Михаил Смолин. Институционализация идеологии в России

Все исторически великие нации имели и имеют набор основополагающих стержневых мировоззренческих представлений, которые служат им как измерительные параметры, критерии истины. Именно эти мировоззренческие представления (которые складываются раз и навсегда, когда нация входит в свое взрослое состояние) являются теми идеалами, которые нация культивирует в мирное время и защищает во времена посягательства на ее существование.

Сегодня, к сожалению, в нашей стране нет общепринятой на государственном уровне официальной (гражданской) идеологии, идеологии как системы взглядов, идей, отражающих отношения России как государства и русского гражданского общества к окружающему миру.

Власть и идеология

Любой общественный союз строится на основе психологической кооперации. В обществе вступают во взаимодействие чувства, представления и желания отдельных человеческих личностей, создавая ту общность, которую мы привыкли называть народом. Подобная общественная кооперация предполагает некое общее направление в одну сторону этих разнообразных и противоположных чувств, хотений и представлений.

Для этого нужна направляющая сила, или, другими словами, власть. И она появляется как последствие этого объединительного общественного процесса и становится важнейшим фактором его совершения. Осмысливает же этот процесс идеология, кодифицируя в своем идейном багаже (корпусе) те идеалы, которые и стали мировоззренческим материалом для строительства государства.

Власть создает в обществе определенный правопорядок. Она приводит разные произвольные личные желания членов общества к подчинению некоторым общеобязательным и общепонятным нормам поведения, поскольку способна к принуждению.

Идеология создает в обществе столь же определенный мировоззренческий порядок. Она не способна к физическому принуждению, но идеология способна к нравственному, идеократическому требованию сообразовываться в своих личных идейных стремлениях с общепризнанными ценностями и традиционным мировоззрением (коллективной инцивидуальностью, отличительностью, самостью).

Достаточно развитое общество не может удовлетворятся только применением права против преступника, но хочет подтвердить свою устойчивость, защитить свои идеалы и от ниспровергателей общественных устоев, в отношении которых уголовный закон часто не применим. Идеология постулирует то, что уже есть в обществе, или то, что общество хочет, чтобы было в нем.

Государственная власть есть сила, вытекающая из сознания гражданами их зависимости от государства. Сознательное подчинение — важнейшая психологическая составляющая, поддерживающая значимость власти в государстве. Подчинение часто не зависит от личных качеств правителей. Власть же есть именно то, что объединяет государство в одно целое.

Власть государства над гражданами выражается не только в пассивном подчинении правительственным повелениям, но и в том, что граждане сами сознают себя обязанными активно относится к потребностям государства. И здесь идеология совершенно незаменима, именно она — воспитатель патриотической сознательности в гражданах.

Государственная власть никогда не может опираться исключительно на физическую силу уже потому, что правительство в каждом государстве всегда является меньшинством в обществе. Вот почему наиболее важною опорою для власти являются чувства национальной солидарности и патриотизма: они побуждают граждан исполнять предписания закона, даже в тех случаях, когда им приходится стеснять себя в своих отношениях к государственной власти.

Для того чтобы власть могла в своей деятельности опереться на сознание подчиняющихся, необходимо, чтобы ее действия находились в известном соответствии с этим сознанием подвластных, с теми идеологическими представлениями, какие они имеют о государстве, религии, справедливости, об идеалах общественных.

Государство появляется как высший этап развития общества для охраны внутриобщественной свободы и порядка. Идеология — как высший этап осознания обществом самого себя, как мировоззренческий институт, стоящий на страже идеалов. Армия, министерство внутренних дел и спецслужбы отстаивают суверенитет страны средствами физического противодействия, идеология — защищает суверенитет в области мировоззренческой, в области недоступной физическому воздействию.

Идеология как общественная институция

Идеология есть система функционирования идей, включенных в практическую политику. Идеология это то, что мы думаем о себе, то к чему мы стремимся.

Идеология есть конституированный правильный (для общества ее исповедующего) мировоззренческий набор взглядов и идеалов, регулирующий отношения отдельных лиц в человеческом обществе.

Идеология есть совокупность мировоззренческих норм, с одной стороны, принятых, традиционных, поощряемых, пропагандируемых в обществе, а с другой стороны — накладывающих определенные мировоззренческие ограничения на внешнюю свободу лиц в обществе.

Идеология кодифицирует, возводит в систему традиционные мировоззренческие пристрастия нации, тем самым собственно и создается единая общественная организация. Численная масса населения через общую идеологию становится гражданской нацией, способной на единство действия. Идеология соединяет невидимыми мировоззренческими нитями общественные единицы в единую гражданскую силу.

Чрезмерный плюрализм, вплоть до антагонистического, в современной нам политической жизни России губителен для единства общества. Идеология помогает ощутить гражданину свою связь с целым (Цивилизацией, Церковью, государством, обществом, своим социальным слоем, семьей). Идеология, наряду с перечнем идеалов, есть еще и система взаимоотношений гражданина и общества, в котором он живет.

Человеку свойственно искать идеального и стремиться к благосостоянию и блаженству, идеология должна и способна находить такие социальные и духовные идеологемы, которые бы способствовали наиболее бесконфликтному возрастанию гражданских добродетелей (патриотизма, доблести, честности, жертвенности по отношению к государству и обществу) по возможности в каждом жителе нашей страны. Умственное, нравственное и общественное развитие народов, выдающиеся черты самобытности их цивилизаций тесно связаны с этой «светской религией».

Идеология в конечном итоге должна ответить каждому жителю нашей страны, вступающему в свои гражданские права, на вопросы: «Почему мы — это единое общество?», «Кто мы?» и «Почему мы — не они?» (вопрос самобытности), то есть помочь сформировать его национальную и политическую идентичность.

Идеология говорит об идентичности. Национальная идеология есть рационализация бессознательных идей, чувств, врожденных представлений, стереотипов мировосприятия, свойственных психологическому портрету нации.

Идеология помогает гражданину ориентироваться в социальном пространстве. Она формулирует мировоззренческую матрицу национальной идентичности, способствующую формированию лояльности (в идеале — любви) гражданина к своему национальному государству и обществу.

И если в идеологии не будут достаточно отражены национальные мировоззренческие стереотипы (скажем, что Православие является нравственной и мировоззренческой доминантой нашего мира, что Россия — это историческое русское государство), то у гражданина будет расти чувство отчужденности, обделенности, ненужности и даже враждебности.

Значимость национальной идентичности прямо пропорциональна опасностям, которые грозят обществу. Сегодня Россия сталкивается в целым спектром таких проблем в области безопасности. Таким образом, значимость национальной идентичности повышается.

Угрозы идеологической безопасности России

Современная политология давно уже анализирует войны, ведущиеся в пространстве массового сознания. Их принято называть консциентальными войнами, предметом которых является поражение или уничтожение определенных типов сознания. Часто во время подобных войн стремятся навязать новые толкования уже принятых массовым сознанием идеологем.

Поражение в таких войнах, приобретающих тотальный размах, особо опасно. Оно приводит к уничтожению национальных типов сознания, и вследствие этого происходит переорганизация целых территорий и общностей. Происходит разложение и переформирование национальной идентичности.

В связи с этим можно сформулировать целый ряд современных угроз идеологической безопасности России:

1. Слабая осознанность гражданской идентификации у граждан РФ, что подрывает устойчивость государства и общества. Отсутствие религиоведческого образования населения в установках традиционных религиозных движений России. Слабое, подражательное развитие обществоведческих (политологических, социологических и исторических) наук в России.

2. Утрата локализации идентичности экономическими и научными элитами нашего общества. Работая в других странах, переезжая из страны в страну, представители элит почти полностью утрачивают локализацию своей идентичности в нашей стране. Формируется космополитичная, бинациональная или мультинациональная идентичность и интересы экономические и научные не связываются более с Родиной.

3. Идейный сепаратизм. Над Россией нависла явственная угроза потери контроля со стороны государства над базовыми национальными идеологическими институтами (религиозными, образовательными, средствами массовой информации). Усиливается влияние политических идей, транслируемых западными идеологическими институтами, продолжается религиозная агрессия иностранных религиозных сект и т.д.

4. Идеологическая неопределенность правового и государственного статуса русского народа, в среде которого настроения в стиле «Россия для русских» разделяют уже 60% населения. Отсутствие такового особого статуса (в том числе и в Конституции) вызывает чувство отчужденности, обделенности, ненужности и даже враждебности.

5. Религиозный сепаратизм. Двадцать первый век многие политологи называют «реваншем Бога». Во всем мире, быть может, только кроме Западной Европы, идет религиозное возрождение. В связи с этим реальностью становится проблема «сверхнациональной» идентичности когда христианские деноминации, иудейские, буддистские или мусульманские общины начинают идентифицировать себя с теми кто живет далеко от нашей страны и разделяет их веру, отождествляясь со своими религиозными центрами в большей степени, чем со своими согражданами.

6. Гражданский сепаратизм. В национальных республиках в составе РФ (Якутия, Адыгея, Татарстан) в среднем 20% населения считают себя в первую очередь гражданами не России, а своих республик. В Чечне, Ингушетии, Дагестане этот процент значительно выше.

Широко распространено стремление встроиться в доминирующий политический курс и интерпретировать, часто исказив, его смысл в интересах политических и экономических элит регионов.

7. Культурный сепаратизм. Широкие массы молодых граждан России живут в культурном отношении интересами зарубежных культурных событий.

Подавляющее большинство мигрантов из бывших республик СССР, прибывая в Россию, не интегрируются в русскую культуру, а остаются носителями культур тех регионов, откуда они прибыли.

8. Нравственная угроза безопасности. Отсутствие государственного контроля за нравственностью в обществе. Сегодня 70% населения выступают за морально-этическую цензуру СМИ. Проблема перезрела и во многом стала вопиющей. Необходимо поставить под контроль общества продукцию средств массовой информации и коммуникации в сфере, касающейся нравственной безопасности.

Организация идеологических институтов страны

Все эти идеологические угрозы необходимо решать комплексно. Для этого у государства должны быть соответствующие идеологические институты.

В первую очередь нужно организовать Министерство идеологической безопасности при президенте Российской Федерации. При этом государственном органе необходимо иметь сеть аналитических институтов (исторический, политологический, социологический, религиоведческий, экономический, культуролого-искусствоведческий), занимающихся:

— мониторингом политической, религиозной, культурной ситуации в стране, в странах СНГ и в дальнем зарубежье;

— подготовкой для высшего руководства страны материалов как стратегического, так и оперативно-тактического характера;

— разработкой фундаментальных идеологических проблем;

— оценкой инициатив других органов власти с точки зрения соответствия их идеологической линии государства;

— практическими мероприятиями.

Эта система идеологической безопасности должна иметь широкие издательские (журналы, газеты, сборники, книги, брошюры) и полиграфические возможности (типографии), радио, телевизионные и интернет ресурсы, образовательные учреждения (университет и специализированные институты).

Внутри нашей страны, в странах СНГ и дальнем зарубежье необходимо наличие филиальной сети, в том числе и корреспондентской. Где это будет невозможно — необходимо открывать аффилированные с Министерством частные общественные организации.

Все это позволит осознанно реагировать на идеологические вызовы времени и вести работу как внутри страны по ее мировоззренческому сплочению, так и во вне, ясно позиционируя и жестко отстаивая национальные интересы России.

(3 декабря 2008 г.)

Смолин Михаил Борисович — главный редактор журнала, кандидат исторических наук. Исполнительный директор Фонда «Имперское возрождение». Руководитель Православного центра имперских политических исследований

Источник: fondiv.ru/articles/2/308/

Поделиться: