Четырнадцатый век. Казалось, последний для России: литовцы захватывают погрязшие в междоусобных дрязгах Малую, Белую, Чёрную Русь; под Вильну готовы лечь Суздаль, Тверь, Рязань, оба Новгорода; поляки овладели Русью Червлёной, а Подкарпатская Русь уже давно под венграми…
Однако у Господа свои виды на Третий Рим и на преемницу стремительно увядающей православной империи. Он посылает Москве – городку в Залесской Украине, не имевшему даже каменной крепости – святителя. Первого московского святителя.
Зерно катехона*
В 1308 году Константинополь возвёл уроженца Волыни галичского игумена Петра в митрополита Киевского и всея Руси, но уже в следующем году новопоставленный митрополит переехал во Владимиро-Суздальское княжество, став митрополитом Киевским и Владимирским. Тем он продолжил линию Андрея Боголюбского: этот князь, уйдя с соратниками из Киева (предмета извечной братоубийственной войны между Рюриковичами) на север, предпочёл опираться в управлении страной не на развращённых искателей привилегий, а на людей, готовых преданно служить общерусскому делу. Доминантой этого дела стало Православие как единственно общее для всех княжеств распадающейся Руси.
Во владимирские леса отовсюду потянулись русские люди. Был среди них и черниговский боярин Фёдор Бяконт (который в Москве станет родоначальником нескольких дворянских фамилий, в том числе Плещеевых). Его быстро приблизил к себе сын Александра Невского Даниил.
Между 1293-м и 1304 годом у Фёдора и Марии Бяконтов родился сын. Крестным отцом мальчика, названного Самсоном (по другим данным, Олфером или Алфёром или же вообще двойным именем Самсон-Елевферий), стал внук Александра Невского юный княжич Иван – тот самый Иван Калита, чьим духовным воспитателем и был первый московский святитель, митрополит Киевский и Владимирский Пётр.
Когда Самсону-Алфёру исполнилось 12 лет, с ним произошёл чудесный случай. Однажды, расставив в поле силки для ловли птиц, он притаился за бугорком и… задремал на пригревшем солнышке. Во сне же услышал: «Зачем, Алексий, ты напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом человеков». Наверное, тогда будущий святитель уже знал, что «ловцами человеков» Христос называл апостолов. А вот чужое имя, которым он был назван… примет он через восемь лет, избрав путь монашеского служения. Полностью же сон сбылся лишь через полвека – 6 декабря 1352 года, когда Алексий Бяконт будет посвящён во Владимирского епископа.
К этому времени авторитет владыки был уже настолько высок, что сын Ивана Калиты великий князь Симеон Гордый, умирая с семьёй от чумы, отдал бразды правления Владимирским княжеством не брату Ивану Красному, а крестнику своего отца.
Патриарх же Константинопольский Филофей увидел в Московском удельном княжестве зародыш «российского православного царства… откуда разольется свет истинной веры по всему миру». 30 июня 1354 года он возвёл владыку Алексия в митрополита Киевского. Тем же решением патриарх утвердил перенос русской кафедры из Киева (по сути, уже подчинявшегося Литве) во Владимир-на-Клязьме, но с сохранением за русскими митрополитами Киева как «первого престола».
Архипастырский визит с риском для жизни
В том же году в Константинополе сменилась власть. В угоду литовскому князю Ольгерду русская митрополия была разделена на две части. Митрополитом Литовским (с кафедрой в Новогрудке) был назначен уроженец Твери Роман. За Алексием сохранялись титул митрополита всей Руси, а также кафедра в Киеве (в Константинополе знали, что киевляне уже изгоняли Романа). Тем не менее литовский митрополит при покровительстве Ольгерда сразу же стал нарушать определённые ему полномочия. В 1358 году он распространил свою власть и на Киев.
В январе 1359 года, несмотря на военные действия между Москвой и Литвой, святитель Алексий отправился с архипастырским визитом в Киев. По распоряжению Ольгерда он был схвачен, лишён всего имущества и заточён в тюрьму. Решался вопрос о его казни, но благодаря верным киевлянам, архипастырю удалось бежать. В 1360 году он вернулся в Москву.
На следующий год Константинополю вновь пришлось разбирать вопрос о границах Киевской и Литовской митрополий. Были подтверждены прежние условия, когда патриарх Каллист наделил владыку Алексия правом считаться архиепископом Киева и всей Руси с титулом "всечестнаго митрополита и экзарха". А ещё через год Роман умер, после чего Литовская митрополия была передана в подчинение Алексию, с последующим её упразднением.
Через 13 лет, после трёхлетней литовско-русской войны, Константинополь вынужден будет восстановить малороссийскую митрополию, но к тому времени Московская Русь усилиями святителя Алексия окрепнет. На месте рассыпающейся конфедерации вассалов золотоордынского хана возникнет прочное государство со столицей в Москве. Это сразу же ощутит новый западнорусский митрополит. В 1375 г., когда он по «старой традиции» возжелает присоединить ранее тяготевшую к Литве Новгородскую республику, то услышит в ответ от новгородцев: «Обращайся к великому князю Московскому, и если примет тебя митрополитом на Русь, то ты и нам сей митрополит».
Впрочем, мы забежали вперёд.
Земное не без Небесного
Пока святитель сидел в тюрьме, умер великий князь Иван II Красный. В завещании он определил митрополита Алексия опекуном над своим малолетним сыном (будущим Дмитрием Донским). Так святитель стал главой русского правительства и де-юре.
Вряд ли монах Алексий особо радовался такому «послушанию». Прошло лишь 5 лет с тех пор, как Русь пережила эпидемию чумы. «Чёрная смерть» выкосила треть населения Европы (на севере Руси – до 40% городского населения). Однако Господь вёл своего избранника и даже являл на нём чудеса, сплачивая Свою будущую Русь Святую.
В 1357 году мать хана Золотой Орды Джанибека Тайдулу постигла тяжелая глазная болезнь. Её не смогли вылечить ни персидские и арабские врачи, ни степные шаманы. Тогда мусульманин Джанибек обратился к православному святителю. На молебне по случаю отъезда митрополита в Орду, в Успенском соборе перед гробом заложившего этот собор святителя Петра, сама собой загорелась свеча. Часть её владыка взял с собой. У ложа больной он зажёг эту свечу, помолился и окропил Тайдулу освящённой водой. Та прозрела. Джанибека не стало в том же году, а мать его ещё три года после этого участвовала в управлении степной империей, покровительствуя своему исцелителю.
Однако со смертью Джанибека в Орде началась кровавая борьба за трон, названная в русских летописях «Великой замятней». Жертвой её в 1360 году пала Тайдула, но выдающийся дипломат Алексий сумел воспользоваться и «замятней». По случаю нужды очередного хана в русском серебре он добился получения от того грамоты, удостоверявшей, что великое княжение является наследственным правом московских князей из династии Ивана Калиты. Почва из-под междоусобных войн на Руси была выбита. На смену ей пришёл принцип наследственной, династической власти как основы построения прочного государства. У Руси появился шанс единой встречать внешние угрозы.
В результате реформ отца Джанибека хана Узбека, насадившего ислам как государственную религию (что не было принято веротерпимыми монголами, особенно в Синей и Белой орде), Джучиев улус стал быстро слабеть. Его ханы стали особенно нуждаться в союзнике в виде крепкой Руси. Уже в 1362 году литовцы разобьют монгол на реке Синюхе, окончательно оформив свои права на Киев (который до этого продолжал отсылать дань в Орду). Ольгерд стал соперником как для митрополита, так и для хана.
Пользуясь благосклонностью Золотой Орды, русский экзарх присоединит к Москве Ростов, Галич, Соликамск и даже Владимир, одолев в 1362-1364 гг. главного претендента на великое княжение Дмитрия Суздальского.
Задел к Куликову
К литовско-русской войне 1368-1372 гг. Русь подошла заметно сплочённой. Трижды литовцы осаждали Москву, но Белокаменная (таковой она также стала при Алексии) устояла. Как признавал советский историк М.П. Покровский, «московская политическая идеология была церковной... московский царь мыслился своими подданными не столько как государь национальный, сколько как царь православного христианства всего мира». Если не князю московскому ещё, то московской митрополии служили тверичи, рязанцы, смоляне, суздальцы, новгородцы, псковитяне, не говоря уже о перебравшихся сюда киевлянах, жителях Белой Руси, крещёных татарах, угро-финнах. Видя это, ещё в 1371 году все великорусские князья признали себя «подручниками» Москвы.
Святитель Алексий скончается в 1378 году, но духовную опеку над Русью он передаст своему другу и соратнику преподобному Сергию Радонежскому. По его благословению Дмитрий Донской через два года уничтожит на Куликовом поле главного союзника Литвы и главного врага Золотой Орды темника Мамая.
Московское княжество начнёт превращаться в Великороссию.
[*] Катехон (в богословии) – сила, удерживающая мировое зло. Под катехоном, в частности, понимается православная империя.
Источник: http://www.fondsk.ru/news/2017/02/25/mitropolit-aleksij-stroitel-rossii-43600.html
- Войдите, чтобы оставлять комментарии