвание БОГА, а БОГ есть предвечный животворящий ДУХ; от того: слова и поцелуи, само дыхание влюблённых при совокуплении – животворны; в утробе матери (в водной стихии) зарождается бессмертная   душа.
      «В купели святого крещения» естество наше омывается от первородного греха рода человеческого и «освящённой, новорождённой душе» промысел ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ дарует (через церковные таинства) благодатную земную жизнь – свободную долю для проявления самодеятельной любви: «ибо всякое творение БОЖИЕ хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом БОЖИИМ и молитвой» (1Тим.4,4-5).
 
      Поэзия – язык любви, природа – храмина любви, а поэт – природный певец любви.
      Прочувствованная мысль, облачённая в слова и уподобляющая поэта СОЗДАТЕЛЮ, есть творение духа. Словно попутный ветер, она напрягает силу воли, заставляя идти к цели на всех парусах по «реке жизни» – стихотворной строфе – то плавной и медлительной, то бурной и стремительной; «ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2, 26).
      Поэт сродни священнику: чуткая пророческая интуиция сожительствует у них с рассудительной трезвостью и бдительностью.   Однажды   праздно   рождённые   словеса   обличат на   СТРАШНОМ СУДЕ   болтливых    стихоплётов   и   фарисеев,   ведь «слово не воробей – вылетит не поймаешь».
 
      «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий   обуздать   и   всё   тело» (Иак.3,2).
      «Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может; это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем БОГА и ОТЦА, и им проклинаем человеков, сотворённых по подобию БОЖИЮ» (Иак.3,7-9).
 
      Поэт и священник, словно «райские садоводы», насаждают в душах ростки добрых помыслов, придавая им изящные и совершенные формы художественного произведения (будь то поучительная проповедь перед многочисленной паствой или поэтическая фантазия, воспитывающая высокие чувства и изысканный вкус), побуждающего к богоугодным поступкам и делам. 
      И вот, прекрасная сказка становится былью в ликующей от озарения любовью душе, в которой творческое воображение, аллегорическая выдумка, абстрактное мышление и проницательное предвидение восторженно слились с убеждённой верой и твёрдым упованием на благую волю ВЕЧНОГО ВЛАДЫКИ .
 
      «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиной и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть СЛОВО БОЖИЕ» (Еф.6,14-17).
 
      Созерцая красоту мироздания – зримое проявление величия премудрости ВСЕМОГУЩЕГО, испытываешь блаженство и, преображаясь, возрастаешь в целомудрии; начинаешь жить в любви и согласии с БОГОМ и миром. Жизнь становится школой добродетели; а природа – не только средой обитания, кормилицей, но и святилищем, превращающим семейный очаг в рай. В таких семьях «процветает» совет да любовь и «царит» мирная, здоровая, счастливая, долгая жизнь; а Божественной наградой за тяжкий родительский труд будет доброе потомство – земное воплощение вечной жизни!
 
     Высшее творчество человека – подлинное искусство – есть свободное самобытное созидание своей личности (обоженное личное бытие есть высшее бытие). Чем более человек исполняет волю БОЖИЮ (стремится соблюдать заповеди ГОСПОДНИ – быть в единстве с БОГОМ и другими людьми), тем самым он становится более личен, наполняя «сосуд души своей елеем благих дел, паче же милосердия и смирения», более способным к общению в бескорыстной любви и в большей мере причастным к радости   вновь обретённого целомудренного блаженства.
 
      Святой – «небесный человек и земной ангел», в коем осуществилось БОГОПОДОБИЕ и ОБРАЗ БОЖИЙ засветился с первоначальной   ясностью.
      Пророческое ведение святого есть духовное непосредственное созерцание сути сотворённого БОГОМ мироздания – любви, превосходнейшего дара и плода СВЯТОГО ДУХА или ДУХА свободы. Именно облагодатствованный (харизматичный) человек, исполненный СВЯТЫМ ДУХОМ, наставляется ИМ на всякую правду и одаривается сакраментальным (заветным) озарением или «чутьём» того, что БОЖЕСТВЕННАЯ ЛЮБОВЬ ЕСТЬ СВЕТ, ЖИЗНЬ, ИСТИНА. 
      Интуиция, как духовный камертон, настраивает всё человеческое естество на   тональность   Божественной   симфонии добра и мира.
      Интуиция порождает вдохновение, вдохновение пробуждает истинное творчество, истинное творчество созидает светлое искусство(музыку, художественную литературу, живопись, ваяние, зодчество), светлое искусство формирует добрую личность с утонченным эстетическим вкусом, а добрая (праведная) личность воцерковляет (непрестанно, до скончания века, совершая Божественную Литургию) и обустраивает земную жизнь по образу НЕБЕСНОГО ЦАРСТВА.
      Следовательно уровень культуры определяется обширностью проявления в человечестве жизнедеятельности СВЯТОГО ДУХА, а с времён святого равноапостольного Римского Императора Константина Великого (285 - 337) вплоть до 1917 года – степенью укоренения в народном правосознании положения «канон церковный   –   закон государственный».
 
      Таким образом, в отечественной литературе (как и в сохранившихся памятниках зодчества) нашли отражение мотивы традиционных стилей, господствовавших в определённые периоды нашей многовековой истории: вначале былинный синтез византийской, романской и варяжско-славянской творческих манер; затем поучительный «Домострой» русского Возрождения, подготовленный московским Ренессансом Палеологов; после российская ода имперского барокко и, наконец, классическая поэтичная романтика «золотого 19-ого века».
     
      Пушкинский поэтический, колоритный портрет Императора Петра Великого (1672 - 1725) помогает постичь миссионерскую, пророческую квинтэссенцию «золотого века» отечественной культуры (с присущими ей: историческим реализмом, духовным психологизмом и душевным романтизмом; живописующей уникальность русского характера, обустраивающего мир), на примере описания образа гениальной личности Преобразователя:
      Самодержавною    рукой
      Он смело сеял просвещенье,
      Не презирал страны родной:
      Он знал своё предназначенье.
                                                То      академик,      то      герой,
                                                То мореплаватель, то плотник,
                                                Он       всеобъемлющей     душой
                                                На троне вечный был работник.
 
      Неоромантический девиз «платинового 21-ого века российской культуры» гласит: «Быть,а не казаться! За всё ТВОРЦА благодарю – за то, что: верю, чаю и люблю!»
 
      Выдержка из Государственного гимна России, утверждённого Федеральным конституционным законом № 3-ФКЗ от 25.12.2000 г.:
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твоё достоянье на все времена!
                                                Славься, Отечество наше свободное,
                                                Братских    народов     союз    вековой,
                                                Предками данная мудрость народная!
                                                Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая БОГОМ родная земля!
      Народная мудрость гласит: «Кому Церковь не Мать, тому БОГ не Отец», то есть чем больше число мирян, искренно участвующих в церковных таинствах, тем богаче БОЖИИ милости, оказываемые всем нам и Русской земле в целом.
   
      P. S. Монархическое (имеющее единственное начало от БОГА ОТЦА) единство в любви трёх Ипостасей единого БОГА – ПРЕСВЯТОЙ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ заключается в том, что БОГ ОТЕЦ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ, обладающий совершенной полнотой бытия, являясь ПРОМЫСЛИТЕЛЕМ, ТВОРЦОМ И СУДЬЁЙ всего видимого и невидимого, предвечно рождает ЕДИНОРОДНОГО СЫНА (именуемого СЛОВОМ БОЖИИМ или ЛОГОСОМ) и предвечно изводит СВЯТОГО ДУХА (именуемого ДЫХАНИЕМ ОТЦА или ДУХОМ ОТЦА).
      БОГ есть Любовь.
      БОГ есть бестелесный и невидимый Дух.
      БОГ есть Свет, нет в Нём никакой тьмы.
      БОГ ОТЕЦ раскрывает Свою Сущность и Свою Жизнь в подобных Себе двух Личностях или Ипостасях, оставаясь при этом ТРОИЦЕЙ ЕДИНОСУЩНОЙ   И   НЕРАЗДЕЛЬНОЙ.
      БОГ ЕДИН   В   ТРОИЦЕ   И    ТРОИЦА    ВО   ЕДИНИЦЕ.
Каждое из трёх Лиц БОЖИИХ единосущно двум остальным и передаёт двум другим Свою Сущность, выражая полноту Своей Любви.
      БОГ – это полнота всех качеств, и каждое Его качество совершенно, а   вместе   они   сочетаются   в   полной   гармонии.
      БОГ бесконечно богат Своими качествами, но всегда Прост.
      БОГ личен. ОН   всегда   есть   то,   чем   ОН   хочет   быть.
      Сущность (усия) БОЖИЯ непознаваема, однако усия проявляется БОГОМ   в    Его     Божественных свойствах: вечность, неизменяемость, всемогущество, вездесущность,   всеведущность,   всеблагость,   всеправедность, вседовольство,   всеблаженство (таково   краткое   суждение   православного   катехизиса   о   БОГЕ).
 
     Беспристрастное  изучение  канонической   Богооткровенной  БИБЛИИ     позволяет     любому     здравомыслящему     человеку:
•              Во-первых, рассмотреть в изложенной истории проявления Божественных   свойств,   используя   библейские понятия:     истина,   добро, свобода, красота, святость, жизнь, воля, правда.
«ИСТИНА»–    суть проявления БОЖЕСТВЕННОГО    ПРОМЫСЛА.
«ДОБРО» –      суть проявления БОЖЕСТВЕННОЙ       ВОЛИ.
«СВОБОДА»– суть проявления БОЖЕСТВЕННОЙ      ЛЮБВИ.
«КРАСОТА»– суть проявления БОЖЕСТВЕННОЙ      ВСЕБЛАГОСТИ.
«СВЯТОСТЬ»–суть проявления БОЖЕСТВЕННОГО   ДУХА.
«ЖИЗНЬ»     – суть проявления   БОЖЕСТВЕННОЙ      ПРЕМУДРОСТИ.
«ВОЛЯ»   – суть проявления БОЖЕСТВЕННОГО   СЛОВА (ЛОГОСА).
«ПРАВДА»    – суть проявления   ГЛАСА   БОЖИЕГО.
 
•              Во-вторых,   признать   и   уверовать, что   ИИСУС ХРИСТОС – МЕССИЯ, СПАСИТЕЛЬ МИРА,СЫН БОЖИЙ, БОГОЧЕЛОВЕК. ЕГО человечеству безмерно сообщены все дары СВЯТОГО ДУХА: святость Первосвященника, могущество   Царя,   ведение   Пророка.
 
      «И СЛОВО стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу ЕГО, как ЕДИНОРОДНОГО от ОТЦА» (Ин. 1,14).
 
      ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС – ЦАРЬ  ЖИЗНИ. ИИСУС    из    Назарета   –   «НОВЫЙ    АДАМ»   –   воплощение гармонии (духа, души, тела)   и   единства (цели, стремлений, воли): дух устремлён к БОГУ, душа свободно подчинена духу, тело – душе.
      Душа – жизненный потенциал, воспринимающий животворную энергию СВЯТОГО ДУХА; изначально обращена к совершенству,   истине и добру. «Свидетельство совести» – врождённый императив заповеданного    поведения,   запечатлённого   в сердце   человека.
      По словам епископа Александра (Семёнов-Тян-Шанский, православный катихизис издан Московской Патриархией в 1990 году), в   ГОСПОДЕ    БОГЕ   нашем ИИСУСЕ ХРИСТЕ   ЖИЗНЬ САМОЙ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ    стала    жизнью    человека. Имея в СЕБЕ САМОМ БОЖЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ, ХРИСТОС ВОССОЗДАТЕЛЬ стал ЖИЗНЬЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА и поэтому всех и каждого в отдельности имеет в СЕБЕ и всякому отдаёт СЕБЯ. Это совершившееся во ХРИСТЕ спасительное приобщение человеческого рода БОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ может быть свободно усвоено всеми людьми через стяжание благодати СВЯТОГО ДУХА в семи таинствах Православной Церкви: крещения, миропомазания, елеосвящения,   покаяния,   причащения,   брака,   священства.
2009
 
Поделиться: 


Blog | by Dr. Radut