Красные ворота

         Пришла твоя пора, Первопрестольная Москва – наш Третий Рим! Наконец-то, столичные власти решили прекратить несуразную застройку в  центре древнего города.
         Настал черёд возвращения старых названий улиц и восстановления, задуманного ещё Моссоветом в 80-ые годы прошлого века, выдающихся национальных архитектурных жемчужин, конечно же:  Сухаревой башни и Красных ворот!
         Возрождение поруганной исторической памяти и отвращение совести от рабского пресмыкательства перед именами порочных кумиров-злодеев, в нравственном смысле, есть акт народного покаяния в грехе «хамской гордыни, непомнящей родства». 
          ПАМЯТЬ – КОД  САМОСОЗНАНИЯ! БЕСПАМЯТСТВО – УТРАТА САМОИДЕНТИЧНОСТИ!
         СНЯТИЕ ПОРЧИ, НАНЕСЁННОЙ «ТОТАЛИТАРНОЙ ДЕСПОТИЕЙ», С ДУШИ  НАРОДА  ОЗНАЧАЕТ  СНЯТИЕ  БЛАГОДАТЬЮ  БОЖИЕЙ   ПЕЧАТИ   РАЗДЕЛЯЮЩЕГО  БЕСПАМЯТСТВА С РАВНОДУШНЫХ  СЕРДЕЦ  И  ПРИНЯТИЕ  ИМИ  ЛЮБОВНОГО  УЧАСТИЯ  В  БОРЬБЕ  ДОБРА  СО  ЗЛОМ!
          Прорыв РОССИИ в передовые европейские державы в галантном 18-ом веке был обусловлен духовной зрелостью, накопленным опытом православного державостроительства русского народа и явился выражением единой народной политической воли, воплощённой в могуществе самодержавия Петра Первого и Екатерины Второй.

          На Руси народ всегда искал прежде всего ЦАРСТВИЯ НЕБЕСНОГО, то есть душевного умиротворения жизни по правде и справедливости, ибо ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ внутри нас зиждется!
           
         По поводу исторической миссии русского народа писатель-мыслитель Ф. М. Достоевский в речи, произнесённой 8 июня 1880 года в Колонном зале московского Благородного собрания на втором заседании Общества любителей российской словесности по случаю открытия памятника А. С. Пушкину в Москве, пророчески изрёк:

         «В самом деле, что такое для нас Петровская реформа, и не в будущем только, а даже и в том, что уже было, произошло, что уже явилось воочию? Что означала для нас эта реформа? Ведь не была же она только для нас усвоением европейских костюмов, обычаев, изобретений и европейской науки. Вникнем, как дело было, поглядим пристальнее.
         Да, очень может быть, что Петр первоначально только в этом смысле и начал производить ее, то есть в смысле ближайше утилитарном, но впоследствии, в дальнейшем развитии им своей идеи, Петр несомненно повиновался некоторому затаенному чутью, которое влекло его, в его деле, к целям будущим, несомненно огромнейшим, чем один только ближайший утилитаризм.
         Так точно и русский народ не из одного только утилитаризма принял реформу, а несомненно уже ощутив своим предчувствием почти тотчас же некоторую дальнейшую, несравненно более высшую цель, чем ближайший утилитаризм, — ощутив эту цель, опять-таки, конечно, повторяю это, бессознательно, но, однако же, и непосредственно и вполне жизненно. 
          Ведь мы разом устремились тогда к самому жизненному воссоединению, к единению всечеловеческому! Мы не враждебно (как, казалось, должно бы было случиться), а дружественно, с полною любовию приняли в душу нашу гении чужих наций, всех вместе, не делая преимущественных племенных различий, умея инстинктом, почти с самого первого шагу различать, снимать противоречия, извинять и примирять различия, и тем уже выказали готовность и наклонность нашу, нам самим только что объявившуюся и сказавшуюся, ко всеобщему общечеловеческому воссоединению со всеми племенами великого арийского рода.   
          Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только (в конце концов, это подчеркните) стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. О, всё это славянофильство и западничество наше есть одно только великое у нас недоразумение, хотя исторически и необходимое. 
          Для настоящего русского Европа и удел всего великого арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной земли, потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей. Если захотите вникнуть в нашу историю после петровской реформы, вы найдете уже следы и указания этой мысли, этого мечтания моего, если хотите, в характере общения нашего с европейскими племенами, даже в государственной политике нашей.
         Ибо, что делала Россия во все эти два века в своей политике, как не служила Европе, может быть, гораздо более, чем себе самой? Не думаю, чтоб от неумения лишь наших политиков это происходило. О, народы Европы и не знают, как они нам дороги!
          И впоследствии, я верю в это, мы, то есть, конечно, не мы, а будущие грядущие русские люди поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и воссоединяющей, вместить в нее с братскою любовию всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону!» 

          Как для Парижа Эйфелева башня и Триумфальная арка на Елисейских полях, так для Москвы – Сухарева башня и Красные ворота!

         Сухарева башня  построена в 1692—1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города (на пересечении Садового кольца и улицы Сретенка).  Башня была сооружена по инициативе Царя Петра Первого по проекту архитектора М. И. Чоглокова.
           Название башня получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце 17-ого века охранял Сретенские ворота. В 1689 году отрок Пётр бежал от своей сестры царевны Софьи в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, а полк Сухарева стал на защиту Петра. В благодарность царь приказал построить на месте старых ворот новые, каменные с часами. Позднее в здании этих ворот была размещена морская «навигационная» школа, а затем Московская контора Адмиралтейской коллегии. В 1870-е годы под руководством архитектора А. Л. Обера прошла реставрация башни.
           В 1698—1701 годах ворота были перестроены в том виде, в котором они и дошли до начала 20-ого века, с высокой, увенчанной шатром башней в центре, похожей на западноевропейскую ратушу. В 1926 году в Сухаревой башне был открыт Московский Коммунальный музей.
          Несмотря на протесты многих известных архитекторов и историков, Сухарева башня по решению узурпатора И. В.  Сталина была разобрана в 1934 году под предлогом «реконструкции площади».

          Изначально, Красные ворота, называвшиеся Триумфальными воротами, были первой триумфальной аркой в России. Их построили из дерева по приказу Царя Петра Первого в честь победы над шведами в Северной войне в 1709 году. Впоследствии его жена, Императрица Екатерина Первая заменила их новыми в честь собственной коронации в 1724 году. Через 8 лет эта арка сгорела при большом пожаре и была восстановлена в 1742 году по случаю коронации дочери Отца Отечества Петра Великого, Императрицы Елизаветы Петровны для торжественного кортежа, который должен был проехать из Кремля в Лефортовский дворец через это сооружение. В 1748 году произошёл ещё один пожар, и эти ворота опять сгорели.
          В 1753 году архитектор Д. В. Ухтомский построил каменную арку, которая в точности повторяла деревянную арку, построенную зодчими Екатерины Первой. Это был типичный образец стиля барокко, с кроваво-красными стенами, белоснежным рельефом, золотыми капителями и более чем 50 яркими рисунками, олицетворявшими «Величество Российской Империи», гербы Российских губерний. Над пролётом арки располагался портрет Императрицы Елизаветы Петровны, окружённый блестящим ореолом, который был впоследствии заменён двуглавым орлом для коронации Императора Николая I в 1825 году. Конструкция была увенчана золотой статуей трубящего ангела, который сейчас находится на экспозиции Государственного исторического музея.
           3 (15) октября 1814 года, напротив Красных ворот, в доме генерал-майора Ф. Н. Толля родился «певец русской скорби» М. Ю. Лермонтов. 23 октября 1814 года в церкви Трёх святителей у Красных ворот новорожденного Михаила крестили. Сейчас на этом месте находится высотное здание, на котором есть памятная доска с изображением поэта М. Ю. Лермонтова.
           Арка и неподалёку стоящая церковь Трёх святителей были снесены в 1927 году, при расширении Садового кольца, в соответствии с большевистским планом «построения коммунистической столицы». Площадь, на которой они находились, сейчас называется «площадь Красных ворот». В 1935 году на этом месте была открыта одноимённая станция метро, а в 1953 над площадью возвысилась одна из сталинских высоток. В 1962 году площадь была переименована в «Лермонтовскую», в 1986 году заново переименована в «площадь Красных ворот».
        
            P.S.  Сегодня для братского сплочения российского народа и единства РОССИИ нужно возрождать утраченные шедевры, олицетворяющие нераздельную историю русского духа! Пример тому,  «коломенское деревянное чудо света 17-ого века» Царский дворец Алексея Михайловича Романова, скрупулёзно воссозданный недавно в  Москве.
2011

Поделиться: