[ 1 ] П. с. Л. К учению о Святой Руси // Православный путь. 1940. Вып. 2-3. с. 90-105.
[ 2 ] Там же. с. 90.
[ 3 ] а) Филарет, митр. Московский. Слова и речи. М., 1848. Ч. II. с. 135; 1861. Ч. III. с.236;
б) Архиеп. Серафим (Соболев). Русская Идеология. София, 1939. с. 85-86.
[ 4 ] К учению о Святой Руси. с. 91.
[ 5 ] Там же. с. 92.
[ 6 ] Филарет, митр. Московский. Указ. соч. Ч. II. с. 135; Ч. III. с. 236.
[ 7 ] К учению о Святой Руси. с. 91.
[ 8 ] Русская Идеология. с. 117-119. [ 9 ] К учению о Святой Руси. с. 92
[ 10 ] Там же.
[ 11 ] Там же.
[ 12 ] А. А. Тихомиров в своем труде «Монархическая государственность» (М., 1905) пишет: «В протестантстве очень распространена мысль, будто бы в Библии царская власть не одобряется и составляет, как выражено в Библии, грех перед Господом. Трудно понять, как повторяют подобные вещи люди, читавшие Библию».
[ 13 ] В русском тексте синодального издания слово «князя» переведено словом «царя».
[ 14 ] К учению о Святой Руси. с. 92.
[ 15 ] Там же.
[ 16 ] Здесь приведен текст в русском переводе синодального издания.
[ 17 ] К учению о Святой Руси. с. 92.
[ 18 ] Русская Идеология. с. 94-95.
[ 19 ] К учению о Святой Руси. с. 96.
[ 20 ] Филарет, митр. Московский. Указ, соч. Ч. П. с. 193-196; Ч. III. с. 255-256.
[ 21 ] Там же. Ч. II. с. 193-196; Ч. III. с. 224, 252.
[ 22 ] К учению о Святой Руси. с. 96.
[ 23 ] Четьи-Минеи. М., 1845. Август, 5-й день. Л. 41 об. и л. 42.
[ 24 ] Четьи-Минеи. М., 1852. Ч. II. Октябрь, 24-й день. Л. 60 об. и л. 63
[ 25 ] Там же. Ноябрь, 11-й день. А. 92.
[ 26 ] Там же. Ноябрь, 24-й день. Л. 101.
[ 27 ] Там же. М., 1845. Август, 30-й день. Л. 127 об.
[ 28 ] Там же. М., 1837. Ч. II. Сентябрь, 20-й день. Л. 41. Ср.: Четьи-Минеи. Февраль, 17-й день. Л. 27 об. / Страдание вмч. Феодора Тирона.
Там же. Февраль, 22-й день. Ал. 53- 55 об. / Страдание мчч. Маврикия и иже с ним.
Там же. Февраль, 25-й день. А. 79 об. / Житие св. Тарасия, Патриарха Константинопольского.
Там же. Март, 12-й день. А. 109 об./ Житие прп. Феофана.
Там же. Март, 22-й день. Ч. И. А. 45./ Страдание св. свщмч. Василия.
Там же. Май, 7-й день. А. 108./ Страдания мч. Акакия.
Там же. Май, 8-й день. А. 118./ Житие прп. Арсения Великого.
Там же. Май, 12-й день. А. 200./ Житие св. Германа, архиепископа Константинопольского.
Там же. Май, 13-й день. Ч. II. А. 9 об./ Страдание св. мч. Александра Римского.
Там же. Июнь, 22-й день. А. 61 об. и л. 63. / Житие св. Евсевия, епископа Самосатского.
Там же. Декабрь. 6-й день. А. 107 об./ Житие св. Николая.
Там же. Декабрь, 7-й день. А. 118 / Житие св. Амвросия.
Там же. Декабрь, 10-й день. А. 129 / Страдание св. мч. Мины.
Там же. Декабрь, 19-й день. Ч. П. А. 51/ Житие св. Григория, архиепископа Омиритского.
Там же. Январь, 21-й день. Ч. II. А. 100 / Житие прп. Максима Исповедника.
Там же. Январь, 23-й день. Ч. II. А. 159 об./ Житие св. Климента, епископа Анкирского.
Там же. Июнь, 2-й день. А. 20 / Житие св. Никифора, Патриарха Цареградского.
[ 29 ] Зызыкин М. В. Царская власть и закон о престолонаследии России. София, 1924. с. 26, 29-30, 38-39
[ 30 ] Там же. с. 38.
[ 31 ] Минея Праздничная. М., 1901 Июль, 15-й день. Л. 361 об.
[ 32 ] Там же. Август, 30-й день. Ал. 441- 441 об., 445.
[ 33 ] Аристов Н. Я. Хрестоматия по русской истории для изучения древнерусской жизни. Варшава, 1870. с. 134-135.
[ 34 ] Бахметева А. Н. Жития святых. М., 1878. с. 47-48.
[ 35 ] Митр. Макарий. История Русской Церкви. СПб., 1887. Т. IV. с. 306.
[ 36 ] Там же. СПб., 1891. Т. VII. с. 465.
[ 37 ] К учению о Святой Руси. с. 90-91.
[ 38 ] Там же. с. 97.
[ 39 ] Там же. с. 98-99.
[ 40 ] Там же. с. 93.
[ 41 ] Филарет, митр. Московский. Указ. соч. Ч. II. с. 193-196; Ч. III. с. 224, 252.
[ 42 ] Там же. Ч. II. с. 193-196; Ч. III. с. 224, 252.
[ 43 ] Там же. Ч. II. с. 133-137.
[ 44 ] Еп. Феофан Затворник. Толкование послания ап. Павла к Римлянам. М., 1890 с. 267-268.
[ 45 ] Филарет, митр. Московский. Указ. соч. Ч. III. с. 225-227.
[ 46 ] К учению о Святой Руси. с. 96.
[ 47 ] Там же. с. 93.
[ 48 ] Самое миропомазание царя и царицы совершалось в конце литургии перед причащением Тела и Крови Христовых, чем и завершалось коронование.
[ 49 ] Чин действия, каким образом совершилось Священнейшее коронование Его Императорского Величества Государя Императора Самодержца Всероссийского, по церковному чиноположению. М., 1896. с. 10-11.
[ 50 ] Там же. с. 18-20.
[ 51 ] Там же. с. 26-27
[ 52 ] Там же. с. 28-30.
[ 53 ] Воскресное чтение. Киев, 1856-1857. с. 110-113. Зызыкин М. В. Указ. соч. с. 164-177.
[ 54 ] К учению о Святой Руси. с. 93.
[ 55 ] Там же. с. 93-94.
[ 56 ] Там же. с. 94.
[ 57 ] Русская Идеология. с. 91.
[ 58 ] Необходимо заметить, что говорить об учении православной веры как о чем-то отдельном от учения св. отцов нельзя. Этим самым можно дать повод думать, что учение православной веры одно, а учение св. отцов Церкви — другое. Учение православной веры основано на Священном Писании и святоотеческих творениях. Православная вера в своем учении одновременно включает в себя и то и другое, почему она называется апостольскою и отеческою.
[ 59 ] К учению о Святой Руси. с. 94.
[ 60 ] Филарет, митр. Московский. Указ. соч. Ч. III. с. 290-292.
[ 61 ] Митрополит Макарий. Православно-догматическое богословие. СПб., 1883. Т. I. с.584.
[ 62 ] Там же. с. 585-586.
[ 63 ] Св. Василий Великий. Творения. СПб., 1911. Т. 1. с. 149-150.
[ 64 ] Там же. Т. II. с. 71.
[ 65 ] Русская Идеология. с. 117-120.
[ 66 ] Тихомиров Л. А. Указ. соч. Ч. П. с. 116-117.
[ 67 ] Там же. с. 12-20.
[ 68 ] Там же. с. 22-24.
[ 69 ] Там же. с. 25.
[ 70 ] Т.е. самодержавною. Л. А. Тихомиров в своем труде «Монархическая государственность» (Ч. III. с. 150) приводит определение самодержавной власти русского царя, данное Романовичем-Словатинским, который говорит: «Власть русского царя есть самодержавная, т.е. самородная, не полученная извне, не дарованная другой властью».
[ 71 ] Тихомиров Л. А. Указ. соч. с. 28.
[ 72 ] К учению о Святой Руси. с. 94.
[ 73 ] Тихомиров Л. А. Указ. соч. с. 69-71.
[ 74 ] Зызыкин М. В. Указ. соч. с. 59.
[ 75 ] Тихомиров Л. А. Указ. соч. Московские ведомости. 1884. №12. Ч. III. с. 133.
[ 76 ] Аксаков И. с. Сочинения. М., 1887. Т. V. с. 13; Тихомиров Л. А. Указ. соч. Ч. III. с. 133.
[ 77 ] Градовский А. Начала русского государственного права. СПб., 1875. Т. I. с. 2
[ 78 ] Лазаревский Н. И. Лекции по русскому государственному праву. СПб. 1910. Т. I. с. 61-62.
[ 79 ] Там же. с. 77.
[ 80 ] Коркунов ?. ?. Русское государственное право. СПб. 1893. Т. I. с. 158,160-162.
[ 81 ] Филарет, митр. Московский. Указ, соч. Ч. III.
[ 82 ] К учению о Святой Руси. с. 94-95.
[ 83 ] Там же. с. 95.
[ 84 ] Там же. с. 94-97.
[ 85 ] Русская Идеология. с. 93; К учению о Святой Руси. с. 96.
[ 86 ] Русская Идеология. с. 126-127.
[ 87 ] Там же. с. 148.
[ 88 ] Там же. с. 179.
[ 89 ] К учению о Святой Руси. с. 100.
[ 90 ] Филарет, митр. Московский. Указ, соч. Ч.II. с. 193-196: Ч. III. с. 224, 252.
[ 91 ] К учению о Святой Руси. с. 99
[ 92 ] В русском переводе синодального издания слова этого стиха читаются так: «При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания; ибо жизнь человека не зависит от его имения».
[ 93 ] В то время митрополит Макарий был архимандритом и профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии.
[ 94 ] Собрание некоторых слов архимандрита Макария, инспектора и профессора богословских наук Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1847. с. 131. Ср.: Слова, беседы и речи Филарета (Гумилевского), архиепископа Черниговского и Нежинского. СПб., 1883. с. 461-462.
[ 95 ] Там же. с. 99.
[ 96 ] К учению о Святой Руси. с. 99.
[ 97 ] Здесь имеется в виду послание епископов Константинопольскому патриарху Тарасию, заслушанное на VII Вселенском соборе, и памятник государственного законодательства — Эпанагога императора Василия Македонянина.
[ 98 ] Русская Идеология. с. 127-146.
[ 99 ] К учению о Святой Руси. с. 100.
[ 100 ] Там же. с. 96.
[ 101 ] Русская Идеология. с. 66-68.
[ 102 ] Там же. с. 68.
[ 103 ] Там же.
[ 104 ] Там же. с. 65; ср.: 66-81.
[ 105 ] Там же. с. 82-126.
[ 106 ] Там же. с. 88.
[ 107 ] Там же. с. 179.
[ 108 ] К учению о Святой Руси. с. 100.
[ 109 ] Русская Идеология. с. 130-134.
[ 110 ] Там же. с. 142-145.
[ 111 ] К учению о Святой Руси. с. 102.
[ 112 ] Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1908. Т. IV. с. 185.
[ 113 ] Там же. с. 169-171.
[ 114 ] Указ. соч. Т. VI. с. 8
[ 115 ] Указ. соч. Т. III. с. 280
[ 116 ] К учению о Святой Руси. с. 101.
[ 117 ] Там же.
[ 118 ] Четьи-Минеи. Июль, 23-й день. Ч. II. А. 115 об. / Страдание сщмч. Аполлинария.
[ 119 ] Филарет, митр. Московский. Указ, соч. Ч. III. с. 290-292.
[ 120 ] К учению о Святой Руси. с. 93. Считаем необходимым отметить, что в настоящем выражении слова — «имеет своим основанием Богооткровение, святоотеческое и православное учение» — заключены в кавычки. Но такого выражения нигде нет в нашей книге и не могло быть. Ибо здесь Богооткровение и святоотеческое учение представляются, как нечто отдельное от православного учения, в то время как Богооткровение, т. е. Священное Писание и святоотеческое учение, и есть православное учение.
[ 121 ] Там же. с. 93.
[ 122 ] Русская Идеология. с.88.
[ 123 ] Там же. с. 85-87.
[ 124 ] Там же. с. 88.
[ 125 ] Там же. с. 85-86.
[ 126 ] Там же. с. 89.
[ 127 ] Филарет, митр. Московский. Указ, соч. Ч. II. с. 1835; Ч. III. с. 255-256.
[ 128 ] К учению о Святой Руси. с. 97.
[ 129 ] Русская Идеология. с. 92-93.
[ 130 ] Там же. с. 94-96.
[ 131 ] В 1449 году Фридрих III заключил с папою Евгением IV Фрейбургский, или Венский, конкордат, по которому папа делался почти распорядителем судеб Германии. В 1516 г. французский король Франциск I заключил Болонский конкордат с папой Львом X, в котором папа уступал королю право назначения на все высшие церковные должности во Франции. По конкордату, заключенному между Бонапартом, в бытность его первым консулом, и папой Пием VII в 1801 году, хотя период религиозного гонения окончился и духовенство должно было получать от правительства жалованье, однако первому консулу конкордат предоставлял право назначения архиепископов и епископов, после чего уже папа мог давать свое каноническое утверждение. В силу этого конкордат епископы имели право назначать священников, но последние должны были получать признание утверждения в своих должностях от светского правительства.
[ 132 ] Русская Идеология. с. 126-146.
[ 133 ] К учению о Святой Руси. с. 97.
[ 134 ] Русская Идеология. с. 92-96.
[ 135 ] Имеются в виду вопросы об отношении Церкви к государству, о чем мы говорили, излагая теорию симфонии властей.
[ 136 ] К учению о Святой Руси. с. 98.
[ 137 ] Русская Идеология. с. 127.
[ 138 ] Там же. с. 128.
[ 139 ] К учению о Святой Руси. с. 98.
[ 140 ] Русская Идеология. с. 140.
[ 141 ] Там же. с. 147-148.
[ 142 ] Там же. с. 31-34.
[ 143 ]Там же. с. 148.
[ 144 ] Там же. 184-185.
[ 145 ] К учению о Святой Руси. с. 97.
[ 146 ] Русская Идеология. с. 127-146.
[ 147 ] Там же. с. 127.
[ 148 ] Там же. с. 126, 155.
[ 149 ] К учению о Святой Руси. с. 98.
[ 150 ] Русская Идеология. с. 127.
[ 151 ] Там же. с. 128.
[ 152 ] К учению о Святой Руси. с. 96-97.
[ 153 ] Там же. с. 103
[ 154 ] Русская Идеология. с. 105-106.
[ 155 ] К учению о Святой Руси. с. 103-104.
[ 156 ] Там же. с. 93.
[ 157 ] Там же. с. 99-102.
[ 158 ] Еп. Феофан Затворник. Толкование Послания ап. Павла к солунянам. М., 1890. с. 504-505.
[ 159 ] К учению о Святой Руси. с. 89.
[ 160 ] Русская Идеология. с. 174-175.
[ 161 ] К учению о Святой Руси. с. 103.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии