Любите врагов ваших

 

ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ

   Как известно: братие и сестры: Господь сказал в Евангелии:

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 
да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:44-45).

   Это всё понятно. Любить врагов: чтобы быть сынами Отца нашего Небесного, Который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Но вот вопрос: за что их любить? За что нам любить врагов? Что они нам такого хорошего сделали, чтобы нам их любить?

   Наш Батюшка рассказал нам на проповеди о таком случае, бывшем в недавнее время. Один заслуженный протоиерей сильно заболел, долго болел и умер. И вот является он во сне своей жене в непотребном виде: в одной епитрахили на голое тело.

   Жена его спрашивает: «За что тебя так?» Он отвечает: «Слава Богу, что хоть епитрахиль дали: и то ради моих предсмертных страданий».

   Вы представляете, братие и сестры? Заслуженный протоиерей! И то Господь все его заслуги вменил ни во что. И только ради его предсмертных страданий ему епитрахиль дали: срамоту прикрыть. А что тогда, спрашивается: с нами, грешными будет? У нас и заслуг-то таких особых нет. Так в чём дело? Почему так? Почему Господь тому заслуженному протоиерею все его заслуги вменил ни во что?

   Святые отцы пишут, что в последние времена почти все люди будут горды и тщеславны. Полностью свободен от гордости и тщеславия только тот, кто стяжал совершенное смиренномудрие, а таких крайне мало, и особенно в наше время. А спасаться будут только терпением с благодарением Богу болезней и скорбей. Если человек горд и тщеславен и при этом делает добрые дела, то, что Господь на эти добрые дела скажет?

   Эти добрые дела для нашего спасения пользы уже не принесут. Потому что они сделаны не ради Бога, а ради удовлетворения своего тщеславия. Поэтому их нам на том свете не засчитают. Господь сказал:

Глава 6

1. Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

2. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

3. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,

4. чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

5. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

6. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. (Евангелие от Матфея).

   И хоть мы и не останавливаемся на углах улиц, чтобы молиться и хоть мы и не трубим перед собой, когда творим милостыню, но так как мы почти все горды и тщеславны, так как мы в сердце своём гордимся и тщеславимся нашими добрыми делами, то: вот придём мы на тот свет и скажем: «мы то-то и то-то доброе сделали», а нам ответят, что мы уже получили награду за это во временной жизни. Погордились этим? Потщеславились? Полюбовались собой? Сказали в сердце своём: «Вот какой я хороший: то-то и то-то сделал»? Вот нам и награда. То есть: после этого нам на награду на том свете рассчитывать не стоит.

   А Святые отцы писали, что в последние времена почти все будут гордыми и тщеславными.
      Во 2-м послании к Тимофею в 3 главе Апостол Павел пишет такие слова: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся». Всё это: болезни нашего современного общества и этими же болезнями, отчасти, и мы: воцерковлённые, православные христиане, страдаем. Чего греха таить?

   Тогда спрашивается: на что нам надеяться? Чем нам спасаться? Грехов у нас много, а добрые дела нам не засчитают. Тогда мы погибнем? А спасаться нужно, по словам Святых отцов: терпением с благодарением Богу, болезней и скорбей. А больше нам спасаться нечем.

   Тогда, спрашивается: если скорби и болезни: это единственное наше средство для спасения: тогда кто нам те, кто причиняет нам эти скорби? По всей справедливости нужно сказать, что они являются нашими самыми главными благодетелями. И даже если мы по чьей-то вине: не по нашей: болеем, то и эти люди: по чьей вине мы болеем: являются нашими самыми главными благодетелями. Потому что без них: без тех людей, которые причиняют нам скорби, и от которых мы болеем: нам и спасаться было бы нечем.

   Так вот: братие и сестры: за что нам следует любить наших врагов. И причина эта для любви ко врагам: не какая-то надуманная, а очень даже существенная. Без них: без этих врагов: нам бы и срамоты нашей прикрыть на том свете было бы нечем.

   А чтобы никто от моих слов: что мы за свои добрые дела никакой награды не получим: не соблазнился и не сказал в своём сердце, что раз мы за свои добрые дела никакой награды на том свете не получим, то и делать их не надо, то давайте вспомним притчу о талантах:

«14. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:

15. и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

16. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;

17. точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;

18. получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

19. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

20. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них».

21. Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

22. Подошел также и получивший два таланта и сказал: «господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них».

23. Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

24. Подошел и получивший один талант и сказал: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,

25. и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое».

26. Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;

27. посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;

28. итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,

29. ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

30. а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.25).

   Итак: из этой притчи и из слов Святых отцов о том, что в последние времена люди будут спасаться только терпением с благодарением Богу болезней и скорбей: какой мы сделаем вывод?

   Добрые дела делать всё равно надо. Надо делать их хотя бы ради того, чтобы Господь не выкинул нас, как того негодного раба: во тьму кромешную. И добрые дела делать надо; и с гордостью и с тщеславием бороться надо, но всю нашу надежду на спасение возлагать нужно не на эти добрые дела и не на эту борьбу, а на терпение с благодарением Богу болезней и скорбей.

   Помоги нам, Господи!

 

  

 

 

Поделиться: