Я очень благодарен прекрасному ученому Игорю Волгину за его цикл передач «Игра в бисер», посвященных анализу произведений классической литературы. Причем автор цикла идет очень широким охватом, начиная от детских сказок и современных поэтов и до античных авторов. Блестящий анализ, глубокое проникновение в материал и тонкие подробности создания произведения заставляют неотрывно и напряженно воспринимать эту чудесную передачу по ТВ каналу «Культура». Например, такое мимолетное замечание, что в 1616 году скончались В.Шекспир и М.Сервантес, а новых не народилось…Сразу же дает толчок для самых грустных размышлений!
Особенно интересным был для меня разбор гомеровской «Илиады», которую я не читал к великому моему стыду. Стихи Гомера в молодости казались мне тяжеловесными, неуклюжими и растянутыми и соответственно трудными для прочтения. Вот у Пушкина стих легкий, игривый как шампанское. Просто я сам был поверхостным человеком и не мог по достоинству оценить величие и торжественную красоту античных авторов.
«Гелиос с моря прекрасного встал и явился на медном
Своде небес, чтоб сиять для бессмертных богов и для смертных,
Року подвластных людей, на земле плодоносной живущих.»
(«Одиссея» песнь третья пер. Жуковского.)
Увы! Сейчас так не говорят, и речь наша бедна и вульгарна, примитивна и невыразительна. Но кроме эстетического наслаждения, получаемого от гомеровских произведений важным достоинством здесь является воспевание мужества, благородства, твердости в перенесении невзгод и неколебимой верности ( например, Пенелопы) и соблюдение законов гостеприимства. По мнению Гомера, под видом скитальцев и нищих часто являлись людям боги, чтобы воочию посмотреть, что творится на земле. Разве это не напоминает нам о Троице, которая явилась гостеприимному праотцу Аврааму? Но Гомер не знал священного Писания, поскольку Оно было переведено на греческий язык 70-тью толковниками через 500 лет после Гомера, стараниями фараона Птолемея 2-го.
А начинается «Илиада» с того, что гнев богов был обрушен на ахейцев, осаждавших Трою, за проступок их предводителя Агамемнона. Во время одной из схваток с троянцами в руки греков попало много добычи и пленников, в том числе и дочь жреца Хриспа. Несчастный жрец собрал большой выкуп и попросил царя Агамемнона вернуть ему дочь, но встретил отказ в самой грубой форме. Тогда жрец обратился со слезной молитвой к Аполлону, чтобы он покарал ахейцев - его молитва была услышана и моровая язва обрушилась на войско.
Здесь важно понимать, что грех Царя ложится тяжким бременем на весь народ. Вот почему будущий Царь России должен стремиться к высокой, святой жизни и мужественно противостоять соблазнам и искушениям. «Народ согрешит, Царь умолит, а если Царь согрешит, то народ не вымолит!»
Быть православным Царем в России – задача, требующая полного самоотвержения, недюжинного героизма и твердости духа.
- Блог пользователя Александр из Од.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии