Анатолий Степанов. О нашей идеологии

Какой сегодня должна быть идеологическая платформа православно-патриотического движения …

На днях листал блокнот в поисках свободного места для записей и наткнулся на тезисы своего выступления на последнем съезде «Народного Собора» почти годичной давности. Выступление я хотел посвятить вопросу идеологии православно-патриотического движения на примере самой крупной современной православно-патриотической организации – «Народного Собора». Тогда мне слово дали в самом конце, когда все устали, а президиум предлагал уложиться в 2-3 минуты, и я не стал утомлять и без того утомившихся участников съезда своей речью, ограничившись простым приветствием. Потом появились другие заботы. И вот на днях я перечитал свои старые тезисы, и они показались мне и сегодня весьма актуальными.

В самом деле, сейчас вопрос об идеологии, фактически, выдвигается на передний план. К чему мы, русские православные патриоты, должны стремиться в современных условиях, какие требования выдвигать? Об этом ведется много споров. Хочу предложить к обсуждению некоторые свои размышления.

1. Основой нашего мировоззрения является, несомненно, православное вероучение. Приснопамятный архиепископ Серафим (Соболев) вообще в свое время писал, что Православие – это и есть Русская идеология. Мысль по существу верная, хотя эти понятия – Православие и Русская идеология – не вполне совпадают (впрочем, это тема отдельного разговора). Поэтому защита православных идеалов и ценностей, интересов Русской Православной Церкви должна быть важнейшей задачей любого православно-патриотического союза или движения. Это не исключает, а скорее предполагает активное противостояние политически активных мирян любым поползновениям церковных либералов, модернистов и экуменистов исказить вероучение, разрушить православные традиции, порвать благодатную связь русского народа со Святой Русью.

2. На мой взгляд, главный вопрос политической повестки дня для нас сегодня – выстраивание здравых церковно-государственных отношений. Сейчас они фактически сводятся к личным (хорошим или не очень) отношениям иерархов и священников с равными им по рангу чиновниками. И когда речь заходит о финансовой помощи Церкви, о строительстве храмов, передаче собственности и т.п., все более-менее решается. Однако как только Церковь заводит речь о влиянии на умы и души, она тут же натыкается на стену отчуждения и недоверия. Самые яркие примеры: судьба многострадального курса «Основы православной культуры», препоны на пути создания института военного духовенства, упорное нежелание внедрить нравственную цензуру СМИ. В результате в церковной среде все чаще можно услышать мнение, что лучше всего установить с государством формально-правовые отношения, по принципу: «независимая Церковь в независимом государстве». Но это прямая дорога к реализации проекта «Православный Ватикан». Проекта очень опасного как для Церкви, так и для государства.

Как известно, с позиций православного вероучения идеалом церковно-государственных отношений является симфония властей. Часто ее трактуют весьма упрощенно, сводя к идее восстановления монархии. Но это только вершина айсберга. Самодержавие не сводится к идее автократии (хотя и без автократической (единодержавной) власти существовать не может), в свою очередь симфония властей гораздо шире самодержавия. Симфония властей предполагает, прежде всего, выстраивание таких церковно-государственных отношений, когда законы государства основываются (или как минимум не противоречат) церковным канонам. Тогда автоматически будут решаться вопросы о парадах педерастов и ювенальной юстиции, ибо Церковь однозначно считает мужеложество грехом, а семью провозглашает малой церковью.

Симфония церковно-государственных отношений, т.е. симфония государственных законов и церковных канонов, может и должна стать требованием момента для православно-патриотического движения.

3. Мы фактически живем в новую удельную эпоху, когда князья Московский, Киевский и Минский постоянно враждуют между собой. И ненависть им порой замутняет разум. Мы видим, что князь Минский готов уже звать католиков в Белую Русь, только бы насолить Москве за ее попытки отнять у него собственность. А князь Киевский постоянно грозится уйти на Запад, если Москва цены на газ не снизит. Ну а в Москве пока что правая рука не знает, что делает левая, при этом обе руки занимаются отнюдь делами не благотворительности и милосердия. И никто из князей, увы, не провозглашает идею воссоединения разделенного государственными границами русского народа.

В этих условиях задача постоянно напоминать соотечественникам о разделении русского народа, выдвигать идею воссоединения ложится на общественность, на русское патриотическое движение. Именно нам надо эти вопросы поднимать, ну и ждать, как говаривал святой благоверный князь Димитрий Донской, «когда орда переменится», и из Кремля раздастся наконец призыв к собиранию русских земель.

4. Россия исторически и геополитически обречена быть центром русско-славянской цивилизации. К сожалению, пока Кремль откровенно боится позиционировать себя как самостоятельный геополитический центр. Как следствие этого мы видим, что у наших потенциальных союзников – в православных и славянских странах – к власти приходят прозападные силы, разумеется, при активной поддержке, как принято сейчас выражаться, наших «западных партнеров». Прозападные правительства разворачивают в своих странах оголтелую русофобскую пропаганду и берут курс на вступление в Евросоюз. К сожалению, пока цивилизационные идеи замечательных русских мыслителей Н.Я.Данилевского, К.Н.Леонтьева, идеологов евразийства не востребованы современной политической элитой, хотя их книги и издаются вполне приличными тиражами. Яркое свидетельство тому: 2011 год - год двойного юбилея объективно самого необходимого сегодня русского мыслителя Константина Николаевича Леонтьева, но этот юбилей откровенно проигнорирован властью, да и широкой научной общественностью. Между тем цивилизационная идея должна быть «выбита в гранит», как любит выражаться наш пока еще действующий Президент Д.А.Медведев.

И в этом вопросе роль движителя придется взять на себя православно-патриотической общественности. Пропагандировать идею русско-славянской цивилизации и готовиться к тому, что наконец-то произойдет ротация элиты, и эти идеи окажутся политически востребованными.

5. Важнейшим элементом нынешней православно-патриотической идеологии должна стать идея непрерывности русской истории, единства дореволюционной и советской эпох нашей истории. Как известно, советская идеология внедряла в сознание масс идею о том, что до 1917 года Россия была отсталой, неразвитой страной, не только «тюрьмой народов», но и мачехой для народа русского. Словом, до 1917 года в нашей истории был провал, а с октябрьской революции наступила новая эра нашей истории. Либералы предлагают диаметрально противоположный взгляд, они активно внедряют в массовое сознание идею катастрофичности русской истории. С октября 1917 года (разумеется, не с февраля!) наступил провал в нашей истории, и только в 1991 году «воссияло солнце свободы». Отсюда вся эта кампания по «десталинизации» сознания, попытки оправдать предателя генерала Власова, реабилитировать бандеровцев, как борцов со сталинским режимом. Мы должны отвергнуть как советскую, так и либеральную мифологию нашей истории и предложить обществу идею непрерывности героической и трагической истории русского народа. Который падал, - и на Руси наступали периоды смут и нестроений, - но вновь поднимался, являя образцы героизма и силы духа, восстанавливал великое государство и громил армии всех претендентов на мировое господство.

В нашей истории было немало сложных деятелей и исторических периодов, являющихся по сию пору предметом пререканий. Это – первый русский Царь Иоанн Грозный и опричнина, Патриарх Никон и раскол, первый русский Император Петр Великий и его реформы, Григорий Распутин и царствование Царя-Мученика Николая II, наконец, это – Иосиф Сталин и создание «красной империи». Пока нам не удается между собой не то чтобы прийти к единому мнению, но даже договориться об основных параметрах оценки этих эпох. И вот мы видим, как появляются самочинные «судьи нашей истории», которые пришли с ножами и готовы резать по-живому, бередить эти, едва начавшие затягиваться, раны. Причем, мы видим удивительное единодушие между светскими и церковными либералами, которые действуют как-то очень синхронно. У Николая Сванидзе и протоиерея Георгия Митрофанова на редкость схожие взгляды на наше прошлое, и суть их сводится к откровенному неприятию всего имперского.

Самый острый вопрос нашей истории сегодня, несомненно, отношение к советскому прошлому. Оно, действительно, было весьма неоднозначным: 20-е – середина 30-х, а потом «оттепель» – совсем иная по духу эпоха, нежели конец 30-х – начало 50-х и 70-е гг. Ленин, Троцкий, Зиновьев, Бухарин, Хрущев, Суслов, Горбачев – это одно, а Сталин, Жданов, Жуков, Брежнев, Косыгин, Устинов – нечто другое. Поэтому наша задача – увидеть русское в советском. Не реабилитировать советских имперских вождей, а посмотреть на трагическую и героическую страницу нашей советской истории любящим русским сердцем, как на НАШУ историю – историю страданий, великого терпения и героизма русских людей.

Такими мне видятся основные параметры современной идеологии русского православно-патриотического движения, которая позволит движению конституироваться в самостоятельную политическую силу, отличную как от либералов, так и от коммунистов.

Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель Клуба национальной прессы

Источник

Поделиться: