Министерство культуры РФ
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Российская академия художеств
Правительство Москвы
Департамент культуры города Москвы
Московский музей современного искусства
представляют выставочный проект
Соцреализм: Инвентаризация архива.
Искусство 1930-х — 1940-х годов из собрания ГМВЦ «РОСИЗО».
![]() ![]() ![]() |
Дата проведения: 17 декабря 2009 — 17 января 2010 Адрес: Государственный музей современного искусства РАХ, Гоголевский бульвар 10 |
Куратор выставки — Зельфира Трегулова
Выставка «Соцреализм: Инвентаризация архива» приурочена к 50-летию Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» и 10-летию Московского музея современного искусства. Проект впервые представляет в Москве уникальное собрание произведений советского искусства 1930-х — 1940-х годов, хранящееся сегодня в фондах «РОСИЗО».
История этой коллекции начинается в 1937-1939 годах, в период подготовки масштабной выставки «Индустрия социализма». Огромный пласт живописи, графики и скульптуры, выполненный для этой несостоявшейся экспозиции, оседает в фондах созданной в 1940 году Дирекции художественных выставок и панорам. В 1951 году при Загорском музее-заповеднике создается Специальный архив художественных произведений, и туда в срочном порядке передается около 1500 единиц хранения из фондов Дирекции. В 1958 году в этот архив, преобразованный в Специальное централизованное хранилище художественных произведений, поступает следующая порция искусства — портреты уже почивших или впавших в немилость прежних советских лидеров, в первую очередь Сталина.
Уникальное собрание Специального архива наглядно показывает, насколько идеологизированным был подход властей к искусству и художественной продукции, даже в годы оттепели. На первый взгляд, трудно понять, что можно было в 1960-е годы найти крамольного в полотнах Б. Цветкова «Гидроавиация» (1933) или «Доставка плотов» (1937), воспевавших советскую утопию — «все выше и выше, и выше!». Тем не менее, Специальный архив, активно снабжавший в период хрущевской оттепели и брежневской стагнации многие музеи страны, придерживал эти и многие другие произведения в силу их «сомнительного происхождения», то есть заказа сталинского режима. Впрочем, иногда создается впечатление, что такие полотна, как «Пограничники в Батуми» (1932) В. Люшина или «Наступление танков» (1933) Е. Зерновой, созданные к выставке «15 лет РККА», могли показаться худсоветам 70-х слишком необычными и авангардными. Этим и многим другим обстоятельствам мы обязаны сохранением в архиве, переданном в начале 1990-х годов в ведение ГМВЦ «РОСИЗО», большого блока произведений, позволяющего оценить своеобразие «советского идеализма» первых сталинских десятилетий и перипетии «борьбы за знамя» (формулировки Екатерины Деготь).
Искусство этого переходного периода (1920-е — 1930-е годы) не случайно продолжает привлекать к себе внимание кураторов и зрителей. Свидетельство тому — целый ряд успешных выставочных проектов, осуществленных за последние годы в Европе и России: «Коммунизм: фабрика мечты» (2003, Франкфурт), «Советский идеализм» (2005, Льеж), «Красноармейская студия» и «Борьба за знамя» (2008, Москва). Во всех этих выставках участвовали работы из фондов «РОСИЗО». Это, с одной стороны, прекрасный материал для разговора о «дискурсе», с другой — крайне интересный художественный феномен, демонстрирующий, как во множестве случаев живописное мастерство пробивается сквозь жесткие рамки идеологически регламентированной задачи и находит выход в эстетической неординарности предложенного решения.
Конечно, произведения архивного собрания ГМВЦ «РОСИЗО» неоднородны по художественным достоинствам. Тем не менее, в рамках экспозиции, впервые представляющей в Москве весь спектр этой коллекции, работы словно «проговариваются» о том, что запечатленная в них жизнь — не «светлый путь», а тяжелое существование, лишенное света, радости и надежды. Эти картины изображают сцены рабочих собраний, митингов и обсуждений, труд на заводе, на ковроткацкой фабрике, в горячем цеху, в продуктовом магазине и в кулинарном отделе.
Самым противоречивым материалом — в контексте сегодняшнего восприятия — являются полотна, поступившие в архив в 1950-е годы после развенчания культа личности Сталина. На многие годы башня в Загорске стала местом, где лежали снятые с подрамников монументальные портреты вождя, исполненные главными официальными живописцами сталинской эпохи — А. Герасимовым, В. Сварогом, Б. Ефановым. Весь этот живописный массив работал на прославление личности лидера шестой части земного шара, заново творя мифологизированную историю страны и легенду о высшей власти, воплощенной в одном человеке. Созданные соцреализмом мифологизированные формулы представления власти, опиравшиеся на опыт мирового искусства, но воспроизводившие его гипертрофированно, отрабатывались не только на картинах с изображением Вождя народов — отблески этой методики видны и в портретах соратников Сталина — В. Молотова, К. Ворошилова и других. Нельзя не отдать должного совершенству разработанных соцреализмом методов сильнейшего воздействия на психологию потенциального потребителя подобных произведений — художники не чурались самых неожиданных и рискованных, но льстящих власти приемов.
Сегодня эти работы отреставрированы, натянуты на подрамники, вошли в искусствоведческий обиход и активно показываются на выставках, задача которых — не ностальгирование по ушедшему в прошлое режиму, а анализ сложной художественной ситуации тех лет и изобразительных приемов, выработанных официальным искусством. Поэтому широкий диапазон работ, выбранных для проекта «Соцреализм: Инвентаризация архива», включает и переходную эстетику «советского идеализма», и массовое внедрение жестко контролируемых официальной доктриной методов, и стопроцентно отработанные мэтрами соцреализма формулы.
http://mmoma.su/exhibitions/gogolevsky/socrealizm_inventarizaciya_arhiva/
- Блог пользователя Лаврушин Виталий Евгеньевич
- Войдите, чтобы оставлять комментарии