О Пресвятой Богородице

 

О ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

   Введение во Храм Пресвятой Богородицы: детский праздник. Детский по той причине, что Пресвятой Богородице тогда было 3 года, когда Святые Иоаким и Анна по обету отдали Её в Храм. И так печально, что на вечерне перед этим детским праздником детей почти нет.

   Почему-то считается, что вера: это в основном для старых, ну, по крайней мере, для взрослых. Вот вырастешь и тогда… А что тогда? Не сказал ли Христос: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное» (Мф.19:14)? А когда вырастут: может быть уже поздно. Может быть, они, выросшие дети, пропустят важнейшие моменты Богообщения, которые их должны согревать всю жизнь. И нагрешат столько, что потом всю жизнь будут мучиться от последствий своих грехов.

   Поэтому родители, которые не приводят своих детей в церковь, должны помнить, что дадут за это ответ пред Богом. Сама Икона праздника, на которой изображена Пречистая Дева: маленькая Девочка, входящая в Храм, говорит о том, что праздник: детский и надо в этот праздник вести в Храм детей, чтобы Пресвятая Богородица благословила их и приобщила к Богу, чтобы они выросли Православными Христианами, а не язычниками.

   Сейчас идёт эпидемия детских неврозов. А идёт она по той причине, что три поколения выросли без Церкви, без Бога и сейчас растёт четвёртое поколение, уже всё полностью растратившее всё духовное богатство, которое накопили наши благочестивые предки. Ещё родители могут какое-то время жить без Бога, без Церкви, а дети: уже нет.      Если Вы, братие и сестры, не приведёте вовремя своих детей в церковь, то не удивляйтесь потом, что они наркоманами станут.

Почему одни дети, вырастая, остаются в храме, а другие уходят? Что родители делают не так, и как исправить эти ошибки? Размышляет игумен Нектарий (Морозов).

О чем неволей вспоминаешь, когда думаешь об удивительной Девочке, Которую в возрасте трех лет привели в Иерусалимский Храм Ее праведные родители? О разном, наверное... О дивной Ее судьбе. О том, как приготовлялась Она там, в Храме, к Своему великому служению. Ну, и о том, наверное, как переступал впервые церковный порог сам. А еще - о тех детях, которых так же, как когда-то Иоаким и Анна Марию, приводят в храм их родители. О них просто невозможно не вспомнить.

Дети в храме... Это очень не простое... Даже и не знаю точно, как сказать - явление, дело? Совсем не простое.

С одной стороны, они напоминают о том, что если не будешь веровать как дитя, то не сподобишься Царствия Небесного. А с другой, заставляют всматриваться в них и задумываться: точно ли они те самые дети, веру которых следует принять за образец?

И опять: с одной стороны, переживаешь, глядя на них, что сам столько лишних дорог истоптал, столько поворотов ненужных сделал, столько времени зря убил, пока наконец до Церкви добрался! А вот если бы, как они, еще с детских лет в храме бывать, молиться здесь, исповедоваться, причащаться! Как же это было бы хорошо... Но и о другой стороне как не сказать? Ведь видишь, как подходят ребята на исповедь - не первый и даже не десятый уже, наверное, раз, и так же не знают, что сказать на ней, как и в самом начале.

Как тяготятся они временем, которое вынуждены проводить в храме. Как скучают во время непонятной и оттого неинтересной для них проповеди. И как пропадают где-то «на стране далече», достигнув совершеннолетия, пропадают вместе со всем своим «опытом церковной жизни», со всем «багажом знаний», полученным в воскресной школе, - чтобы либо вернуться когда-нибудь позже, либо не вернуться уже совсем.

И, конечно, пытаешься понять: какая разница между теми, которые уходят потом, и теми, что остаются и живут в Церкви, которая становится ближе и родней их родного крова, что их отличает? Хотя ответ, честно говоря, тебе уже известен, ты получал его неоднократно, и каждый новый случай лишь подтверждает его верность. И разница, и отличия по большей части не в детях, а в их родителях. В том, как они воспитывают своих сыновей и дочерей, как «воцерковляют» их, как сами живут - жизнью церковной и вообще.

Есть ошибки, которые носят характер шаблона, которые вроде бы легко исправить. Но копнешь, и оказывается, что они с другими, куда более глобальными связаны. Тут, выходит, не исправлять лишь что-то отдельное нужно, а жизнь менять и отношение к ней - и к церковной, и к той, что «вообще»...

Но все же, не покушаясь решительно чью-то жизнь изменить, скажу лишний раз о том, о чем часто приходится говорить - с одним, другим родителем, реже - с парой. Потому что вряд ли он будет лишним.

Мне кажется, очень важно для родителей помнить, что сами они оказались в храме не в какой-то случайно определившийся момент своей жизни. Они в Церкви, потому что наступило время, когда они ощутили в ней нужду, поняли, что без нее никак, и в конечном итоге сами сделали этот важнейший выбор. А дети... Пусть они маленькие, но каждый из них - личность. Да, многое приходится и решать, и выбирать за них. Они же еще не все понимают. Но что, если этого понимания хватает для того, чтобы почувствовать это решение и этот выбор как насилие над своей свободой? И если в восприятии ребенка это насилие не только бытового характера, но и религиозного?

Может, лучше не «за них», а вместе с ними - выбирать и решать? Это трудней, но это возможно - если жизнь у папы и мамы с сыном или дочерью общая, одна на всех, если не дробят ее взрослые на куски. Если жизнь общая, то это так естественно - все объяснять, рассказывать, показывать, убеждать, переживать, наконец, вместе. Тут главное только, чтобы доверие было, а оно будет - надо лишь с самого начала, с рождения то есть, не делать того, от чего оно у ребенка пропадает.

Ребенок появляется на свет беспомощным, без родителей ему не просто было бы трудно - без них или тех, кто их заменяет, ему не выжить, он целиком на их попечении, от них зависит его существование. От них он получает все, что ему необходимо, они преподают ему первые уроки того, как не пропасть в окружающем его мире. Сначала - на уровне того, что не надо пытаться засунуть мамину шпильку в розетку или поджечь папиной зажигалкой занавески, потом - более серьезные. И если все это делается с любовью и заботой, когда следует - с утешением, а когда требуется - со строгостью, то доверие не утрачивается.

Утрачивается оно тогда, когда ребенок видит, что он помеха, что на него раздражаются, кричат или, наоборот, пытаются отделаться неуместно ласковым словом, шоколадкой, подарком. Когда он понимает, что на нем «экономят» душевные силы, на него не тратятся, понимает, что он - отдельно.

И точно так же доверие утрачивается, если ребенок замечает в самых своих близких людях ложь и фальшь - детское сердце особенно чутко улавливает любую неправду и болеет от нее. А уж если фальшь эта распространяется и на христианскую жизнь - вовсе беда. Разве можно чему-то научить ребенка словом, которое не только не подкреплено делом, но еще и расходится с ним?

Потому и приходится раз за разом огорчать родителей, которые спрашивают, как быть с детьми, как заставить их измениться, полюбить христианство сердцем. Огорчать напоминаем о том, что измениться и полюбить прежде всего должны они сами... Кто-то прислушивается к этому совету и следует ему, кто-то, сознавая его справедливость, отходит расстроенный, потому что не имеет решимости меняться, а кто-то даже не может его понять. Ну, а результат того, другого или третьего отношения приходится видеть в детях.

Это то, что касается ошибок «целожизненных». А что до шаблонных, с «целожизненными» связанных, то их предостаточно. Некоторые лишь назову, самые, на мой взгляд, распространенные и серьезные.

Первая из них - чрезмерная в храме к ребенку строгость. Известно, что родители часто пытаются обрести в детях некую «компенсацию» за то, чего не смогли добиться сами. Нередко этот процесс компенсирования ломает и уродует ребенка. И в Церкви - в том числе. Мы не хотим, чтобы кто-то нас заставлял что-то делать помимо нашей воли: либо сами, либо никак. Но почему-то готовы заставлять того, кто слабей и не может нам противостоять...

Точнее, сначала не может, а потом - противостоит. И нам, и ложно по нашей вине понимаемой Церкви. Если ходит ребенок в храм из-под палки, то сбежит из него, как только палку бояться перестанет. И если из-под палки «по-христиански» живет, то и тут финал такой же будет.

Близко к этой ошибке - другая. Это о тех случаях, когда родители не могут трезво оценить, на что способно их чадо, а на что нет. И, несмотря на то, что ему явно не по силам всю службу - не помолиться, а хотя бы отстоять - ведут его и на всенощную, и на литургию, и на всякий праздник. А там - в зависимости от своего устроения: либо позволяют ребенку резвиться во время богослужения с такими же утомленными его продолжительностью сверстниками, либо дергают его постоянно, а то и колошматят.

Я одно время столкнулся у себя в храме с такой неожиданной «сложностью»: говорю проповедь, а передо мной стоит крепкая и энергичная бабушка с двумя внуками по бокам, не отрываясь, смотрит на меня и, поскольку мальчишки-сорванцы на месте удержаться не могут, точно так же, не отводя от меня взора, награждает их звонкими затрещинами.

Лица мальчиков приобретают на короткое время скорбно-сосредоточенное выражение, а затем все повторяется. И остановиться хотелось, оставить проповедь и прямо при всех этой бабушке все объяснить... Да не решился и теперь жалею: в другое время поговорить с ней не удавалось, по крайней мере, так, чтобы бабушка всерьез меня поняла, а сейчас и она, и внуки пропали где-то.

Некоторые пытаются приучить своих детей к хождению в храм и благоговейному в нем пребыванию посредством не только «кнута», но и пряника: в ход идут разные награды и поощрения - за поход на службу, за чинное на ней стояние, за отсутствие жалоб и капризов. Это лучше, чем колотушки за противоположное поведение, но на самом деле - ненамного. Ни страх физического наказания, ни корысть стимулами для преуспеяния в духовной жизни, безусловно, выступать не могут...

Много ошибок связанно с детской исповедью. Один родитель додумывается до того, что пугает ею ребенка:

- Смотри, что ты наделал, я батюшке все расскажу! Достанется тебе...

Другой старается выведать у священника, о чем ребенок говорил, когда каялся, забывая, что тайна детской исповеди ничем не отличается от тайны исповеди взрослой.

Третий постоянно подсказывает:

- Не забудь на исповеди об этом сказать. И о том... И вот еще о чем...

Но хуже всего - когда родители за ребенка исповедь... пишут. Я немало встречал таких ребятишек, которые к аналою с Крестом и Евангелием подходят, чтобы, словно выученный урок, оттараторить всевозможные «согрешил», не вдумываясь даже, о чем они говорят. Нет лучше способа, чтобы угасить в маленьком человеке покаянный дух, нежели этот. И что самое страшное - ведь и говоришь таким усердным папам и мамам, что нельзя этого ни в коем случае делать, вред от этого душе. Не слушают! И сами так же исповедуются. Такое чувство, что один раз выучили и каждый раз повторяют - что-то «по существу», а что-то - на всякий случай, «вдруг и это было».

В общем, если суммировать, то получается, что основа всех этих ошибок в игнорировании и попрании того, что является самым важным в отношениях человека с Богом,- свободной воли. Подавляя ее, забывая в принципе, что вся суть в самостоятельном выборе человека, родители, желая сделать своим детям «как лучше», калечат их и фактически лишают возможности самостоятельно познать и понять христианскую жизнь. Так что часто становятся, сами того не подозревая, главным препятствием на их пути к Богу...

...Подведя свою крошечную трехлетнюю Дочь ко входу в Храм, праведные Иоаким и Анна отпустили Ее, дав возможность самостоятельно преодолеть ведущие внутрь ступени. Они помогли Ей добраться до Храма, но вошла Она в него Сама. И когда я думаю об этом, то кажется мне, что лучшее, что могут сделать верующие родители для своих начинающих еще только верить детей, это не привести их в Церковь, а именно помочь им прийти. И не бояться предоставить им затем свободу.

Игумен  Нектарий  (Морозов)

 

 

   Пресвятая Богородица: Покровительница материнства и девства, а значит: и детства. И как, если писать о Православной семье: о Ней не написать? Пресвятая Богородица Сама пришла в Храм в трёхлетнем возрасте и нас всех зовёт в Храм Божий, в каком бы возрасте мы не были. И Пресвятая Богородица всех нас готова покрыть Своим Омофором, Своим Покровом.

   И без Её Покрова, без Её всесильных молитв, семье в нашем современном мире, полном соблазнов, не устоять. Надо Ей молиться. Надо молиться Матери Божьей о сохранении Православной семьи. А семья: это малая церковь. А семья: это ячейка общества. И будет семья крепкой: будет и страна наша крепкой.

   Пресвятая Богородица: Покровительница материнства и девства. А семья, настоящая, действительно крепкая Православная семья возможна только при условии, если будущие супруги будут сохранять себя в чистоте, в целомудрии до брака. И, конечно, в первую очередь: девушка должна хранить себя в целомудрии до брака.

   В этом: залог крепкой семьи. Пресвятая Богородица: Матерь Христа: Истинного Бога. И Её молитвы к Богу: всесильны. Почему у нас так много разводов? Да как же им не быть, если молодые люди и девушки с юности привыкают к разврату? А потом, вступая в брак, трудно уже бросить привычку блудить. Потому что привычка: вторая натура. Отсюда: измены. Вот браки и распадаются.

   У наших благочестивых предков были крепкие семьи по той причине, что они были основаны, как на крепком фундаменте, на следующих Божьих Заповедях, переданных нам через Апостола Павла:

«22.  Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,

23.  потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.

24.  Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

25.  Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,

26.  чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;

27.  чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

28.  Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.

29.  Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,

30.  потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.

31.  Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.

32.  Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.

33.  Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

Глава 6

1.  Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.

2.  Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием:

3.  да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.

4.  И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.5,6).

   Вы скажете: «автор, что ты нам средневековье проповедуешь? Мы в XXI веке живём. Что значит: «жена да боится своего мужа»? А как же равноправие?

   Скажу Вам на это вот что. На каждом заводе есть один директор. Один директор, а не два равноправных директора. И в каждой школе есть один директор. Один директор, а не два равноправных директора. И что в результате? В результате на заводе: порядок и в школе: порядок.

   А что будет, если в школе или на заводе будет не один директор, а два равноправных директора?

   Дурдом будет. Дурдом на выезде. Вот возьмём для примера школу. Всем понятный пример. Есть два равноправных директора. Один директор вывесил одно расписание, другой: другое. Что будут делать педагоги и школьники? Они посмотрят на то и на другое расписание и скажут: «Ага. В понедельник я буду работать или учиться по первому расписанию. Во вторник: что-то не нравится мне первое, по второму лучше. А в среду: там видно будет, смотря какое настроение будет».

   Во что превратится тогда эта школа? Не говорите мне про дурдом. В дурдоме есть хоть какой-то порядок. Такого и дурдома-то не бывает, в какой эта школа превратится. Вам смешно, братья и сестры? Тут не смеяться, а плакать надо. У Вас есть соседи, которые постоянно ругаются между собой? Это два равноправных директора ругаются: муж и жена.

   Конфликт между двумя равноправными директорами неизбежен. Потому что из двух равных один обязательно равнее другого. Вот они: два равноправных директора: муж и жена и выясняют, кто из них равнее. А как хорошо было в старые времена: парень с девушкой поженились: всё: до гробовой доски. И дети родителей слушались. И была в семьях полная гармония.

   А всё почему? Потому что люди не считали себя умнее Бога. Если Бог что заповедал: надо соблюдать. И соблюдали. И жили счастливо.

   Как сказал Господь:   

«47 Всякий, приходящий ко Мне, и слушающий слова Мои, и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.

48 Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; и когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.

49 А слушающий и не исполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома этого было великое» (Лк.6).

   Жили счастливо, потому что строили дом свой на камне: на исполнении Заповедей Божьих. А мы сейчас живём несчастливо, потому что мы живём на руинах домов, построенных на песке.

   Но это: представление о том, что муж и жена должны быть равноправными: оно, хоть и глупое, как мы с Вами, братие и сестры, наглядно показали на примере с двумя равноправными директорами, но не новое. Это нам ещё в советские времена внушали на уроках этики и психологии семейной жизни. А вот: давайте о новом поговорим. О новом и ещё более глупом и страшном по своим последствиям. О ювенальной юстиции.

«Соломон писал: «Горе тебе, земля, когда царь твой отрок» (Еккл. 10:16).  «Вот, — говорит пророк, — Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою. Храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца, и старца, пятидесятника и вель­можу, и советника, и мудрого художника, и искусного в слове. И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними». «Так рушился Иерусалим, и пал Иуда, потому что язык их и дела их — против Господа» (Ис. 3:1—4,8)».

   Вот цитата из книги про Пророков Божьих. Что делает ювенальная юстиция? Что она уже сделала на западе и теперь у нас делает? Фактически: ребёнку предоставляется полная свобода делать всё, что ему хочется. Самое страшное проклятие, которое только можно придумать: это: чтобы малолетние дети командовали родителями, чтобы дети были начальниками над взрослыми. Такое наказание давал Господь древним евреям за уклонение их от почитания истинного Бога в язычество. 

   И это же активно внедряют сейчас. Уже внедрили на западе и внедряют у нас. На западе подростки говорят с родителями так: держат в руках телефон с набранным номером ювеналки и говорят. И попробуй откажи в чём: тотчас за решёткой окажешься. И таким образом дети командуют родителями. И у нас так же хотят сделать. Ведь нам нельзя отставать от «цивилизованного» запада.

   От такого запада нам нужно отстать навсегда. Хотят идти в ад: пусть идут. Нам за ними зачем следовать? Мы: православные. Мы должны быть народом Божьим. И мы должны жить по Заповедям Божьим, а не по предписаниям масонских лож. Потому что запад живёт по предписаниям масонских лож. Что масоны на своей ложе постановят по прямому внушению сатаны, то они и делают.

   Постановили: равные права дать парам мужеложников: исполнено. Постановили: чтобы дети командовали родителями: исполнено. Постановили: нательные крестики запретить носить на работе: исполнено. И так всё, чтобы там масоны на своих ложах по внушению сатаны ни постановили: всё тут же у них исполняется. Нам же: православным: не следует исполнять то, что сатана постановил через своих слуг: масонов. Нам следует исполнять то, что Бог постановил и чему нас учит Святая Церковь.

   А теперь, братие и сестры, давайте обратим свой взор к Небу, к престолу Божию и к Сидящему на нём Богу-Троице.

   При всём том, что Лица Пресвятой Троицы связаны между Собой узами Троической Любви: связаны так крепко, что составляют Едино Существо: Единого Бога-Троицу, а не трёх богов, при всём том в Святой Троице нет никакой демократии, нет никакого равноправия. Выше мы уже отмечали, братие и сестры: насколько глупым и гибельным является наличие двух равноправных директоров: где бы то ни было: на заводе, в школе, в семье. В любом учреждении наличие двух равноправных директоров приводит к анархии.

   И конечно: наличие двух или даже трёх равноправных Царей в Святой Троице привело бы тоже к анархии. К анархии во всём Божием творении. Бог: есть Дух Премудрый. Поэтому, будучи Премудрым, Господь, конечно внутри Святой Троицы никакой демократии, никакого равноправия не учредил. В Святой Троице существует монархия Бога-Отца. И Бог-Сын, и Бог-Дух Святой безпрекословно Богу-Отцу подчиняются. Современные демократы пытаются внушить людям, что любовь возможна только там, где есть равноправие любящих людей. На этом основании они установили демократию в государствах. На этом же основании они пытаются и в семьях установить равноправие мужа, жены и детей. На деле же это равноправие приводит к хаосу в любом учреждении, где оно установлено.

   Нам, православным, нужно всем брать пример со Святой Троицы и стремиться к установлению монархии везде и всюду: в человеке, в семье, в государстве. В человеке тело должно быть подчинено душе, душа - духу, а дух - Богу. В семье главой семьи является муж, жена и дети ему должны подчиняться. В государстве главой должен быть Царь: помазанник Божий, образ Небесного Царя. Так должно быть. И если мы: православные: мы должны к этому стремиться: непременно должны стремиться. Так как мы православные и верим во Святую Троицу, а в Святой Троице существует монархия Бога-Отца, то мы и должны стремиться везде и всюду установить также монархию.

   А кто, зная, что в Святой Троице существует монархия Бога-Отца и, считая себя православным, пытается в себе самом установить демократию: тот попадёт в дурдом.

   А кто, зная, что в Святой Троице существует монархия Бога-Отца и, считая себя православным, пытается в своей семье установить демократию, тот обрекает и себя и свою семью на несчастье.

   А кто, зная, что в Святой Троице существует монархия Бога-Отца и, считая себя православным, пытается в своей стране строить демократию, тот обрекает свою страну на разруху, которую мы все с Вами и наблюдаем.

   Настоящий православный христианин: монархист везде и во всём: последовательный монархист.

   

 

 

   

Поделиться: