Ф.М.Достоевский - писатель и пророк.

Прикасаясь к творчеству великого русского писателя, испытываешь некоторую робость и благоговение. Масштаб проблем – поистине вселенский, накал страстей – просто «гром и молния!», а уж предвидение и прозрение на уровне ветхозаветных пророков…

Все его романы с глубочайшим погружением в психическое состояние персонажей и тончайшим психоанализом душевных переживаний достаточно трудны для прочтения, поскольку требуют сопереживания. В этой связи я считаю, что в школе и не следовало бы знакомить нашу молодежь с огненными творениями Ф.М.Достоевского. Лучше бы приобщаться к этим великим романам после 18 лет, когда появляется естественная потребность в поисках Истины, да и психика покрепче.

В каждом романе поднимается одна великая идея и целый букет идей просто сильных. Например, главный вопрос Родиона Раскольникова – «Тварь ли я дрожащая, или право имею?». Другими словами, имеет ли он право перешагнуть через Закон для достижения своих великих планов? Вопрос вполне сатанинский, поскольку оба варианта достаточно унизительны для нормального человека, т. е. христианина. Разве нет другой модели поведения для человека, созданного по образу и подобию Божия? Преподобный Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым отвечает на главный вопрос о цели человеческой жизни. Она состоит в стяжании благодати Духа Святаго. Но в том то и коварство демонское, что дурная и разрушительная идея «прилипает» неотвязно к человеку и терзает его и толкает на совершение преступления. Одержимые люди всегда представляют угрозу для общества, особенно когда они проникают во властные структуры – Наполеон с Гитлером по размаху злодейства были предтечами антихристовыми.

Р. Раскольников не единственный литературный герой, пострадавший от губительной идеи. В романе «Бесы» заговорщик Кириллов идет на самоубийство из идейных соображений, увы, трагический случай, когда не человек усваивает идею, а идея съедает человека! Надо заметить, что в романах Ф.М.Достоевского многовато самоубийц – это и Свидригайлов в «Преступлении и наказании», «уехавший в Америку» через выстрел в висок, это и Смердяков в «Братьях Карамазовых», это и Кириллов и Ставрогин в «Бесах». И это еще один довод для исключения этих произведений из школьной программы. Заниматься аналитикой бесовщины довольно опасно и предполагает достаточно высокую духовность читателя и мужество.

Родион Раскольников – типичный нигилист (сатанист) с приступами благородства. Это тот же тургеневский Евгений Базаров в своем «развитии», если сатанизм может развиваться… То, что он читает Евангелие с Соней Мармеладовой (убийца с блудницей), никак не меняет его мировоззрения. И только на каторге, после многих испытаний, а главное из которых – ненависть и презрение каторжан за его безбожие, что-то начинает доходить до бедного Родиона.

«- Ты безбожник! Ты в Бога не веруешь! – кричали ему, - Убить тебя надо. » Все это очень автобиографично…Все это пережил сам Федор Михайлович.

Поражают в концовке романа прежде всего пророческие сны Раскольникова, мучительно терзавшие его в тюремной больнице. Неслыханная моровая язва идущая из глубины Азии на Европу, от которой все должны погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих избранных. Некие микроскопические трихнины вселялись в тела людей. «Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими». И дальше автор рисует весьма страшную апокалиптическую картину гибели человечества. Понятно, что эти «трихнины» просто демоны.

А есть ли спасительное средство от этих губительных «трихнин»? Автор не указывает, но рецепт дан в Евангелии – «род сей ничем иным изгоняется, как только постом и молитвой». Аминь!

Поделиться: