Перейти к навигации

Василий Жуковский. План учения Его Императорского Высочества, Государя Великаго Князя Наследника Цесаревича Александра Николаев

Предварительныя понятия.

Цель воспитания вообще и учения в особенности есть образование для добродетели.

Воспитание образует для добродетели: 

1) Пробуждением, развитием и сбережением добрых качеств, данных природою, действуя на ум и сердце, и заставляя их действовать. 

2) Образованием из сих качеств харак­тера нравственнаго, обращая добро в привычку и подкрепляя привычку правилами разума, воспламенением сердца и силою религии.

3) Предохранением от зла, устраняя все вредное, могущее ослабить естественную склонность к добру, и содержа душу, сколько возможно, в спасительной неприкосновенности к злу.

4) Искоренением злых побуждений и наклонностей, препятствуя им обратиться в привычку и побеждая вредныя привычки привычками добрыми.

Учение образует для добродетели, знакомя питомца:

1) С тем, что окружает его.

2) С тем, что он есть.

3) С тем, что он быть должен, как существо нравственное.

4) С тем, для чего он предназначен, как существо безсмертное.

В постепенном разрешении сих четырех вопросов заключается весь план учения.

 

Продолжение учения.

Воспитание начинается с колыбели, учение с отрочества, то и другое про­должается до начала молодых лет. Тогда судьба принимает питомца из рук воспитателя и наставника и продолжает его земное воспитание до гроба: долг воспитателя и наставника состоит единственно в том, чтоб сделать пи­томца своего способным внимать постановлениям судьбы и воспользоваться ими с достоинством человека. Кто умел им последовать, тот совершил земное свое назначение и знал добродетель. Здесь говорится об одном учении. Полагаю, что оно будет продолжаться от 8-ми до 20-ти лет. Его можно разделить на три главных периода.

 

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД. ОТРОЧЕСТВО.

От 8-ми до 13-ти лет.

 

Учение приготовительное.

Сей период можно сравнить с приготовлением к путешествию: надобно дать в руки компас, познакомить с кар­тою, снабдить орудиями, нужными для приобретения сведений и для открытий.

I. Компас. Предварительное образование ума: практическая логика.

Образование сердца: развитие нравственного чувства посредством первых понятий религии.

II. Карта. Знания. Сообщение вкратце, в связи, в ясной и полной системе, сообразуясь с понтием воспитанника, наблюдая нужную постепенность всех тех познаний, которыя после должны быть предложены ему отдельно, как науки со всеми необходимыми подробностями. Ответ в связи на четыре вопроса жизни: где я? что я? что я быть должен и к чему предназначен?

III. Орудия. Языки способны допол­нять самому сообщенныя знания знаниями. собственно приобретенными - та­лантами.

 

ВТОРОЙ ПЕРИОД. ЮНОШЕСТВО.

От 13-ти до 18-ти лет.

 

Учение подробное.

Продолжая сравнение, назовем сей период самым путешествием. Путеводный компас в руках. Карта известна. Дороги означены. Нет опасности заблудиться: ум приготовлен, любопытство пробуждено. Не опасаясь смутности и безпорядка в понятиях, воспитанник может обращать все свое внимание на каждый предмет отдельно.

Подробное преподавание наук, нужных воспитаннику, как члену просвещенного общества.

Более подробное преподавание таких наук, которыя наиболее нужны ему по его назначению.

1-е. Науки антропологическия, имеющия предметом человека: История. География, то есть этнография и статистика. Политика. Философия.

2-е. Науки онтологическия, имеющия предметом вещь: Математика. Есте­ственная история и технология [физиче­ская география]. Физика.

 

ТРЕТИЙ ПЕРИОД. ПЕРВЫЕ ГОДЫ МОЛОДОСТИ.

От 18-ти до 20-ти лет.

 

Учение применительное.

Этот период мы сравним с окончанием путешествия. Сведения собраны, остается их обозреть, привести в порядок и определить: какое должно быть сделано из них употребление. В этом периоде воспитанник более действует сам, нежели приобретает от настав­ника. Он уже не занимается никакою наукою отдельно, он сам составляет для себя коренныя правила жизни, кото­рыя не иное что, как произведение всего, что дали ему воспитание и учение. Этот период должен быть посвящен занятиям собственным и чтение немногих истинно-классических книг, пред­почтительно таких, кои могут позна­комить питомца с высоким его назначением и страною, которой он должен посвятить жизнь свою.

1) Обозрите знаний, приобретенных во втором периоде.

2) Взгляд на место, занимаемое в обществе, и на обязан­ности, с ним соединенныя.

3) Отчет в самом себе перед самим собою и утверждение правил, необходимых для деятельности добродетельной.

4) Идеал человека вообще и своего звания в особенности.

 

ПОДРОБНЫЙ ПЛАН УЧЕНИЯ

В ПЕРВОМ ПЕРИОДЕ.

 

I. Предметы учения, их классификация и порядок, метода преподавания.

Если, как то бывает обыкновенно, занимать воспитанника вдруг многими предметами, имеющими между собою связь, но отдельными один от другаго в преподавании, то в голове его необходимо произойдет безпорядок, многое будет непонятно, много останется промежутков, ничем не наполненных.

По нашему плану, в первом периоде, предметы учения должны быть препода­ваемы в их естественной связи, не совокупно, а по порядку, с сохранением надлежащей постепенности, пе­реходя от легкаго к трудному, так, чтобы в голове воспитанника, по истечении перваго периода, могла остаться полная система приготовительных знаний.

Рядом с предметами главными должны идти: для образования ума - практи­ческая логика, не составляющая осо­бенной науки, но способствующая приобретать знания; для образования сердца - начальныя понятия нравственности, основанной на религии христианской, и языки, не имеющие ни­какой связи с предметами главными, следовательно - им не мешающие. Сверх того, с предметами учения соединяется приобретение некоторых приятных талантов и - для развития сил телесных - гимнастика и ручная работа. Посему предметы учения в первом пе­реде можно разделить на 4 класса.

 

КЛАСС ПЕРВЫЙ.

а) Для образования ума: практиче­ская логика.

б) Для образования сердца: начало нравственности христианской.

 

Практическая логика.

1) Упражнение внимания. Основание геометрии: объяснение линий, фигур, тел.

2) Упражнение ума. Разрешение пер­вых теорем геометрии. Не самому наставнику разрешать их, но постепен­ными вопросами доводить воспитанника до их разрешения.

Счет. Руководствоваться таблицами Песталоцци, применяя их безпрестанно к головному счету и ко счету цифрами. Заимствовать задачи из обыкновенной жизни и из предметов знакомых.

Философическая грамматика, при­мененная к русскому языку. Руко­водствоваться грамматикою Сасси. Анализ слов. Анализ фраз. Составление фраз. Выражение мыслей, словесное и письменное. Декламация.

3) Извлечение правил из упражнений практических.

 

Теоретическая логика.

Начало нравственности христиан­ской. Избранныя библейская повести. Главные факты священной истории древняго и новаго завета.

Простой разсказ без всяких посторонних разсуждений, в связи хронологической. Извлечение из фактов пра­вил нравственности, основанной на учении Спасителя.

 

КЛАСС ВТОРОЙ.

Система знаний. Нить, их связую­щую, составляют сии четыре вопроса: Где я? Что я? Что быть должен? К чему предназначен? Чтобы по­знакомиться с человеком, надлежит прежде узнать то, что его окружает; чтобы лучше узнать, понять, привести в порядок и удержать в памяти историю действий человеческих, надлежит прежде обозреть ту сцену, на которой он действовал, и не иначе, как узнав­ши, что был человек, можно опре­делить для себя, что он быть может, быть должен, к чему предназначен. Это порядок естественный, в нем за­ключается и самый порядок учения.

Первый вопрос: Где я и что меня окружает?

1) Общия понятия о телах.

2) Тела небесныя.

3) Земля в отношении к другим телам небесным. Астрономическая и математическая география.

4) Земля отдельно и главныя ея части. Воздух, вода, суша, система вод и суши.

Физическая география. Рисование карт, имея в виду одну физическую географию.

5) Произведения земли.

Природа и ея главные законы. - Общия понятия о физике и химии. - Произведения  природы.

Общия понятия о минералогии и геологии.

Общия понятия о ботанике.

Общия понятия зоологии.

Переход к человеку.

 

Второй вопрос: Что я?

1) Человек отдельно. Физический. - Общия понятия о строении человеческаго тела.

Нравственный. - Общия понятия психологии.

2) Человек в отношении к окру­жающей его природе. - Нужды человеческия и употребление произведений природы для их удовлетворения. - Технология.

3) Человек в отношении к человеку. Потребность общежития. Язык. Се­мейство. Народ в естественном состоянии. Естественное право. По­степенное образование общества политическаго. Начало политики.

4) Ход изменений человеческаго об­щества. История вместе с географиею.

5) Нынешнее состояние человеческаго общества. Новейшая география и статистика.

Третий вопрос: Что я быть должен?

1) Человек, как существо нравствен­ное, и его обязанности. Нравственность частная: мораль.

2) Человек, как член общества, и его обязанности в сем отношении. Нравственность общественная: политика.

 

Четвертый вопрос: К чему я предназначен?

1) Человек, как существо духовное и безсмертное. Метафизика.

2) Человек, как существо, пости­гающее Бога. Богопознание: Религия естественная. Религия откровенная.

NB. Здесь показана одна только нить, связующая предметы учения в первом периоде: для преподавания каждаго пред­мета наставник сделает для себя осо­бенные подробные планы.

 

Метода.

1) Форма преподавания. Разговорная. Вместо того, чтобы преподавать самому в связи - дово­дить постепенными вопросами уче­ника до того, чтобы он сам выражал с надлежащею ясностию то, о чем ему предлагать желаем.

Учебная. Предлагать в связи, просто, в строгом порядке.

NB. Смотря по предмету, употреблять ту или другую форму или соединять обе.

2) Правила преподавания. Наблюдение постепенности. Пере­ходить от легкаго к трудному, от известного к неизвестному. Возбуждение собственной деятельности воспитанника. Чтобы он как можно более находил сам, а не механически затверживал чужое. Сохранение над­лежащей меры. Одно нужнейшее; как можно менее такого, что впоследствии может быть забыто; сохранять полноту, избегать излишних подробностей, обременительных для памяти и развлекающих внимание. Облегчение труда. Возбуждать к труду пособиями, порядком, методою, которыя облегчат его, от него не избавляя, и, способствуя деятельности ума, не делают его ленивым. Приятность преподавания. Стараться сделать и предмет учения и самое учение привлекательными, возбуждая любопытство, владея вниманием, питая воображение, говоря сердцу, словом - сколько можно, действуя на всего человека.

3) Утверждение в памяти пре­подаваемаго. Сколько можно избегать механическаго учения наизусть. Упо­треблять этот способ только для изощрения памяти, но утверждать в ней выученное:

Методическим разделением предметов.

Соединением чувственного с умственным. Рисунки. Карты. Та­блицы.

Частым повторением. Оно не должно быть рабским повторением слово-в-слово сказанного прежде, а только новым образом с новой стороны того же предмета. Вопросы по порядку. Вопросы в разбивку. Сбивчивые вопросы. Обозрение в связи.

Окружением воспитанника - предметами, безпрестанно напоминающими во время свободное о том, что занимало его в часы учения.

Соединением изучения языков с главною целью. Чтобы воспитанник на другом языке и слышал и сам говорил о том, что уже было ему пред­ложено па языке природном.

Соединением самых игр с некоторою учебною целью. Волшеб­ный фонарь. Фантасмагория. Косморама.

 

КЛАСС ТРЕТИЙ.

Языки: французский, немецкий, английский и польский; к первому периоду. принадлежит одна только материальная часть изучения языков, т.-е.: а) Утверждение в правописании. b) Правильное произношение. c) Практическое приобретение навыка говорить и понимать, что говорят. d) Легкия упражнения в слоге.

Правописание. Диктование фраз, заимствованных из главной лекции. Исправление ошибок. Заставлять уче­ника самого исправлять. Переписы­вать исправленное.

NB. Сим способом воспитанник не только научится писать правильно, но и сам для себя напишет на разных языках то, что было ему преподаваемо па русском.

Произношение. Чтение простое для правильного произношения. Чтение с выражением: декламация. Чтение наизусть легких стихотворений. Приобретение навыка говорить. Учение наизусть слов: заимствованных из общежития; заимствованных из главной лекции. Составление фраз: фраз, употребительных в общежитии; фраз, заимствованных из главной лекции.

NB. Сим последним способом не только приобретется навык говорить, - ибо ученик и учитель всегда будут иметь готовые материалы для вопросов, ответов и объяснений, следовательно, для разговора в связи; но в то же время, как уже замечено выше, утвердятся в памяти, объяснятся и дополнятся приобретенныя знания.

Упражнение в слоге. Предметы для сочинения можно также заимствовать из главной лекции: ученик будет писать о том, что знает, следовательно, будет выражать свои мысли и располагать их ясно и правильно. Сею методою изучения языков надлежит руководствоваться во все продолжение перваго периода. К концу его накопится большой запас правильных фраз. Тогда нетрудно будет при­ступить к грамматике и знания практическия утвердить правилами теории. Надобно только, чтобы одна общая, фило­софическая грамматика служила основанием для всех прочих [лучшею кажется мне грамматика Саси, переведенная на немецкий язык Фатером] и чтобы для языков иностранных принята была за основание та же система, которая руководствовала в изучении языка природнаго.

 

КЛАСС ЧЕТВЕРТЫЙ.

Приятные таланты. Гимнастика. Ручная работа. Таланты. Рисование. Рисование с натуры и с гипсов: тел геометрических; ландшафтов. Отдельныя части, деревья, здания.

Правила архитектуры. Части соединенныя, полные ландшафты. Правила перспективы. Животных и человека. Отдельныя части. Целыя фигуры. Правила анатомии. Группы. Иллюминование: рисунков, коих содержание заимствовать из главной лекции, особенно - из нату­ральной истории, из географии, из исто­рии, из мифологии.

NB. Здесь необходимо следовать по­рядку главной лекции, чтобы рисованием дополнять в связи преподаваемое в часы уроков.

Сочинение рисунков. Музыка. Гимнастика. Цель гимнастических упражнений есть не одно развитие и укрепление сил телесных, но в то же время и дарование мужества и способов владеть собою во всех обстоятельствах жизни. Сия важная часть воспитания требует методическаго плана, как и другия. Великий князь не должен ничего делать без правил: каждый предмет его учения должен безпрестанно ему напоминать, что во всем главное есть правило. Необходимо нужно найти человека, который бы мог руководство­вать гимнастическими упражнения по строгой методе. Эта часть особенно принадлежит воспитанию.

Ручная работа: токарное или сто­лярное мастерство.

NB. Не приспособить ли ручною рабо­тою к кораблестроению? Великий князь мог бы, играя, сам построить маленький корабль, и таким образом познакомиться с материальною частию навигации.

Чтение. Рядом с ученьем должно необходимо идти и чтение. Надобно чи­тать мало, в порядки, одно полезное: нет ничего вреднее привычки читать все, что пи попадет в руки. Это при­водить в безпорядок идеи и портит вкус. Для детей множество написано книг. Есть много хорошаго на немецком, английском и французском языках, но почти нет ничего на русском. Почитаю необходимым сделать строгий выбор из сего множества материалов, многое перевесть на русский, нужное написать по-русски, все привести в порядок, сообразуясь с планом учения, и таким образом составить избранную библио­теку детскаго чтения для перваго периода. Сия библиотека может состоять из трех отделений.

I-е отделение. Курс учебный. Лекции в их связи и порядке. Карты, рисунки, таблицы.

II-е отделение. Чтение приятное. Собрание таких сочинений, которыя приятно бы занимали ум, говорили воображению, оживляли нравственное чув­ство и образовали вкус. В их расположении надлежит сохранить постепен­ность, сообразуясь с возрастом и понятием воспитанника.

III-е отделение. Чтение наставительное. Собрание таких сочинений, которых содержание соответствовало бы главной лекции и которыя были бы расположены согласно с планом ея, так, чтобы воспитанник, в часы свободные, мог сам дополнять приятным чтением преподаваемое в часы учения.

 

II. Время.

Время надлежит разделить на учеб­ное и не учебное. Для того и для другаго должны быть свои занятия, порядочно расположенныя.

 

Время учебное.

Оно разделяется па два периода. 1-й период от 1-го января до половины июня. 2-й период от 1-го августа до 25-го декабря.

 

Расположение учебного времени.

Вставать в 6 часов. От 6-ти до 7-ми часов: молитва, завтрак, обозрение того, что надлежит сделать в течении дня. Приуготовление всего нужного для следующаго урока. От 7-ми до 9-ти учете. По окончании сего все привести в порядок и все приготовить для следующаго урока. От 9-ти до 10-ти отдых. Визиты. От 10-ти до 12-ти учение. По окончании сего все привести в поря­док. От 12-ти до 2-х прогулка. От 2-х до 3-х обед. Все приготовить к следующему уроку. От 3-х до 5-ти: отдых, игры, прогулка. От 5-ти до 7-ми учете. По окончании его все привести в порядок. От 7-ми до 8-ми гимнастика или игры. От 8 до 9-ти ужин. От 9-ти, до 10-ти обозрение прошедшаго дня. Журнал.

 

Время неучебное.

1. Праздничные дни: Воскресные дни. Дни рождения и имянин Государя Императора, государынь императриц, великаго князя. Святая неделя: первые четыре дня. Святки от Р. X. до Новаго года.

2. Вакация от половины июня до 1-го августа.

Расположение неучебного време­ни. В праздничные дни. Вставать в 6 часов. От 6-ти до 7-ми: молитва, завтрак, чтение. От 7-ми до 9-ти руч­ная работа. По окончании все привести в порядок. От 9-ти до 10-ти отдых. Визиты. От 10-ти до 12-ти гимнастика или чтение. От 12-ти до 2-х прогулка.

NB. Дав время отдохнуть после гимнастических упражнений. От 2-х до 3-х обед. От 3-х до 6-ти игры. От 6-ти до 8-ми чтение. Учение игры (?) раз в неделю или в месяц. От 8-ми до 9-ти ужин. От 9-ти до 10-ти обозрение прошедшаго дня. Журнал.

 

Во время вакации.

Сие время не худо бы посвятить исключительно практическому изуче­нию военного искусства. Предлагаю для сего некоторыя общия мысли. Петр Великий имел свой потешный полк: он находил в нем одну забаву, но эта забава, быть может, образовала Полтавскаго героя и создателя русской армии; будущему наследнику его престола и в этом подражать великому своему праотцу. - Можно составить маленький временной корпус из хорошо воспитанных детей, числом от 100 до 200, и снабдить его всем, что входит в состав армии. Такой корпус и потешный полк существовали бы не более шести недель в году: от половины июня до последних чисел июля. Все это время могло бы быть посвящено разнообразной военной деятельности, а не одной меха­нической. Великий князь узнал бы на опыте службу и все ея оттенки. И сие занятие, которое могло бы мешать и вре­дить его учению, когда бы оно во всякое время было соединено с ним, сдела­лось бы новым, весьма действительным средством образования, когда бы совершенно от остального учения отде­лилось, когда бы ему посвящено было только такое время года, в которое всякое другое занятие обременительно. Каждая вакация могла бы составлять полную кампанию и каждая кампания могла бы иметь предметом особенную часть военного искусства: например, первая кампания была бы посвящена просто фрон­товой службе; во вторую занимались бы полевыми укреплениями; в следующую - артиллериею; даже могла бы войти в этот порядок и навигация. Царскосельский пруд легко можно обратить в океан всемирный, на котором две маленькия яхты могут в один день со­вершить путешествие вокруг света. Таким образом великий князь, играя и переходя все степени военного человека, от солдата до генерала, познакомился бы со всеми подробностями службы военной. Наконец, могли бы постепенно дойти до I самой тактики и стратегии. Игры сии практически приготовили бы к методи­ческому изучению наук военных, коими великий князь может заняться только во 2-м периоде, познакомившись предва­рительно с математикою. Одно только необходимое условие - чтобы сии военныя наставительныя игры принадлежали исключительно одной эпохе года и нисколько не вмешивались в остальное ученье, которое в противном случай разстроят совер­шенно, ибо уничтожат внимание. Их главная польза было бы не одно приобретение сведений военных, но и укрепление сил физических, и нрав­ственное образование. Великому князю должно быть не простым солдатом, а мужем, достойным престола России. И здесь целью было бы не одно знание фрунта, механически приобретаемое, но и деятельное пробуждение высоких человеческих качеств - смелости, терпения, расторопности, присутствия духа, осто­рожности, решительности, хладнокровия, словом - всего, что составляет война в истинном, прекрасном знаменовании сего слова. Великий князь был бы в толпе людей, имел бы товарищей, на­равне с другими нес бы тягость долга и службы: все это самым благотворным образом могло бы действовать на его ум и сердце, развернуло бы в нем все чистое, человеческое, и укоренило бы его характер. Само по себе разумеется, что начальство над таким корпусом должно быть поручено человеку искус­ному, который мог бы из игрушки сделать наставление полезное и умел бы забавою действовать на душу, пробуждая в ней спящия высокия каче­ства. Такого рода забава не должна быть одна механическая экзерциция солдата, безплодная, если не убийственная, для нравственного человека: с нею во вла­сти наставника весь человек и все его силы. Образование такого корпуса воинов детей - не безделица; надобно их знать, надобно уметь управлять ими, надобно в настоящем готовить будущее. Наставник должен понимать, что здесь в забаве детской таится героизм мужа. И сам он должен быть нс простым знатоком фрунта, привыкшим видеть в солдате одну машину, но просвещенным знатоком военного дела, способным понимать, что во власти его душа будущаго повелителя миллионов, может быть - назначенного некогда стать перед русскою армиею и решить судьбу народов. Такой человек должен быть не только знаком с механическими по­дробностями службы военной - мелкими и разве только потому принадлежащими государю, что он, как Петр Великий, не должен быть чужд никаких по­дробностей, - но и с высоким назначением воина, которое он должен знать (не из военного устава, но из всемир­ной истории, из дел Аннибала, Юлия Кесаря, Густава Адольфа, Фридриха. Скажу более, при выборе таковаго наставника надобно смотреть не на один знания военныя, но и вообще на просвещение и характер нравственный, дабы, наставляя, он мог и воспламенять душу ко всему великому и героическому. Одним словом, сию часть воспитания великаго князя почитаю одною из самых важных: сим способом он может или быть навсегда испорчен, то есть обращен в мелочного солдата, или быть образован для истинного героизма, для чести своего века, для твердаго блага России. Сии военныя игры могут начаться в первом периоде и продолжаться до оконча­ния втораго.

 

III. Лица.

Надзиратель за особою великаго князя. Помощник надзирателя. Надзиратель за учением великаго князя. При нем: переводчик. Рисовщик. Писарь.

Учители в первом периоде: учитель французскаго языка и счета. Учитель немецкаго языка. Учитель польскаго языка. Учитель английскаго языка. Учитель рисования. Учитель танцования. Учитель гимнастики. Мастеровой для руч­ной работы.

Их должности.

NB. Здесь говорится об одних должностях лиц, кому будет поручено учение великаго князя, ибо предлагается один только план учения, а не всего воспитания.

Должность надзирателя за учением великаго князя вообще: он наблюдает [вместе с надзирателем за особою великаго князя] за ходом учения и вместе с ним выбирает учителей.

В первом периоде: он берет на себя I-й и II-й классы предметов учения; наблюдает, чтобы учители, каждый по своей части, для сохранения полноты и единства в учении, совершенно со­образовались с его планом.

Во втором периоде: он присутствует при главных уроках; он служить репетитором великому князю, то есть учится с ним вместе и помогает ему преподаваемое учителями обращать в свою собственность.

Он берет на себя особенно преподавание Российскаго языка и упражняет великаго князя в русском слоге.

В третьем периоде: он вместе с великим князем составляет обозрение всего пройденного во втором периоде, то есть помогает ему подвесть итог под суммы, собранныя во все годы его учения. Если на меня будет возложена обя­занность надзирателя за учешем его высочества, то мне для успешного ея исполнения нужно иметь некоторыя по­собия. По моему плану, объемлющему весьма много предметов [из которых с некоторыми я еще сам должен по­знакомиться], мне надобно весьма много приготовляться к часам учебным - чтением, выписками, составлением собственного учебного курса. Сверх того, по методе, мною избранной и которой пользу я знаю уже на опыте, для утвер­ждения в памяти великому князю преподаваемого на лекциях, я должен сам составлять много рисунков, карт и таблиц. Одно уже их составление бе­рет много времени; если же возьму на себя и переписывание начисто и приго­товление чистых рисунков и карт, то потеряю безполезным образом часы, нужные мне для приготовительных моих занятий. Мне необходимо иметь рисовщика и переписчика, которые исключительно посвятили бы себя моему делу. О необ­ходимости составить избранную библиотеку детскаго чтения сказано выше. Сия работа требует особенного внимания; сам ею заняться не могу: не буду иметь вре­мени. Но могу его руководствовать. Нужно иметь переводчика, который трудился бы под моим руководством и по моему плану.

Должности учителей:

В первом периоде. Учители сообра­зуются в плане своем с главным планом надзирателя.

Во втором породе. Учители должны быть каждый профессором своего дела; каждый должен действовать свободно, по собственному плану. Обязанность над­зирателя: составлять целое из их разнообразных уроков, согласуясь с своим особенным планом.

 

IV. Пособия

Предметы учения.

Библиотека: книги учебныя, лексиконы, избранный классическая книги, избранныя русския книги.

Карты: новейшия лучшия карты, - генеральныя и специальныя; подробныя карты России, - планы городов и мест.

Эстампы: виды городов и мест.

Архитектурные эстампы. Портреты знаменитых людей. Костюмы древние и но­вые. Изобразите предметов натуральной истории.

Исторические эстампы. Мифологическия изображения. Образцы для рисования. Гипсы для рисования. Маленький физический кабинет. Маленький минералогический кабинет. Технологически кабинет. Некоторые модели и рельефы. Предметы, нужные для гимнастики, инструменты, нужные для ручной работы. Предметы, нужные для игр учебных. Lanterne Magique. Фантасмагория. Косморама.

Помещение. Расположение учебной комнаты должно соответствовать плану учения. Учебная комната есть главная сцена деятельности воспитанника: в ней он живет, трудится, мыслить и весе­лится - все в ней должно способство­вать его занятиям. Расположение учеб­ной комнаты должно поручить тому, кто будет иметь надзор за учением.

1. В ней должен быть методический порядок, один раз навсегда устано­вленный. Такой порядок не только помогает работе, но и спасает много времени и может произвести благоде­тельную привычку, весьма полезную для будущаго.

2. В учебной комнате должны быть соединены все предметы учебные, распо­ложенные так, чтобы всегда, без нарушения порядка, было легко иметь их под рукою.

3. Все, что нужно укоренить в па­мяти, дол лаю быть всегда па виду, дабы то, что в некоторые определенные часы преподается па лекциях, было в часы свободные - всегда, но нечувствительным образом, без напряжения внимания - повторяемо предметами, окружающими воспитанника.

4. Для гимнастических упражнений, для игр учебных и других должна быть отведена особенная большая гор­ница. Не худо иметь и особенную ма­стерскую, в которой бы можно было работать на просторе, в которой были бы соединены все инструменты, нужные для ручной работы.

 

Некоторыя примечания.

Учение, по предложенному плану, тогда только может иметь успех совершен­ный, когда ничто, ни в каком случае, не будет нарушать порядка, один раз навсегда установленного; когда и особа, и время, и все окружающее великаго князя - будут, без всякаго ограничения, подчинены тем людям, коим его вы­сочество будет поручен доверенностию Государя. Государь Император, конфирмовав сей план, да благоволит быть первым беспрекословным его исполнителем.

Дверь учебной горницы, в продолжение лекции, должна быть неприкосновенна; никто не должен себе позволять в нее входить в то время, которое великий князь будет посвящать занятно: из этого правила не должно быть ни для кого исключения. Великий князь приучится дорожить своим временем, когда увидит, что им дорожат и другие, и что в порядке часов соблюдается строжай­шая точность. Его высочество в про­должение своего воспитания должен при­выкнуть не почитать ничего выше своих обязанностей. Он должен идти вперед постоянным и равным шагом: порядок ненарушимый есть главное для сего условие. Осмелюсь сказать откро­венно: частые переезды из места в место кажутся мне весьма вредными для занятий великаго князя. Нам надобно иметь одно постоянное местопребывание - в Петербурге зимою и одно, такое же, вне Петербурга, летом. В противном случае порядок нарушится и нельзя отвечать за успех учения. Переезды будут мешать и вредить внимание, бу­дут препятствовать полноте и необхо­димому спокойствию упражнений; вместо устроенной учебной комнаты, будем иметь одни станции, в которых нельзя иметь под рукою всех предметов учения: все это произведет привычку к непостоянству и безпокойную охоту пере­менять место, весьма вредную для буду­щаго. Самим наставникам нельзя бу­дет действовать, как бы они желали: могут ли они всюду перевозить с со­бою все вещи для приготовления своего к лекциям? могут ли иметь везде простор, необходимый для собственных занятий? А это не безделица: здесь о наставниках так же нужно думать, как о воспитаннике. Безполезно требовать от них невозможнаго. И со всею готовно­стью повиноваться высшей воле, они не будут в состоянии ее исполнить и не должны отвечать за неуспех своих усилий.

Теперь прогулки его высочества имеют целью одно движение, полезны для здоровья. Со временем можно будет сое­динить с ними цель наставительную: можно будет их посвящать на обозрение разных публичных заведений, зданий, кабинетов, мануфактур и проч. Но к каждому такому обозрению нужно быть предварительно приготовленным: в противном случае, обозреватель мо­жет привыкнуть довольствоваться по­верхностными понятиями и смотреть без внимания - невежество не имеет любо­пытства. Но для таковых наставительных прогулок, требующих времени свободнаго, надлежит, по возможности, выбирать дни не учебные: в противном случае они будут разстраивать устано­вленный порядок часов - святыню, к которой ни под каким предлогом при­касаться не должно.

Дабы иметь понятие о ходе и успехах учения, должны быть установлены экзамены, ежемесячные и полугодовые; ежемесячные должны производиться в присутствии государыни императрицы; полугодовые [в половине июня и в конце декабря], если возможно, в присутствии самого государя императора.

На учебном столе должна лежать на­стольная книга, в которую учители, но окончании каждой лекции, будут записывать, каково было во время ея поведение и учение великаго князя. Осмеливаюсь прибавить здесь одно замечание: изъ­являемое одобрение государя императора должно быть величайшею наградою для нашего воспитанника, а изъявленное неодобрение его величества самым тяжким наказанием. Надобно весьма дорожить сим важным средством. Смею думать, что государь император не должен ни­когда хвалить великаго князя за прилежание, а просто оказывать свое удовольствие ласковым обращением, без вся­каго выражения сего удовольствия. Тако­вое выражение должно быть предоставлено для немногих случаев. Чем будет оно реже, тем более будет иметь цены, тем сильнее будет действие. Великому князю надлежит привыкать видеть в исполнение своих обязанностей простую необходимость, не заслуживающую ника­кого особенного одобрения: такая при­вычка образует твердость характера. Каждый отдельный хороший поступок весьма маловажен: одно только продол­жительное постоянство в добре заслу­живаете внимание и хвалу. Его высоче­ство должен приучиться действовать без награды: мысль об отце должна быть его тайною совестью. Тогда только одо­брение отца будет для него благодетельным счастием и действительным поощрением к новым усилиям. То же самое можно сказать и о выражении родительскаго неодобрения. Его высочестве должен трепетать при мысли об упреки отца. Государь будет всегда знать о его мелких проступках, но пускай это бу­дет тайною между его величеством и наставниками; пускай воспитанник чувствует вину свою и сам наказывает себя тягостным своим чувством. Но испытать явный гнев отца должно был для него случаем единственным в жизни. Если когда-нибудь дойдет до такой крайности, то лекарство будет спасительно и исцеление несомненно. Здесь у места сказать несколько слов о подарках, делаемых в разное время великому князю. Они непременно должны входить в общий план учения и, так сказать, за ним следовать. Имея много безполезнаго, становишься равнодушным к полезному. Великому князю не должно давать ничего такого, что на может быть ему нужно в настоящую минуту: получая преждевременно такую вещь, ко­торую может он ценить только поели, он будет смотреть на нее без внимания; она успеет потерять для него всю свою новость прежде нежели сделаться ему известною, и в надлежащее время не возбудить желаемого любопытства.

Если высочайшею доверенностию госу­даря мне будет поручень надзор за учешем его высочества, то смею просить его величество утвердить меня в моем звании и дать мне принадлежащее мне имя, дабы я имел и право и полную свободу действовать. В чем состоит моя должность по сему званию, о том уже сказано выше. Здесь почитаю необходимым представить на суд государя императора мой собственный образ мы­слей, чтобы его величеству было из­вестно - как я понимаю мою обязан­ность, в каком духе желаю испол­нить се.

Не отвечая за свои способности, отве­чаю за любовь мою к моему делу. Я могу действовать на нравственность великаго князя одним только образованием его мыслей. Его характер в руках воспитателя. И воспитатель и наставник идут к одной цели, но каждый имеет свой особенный круг действия и должен знать свои границы. Мой круг действия есть руководствовать великаго князя в приобретении нужных ему познаний, да­бы после, вместе с ним, из всей их суммы извлечь необходимые для него правила жизни.

Во-первых, скажу: его высочеству нужно быть не ученым, а просвещенным. Просвещение должно познакомить его только со всем тем, что в его время необходимо для общаго блага и, в благе общем, для его собственнаго. Просвещение в истинном смысле есть многообъемлющее знание, соединенное с нравственнаго. Человек знающий, но не нравственный - будет вредить, ибо худо употребить известные ему способы действия. Человек нравственный, по не­вежда - будет вредить, ибо и с добрыми намерениями не будет знать способов действия. Просвещение соединит знание с правилами. Оно необходимо для частного человека, ибо каждый на своем месте должен знать, что делать и как поступать. Оно необходимо для народа, ибо народ просвещенный более привязан к закону, в котором заключается его нравственность, и к порядку, в котором заключается его благоденствие и безопасность. Оно необходимо для народоправителя, ибо одно оно дает способы властвовать благотворно.

Сокровищница просвещения царскаго есть история, наставляющая опытами прошедшаго, ими объясняющая настоящее и предсказывающая будущее. Она знако­мит государя с нуждами его страны и его века. Она должна быть главною наукою наследника престола. История, освещенная религиею, воспламенить в нем любовь к великому, стремление к благотворной славе, уважение к чело­вечеству, и даст ему высокое понятие о его сане. Из нея извлечет он правила деятельности царской. Сих главных правил не много. История позна­комить наследника престола с судьбою народов и, объяснив причины их бед­ствий и благоденствия во всех временах, должна сказать ему в заключение: верь, что власть царя происходить от Бога, но верь сему как верили Марк Аврелий и Генрих Великий; сию веру имел и Иоанн Грозный, но в душе его она была губительною насмешкою над Божеством и человечеством. Уважай закон и научи уважать его своим примером: закон, пренебрегаемый царем, не будет храним и народом. Люби и распространяй просвещение: оно - сильнейшая подпора благонамеренной власти; народ без просвещения есть народ без достоинства; им кажется легко упра­влять только тому, кто хочет властво­вать для одной власти - но из слепых рабов легче сделать свирепых мятежников, нежели из подданных просвещенных, умеющих ценить благо по­рядка и законов. Уважай общее мнение: оно часто бывает просветителем мо­нарха; оно вернейший помощник его, ибо строжайший и безпристрастный судия исполнителей его воли; мысли могут быть мятежны, когда правительство при­теснительно или безпечно; общее мнение всегда на стороне правосудия государя. Люби свободу, то есть правосудие, ибо в нем и милосердие царей и свобода народов; свобода и порядок - одно и то же; любовь царя к свободе утверждает любовь к повиновению в подданных. Владычествуй не силою, а порядком: истинное могущество государя не в числе его воинов, а в благоденствии народа. Будь верен слову: без доверенности петь уважения, неуважаемый - безсилен. Окружай себя достойными тебя помощниками: слепое самолюбие царя, удаляю­щее от него людей превосходных, предает его на жертву корыстолюбивым рабам, губителям его чести и народного блага. Уважай народ свой: тогда оп сделается достойным уважения. Люби парод свой: без любви царя к народу нет любви парода к царю. Не обманывайся на счет людей и всего земнаго, но имей в душе идеал прекрасного - верь добродетели! Сия вера есть вера в Бога! Она защи­тит душу твою от презрения к чело­вечеству, столь пагубного в правителе людей. Наконец, в заключение слова Иоанна Мюллера, которыми он оканчи­ваем свою «Всемирную Историю»: «Уме­ренность - порядок, а смысл их: не упускай никогда из глаз своей цели; подвигайся вперед не быстро, но посто­янно; строй без спеха, но для веков; исправляй не разрушая; не упреждай своего века, и не отставай от него; не будь его рабом, но свободно с ним соглашайся: будешь владеть им, когда не презришь его совета; будешь его жертвою или окружишь себя жертвами, если хочешь его пересилить».

Таковы главныя правила, который наследник престола должен со временем извлечь для себя из истории: свободное изложение их перед государем есть в то же время и моя исповедь.

Государь! может быть, прежде я бы не с такою доверенностию к вам употребил сей язык свободный! Но теперь, после того, что случилось, смелая искрен­ность с вами не стоит никакого усилия. Вы познакомили с собою Россию; И вы доказали нам, что можете благу об­щему жертвовать собою; в минуту опас­ную вы вверились своему народу; вашей неустрашимости обязаны мы сохранением и спасительного царскаго трона; с этой минуты видим деятельность, имеем право надеяться времен прекрасных, и порядка, законов, просвещения, всего, что было в душе Александра. При таких надеждах и мне, как вер­ному подданному царя, как верному сыну отечества, усладительнее присту­пить к священному своему делу. Со­действуйте, государь, его успеху, помогая наставникам в ненарушимом исполнении их плана. Царствуя для блага России, вы будете царствовать и для ва­шего сына: он будет спокойно возрас­тать под благотворным влиянием пра­вления мужественнаго; со временем от вас же научится высшему искусству; а наследием его будет устроенная Россия и люди, образованные вами для поддержания с ним вместе сего устройства.

Василий Андреевич Жуковский

1826

На иллюстрации - герб дома Романовых,  составленный бароном Б.В. Кене в царствование императора Александра II. Интересно, что члены династии не имели доселе геральдически оформленной родовой символики.  Это было связано с тем, что с момента прихода к власти они пользовались государственным гербом, т.е. двуглавым орлом, как личным. - Прим. Ред.

Источник: Русская народная линия

Поделиться: 


Book | by Dr. Radut