«Надеюсь, что в процессе развития политической реформы в стране будут взвешены все возможные пути определения будущего страны, в том числе путь монархический», - сказал глава Синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин на научно-практической конференции, посвященной обсуждению будущего монархической идеи в контексте победы в Отечественной войне 1812 года, сообщает Regions.Ru. По словам священника, «идеал Богом данной власти нашим народом не утерян».
«Об этом говорит очень многое в современной политической жизни, об этом говорит уровень доверия, который не связывается людьми с предвыборными баталиями, с теми якобы идеальными формами политического процесса, которые у нас пытались насаждать по западному образцу», - сказал он.
По мнению о. Всеволода, «очевидно, что это одна из идей, которая в обществе будет обсуждаться». «Невозможно сегодня этого обсуждения исключить из общественной жизни, даже если кто-то пытается силой давления или силой бесконечного произнесения одних и тех же идеологических штампов подавить обсуждение монархической идеи», - заявил он.
Как считает отец Всеволод, не утерян в народе и идеал «богозаповеданного единства власти и общества». Он надеется, что эти идеалы, «даже не существуя в рамках формальной монархии, сделают нас способными выдержать любые испытания и ответить на любые вызовы, как это было сделать в 1812 году и в 1612 году».
«Как бы вы прокомментировали слова о. Всеволода? Существуют ли в обществе (за пределами маргинальных групп) монархические настроения? Возможно ли и желательно ли, на ваш взгляд, чтобы Россия вернулась на монархический путь? Если да, то где искать монарха?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, отметил, что уже в Основах социальной концепции РПЦ указывалось на весьма высокое место монархии в контексте православного мировоззрения, библейского миропонимания. Выше монархического принципа в истории человечества можно назвать лишь такое устроение общества, как оно описывается в Книге Судей.
«Так что высокий монархический идеал никогда не утрачивался в православном сознании. Другое дело, насколько он может быть реализован в современном российском обществе. Это принципиальный вопрос. Здесь, на мой взгляд, полезно вспомнить мысль о том, что как старцы появляются тогда, когда появляются послушники, так и монархия может появиться тогда, когда обретаются широкие слои общества, готовые осознавать себя подданными государя. Не путем внешнего принуждения или какого-нибудь народного плебисцита и тем более не ради достижения какой-либо видимости конституционно-условной монархии, как в ряде западных стран, а ради реализации самого библейского принципа о единоначалии и единовластии, стремящегося к утверждению монархии в том или ином народе, в том или ином государстве. Насколько широко это будет в сегодняшнем обществе, мне кажется, напрямую зависит от того, насколько успешно будет проходить возвращение нашего народа к традиционным ценностям, в том числе в области общественно-политического устроения», - продолжил священник.
«Я думаю, что здесь нужно смотреть не столько на сегодняшние данные статистических опросов и на то, какое количество населения сегодня поддерживает монархическую идею, сколько на то, насколько может стать нравственным, мировоззренческим, интеллектуальным ядром нашего народа его воцерковленная часть. И если она будет крепка, хороша, верна Матери-Церкви, то и монархическая идея может из области идеальных мечтаний перейти в область практической реализации», - добавил он.
Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, сказал, что, по крайней мере, последние лет пятнадцать монархические настроения, причем довольно энергичные, присутствуют в обществе. Насколько они массовые, судить трудно.
«Другое дело, насколько возможна их реализация. Л.А.Тихомиров в своей знаменитой книге о православной монархии писал, что воплощение этой идеи возможно только при единстве национального и нравственного чувства верховной власти и народа. Здесь возразить нечему. А что мы имеем сейчас? В принципе возможно ли сейчас какое-либо общее нравственное чувство, которое бы действительно объединяло в духовном и общественно-политическом смысле народ и верховную власть?» - вопрошает священник.
«Желательна ли монархия? Идеально говоря, то это было бы совсем неплохо. Если бы еще этому способствовала и историческая ситуация. В этом аспекте мне ближе позиция непредрешенства, выраженная нашим замечательным мыслителем И.А.Ильиным еще в 30-е годы. При том, что сам И.А.Ильин был реальным монархистом, а не литературным, как многие нынешние. Конечно, монархия – наилучший, идеальный образ правления. Но главное условие ее утверждения это духовно-нравственная зрелость и готовность общества к ее восприятию. Тогда Промыслом Божиим будет явлен и достойный монарх. Увы, нынешнее состояние нашего общества этому условию явно не соответствует», - подчеркнул отец Владислав.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что Россия на протяжении большей части своей истории была монархическим государством. Законная монархия продемонстрировала свою эффективность, и она воспринималась как естественная, Богом данная власть.
«К сожалению, интенсивная антимонархическая пропаганда, которая ведется у нас с конца XIX века, принесла определенные плоды. Она глубоко въелась в сознание многих наших соотечественников, и считать, что изменить эти представления удастся за короткое время, было бы ошибкой. Нужна серьезная кропотливая духовно-просветительская работа, чтобы людям стала понятна сама монархическая идея и то, как она воплощалась в русской истории. Идеальное общество на земле создать невозможно. Не все было идеально и в Российской империи. Но честный рассказ о тех принципах, на которые она опиралась, и ее успехах сегодняшнему обществу необходим. При этом, конечно, не должны замалчиваться исторические ошибки и недостатки. О них, правда, сказано уже слишком много, а вот о достижениях не говорится практически ничего. Но ставить вопрос о монархии можно только, если сам народ действительно ощутит, что это не насилие над ним, не навязывание чего-то чуждого, но именно та власть, которая поведет его к благоденствию. Только тогда встанет вопрос и о том, кто станет монархом. Это дело будущего. Сначала что-то важное должно измениться в народном сознании. Когда Господь увидит стремление к покаянию русского народа, Он даст и достойного вождя», - подчеркнул священник.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, заявил, что в каком-то смысле Россия и так идет по этому пути, потому что единственная жизнеспособная для нас форма правления - именно монархическая.
«Россия всерьез и надолго от монархической формы правления никогда не уходила. Большевики после февральской революции тоже вернулись к единовластию, генсеки были как монархи – почти несменяемые при жизни. Да и Владимир Путин у власти уже сколько лет? Народ сегодня голосует за него, выбирая длительную стабильность, как при монархии. И власть вновь избранного президента можно назвать в каком-то смысле конституционной монархией. Просто фасад демократический, идеологическое оформление другое, а сама форма правления не сильно отличается от монархии. Кстати, монархов тоже в свое время, бывало, выбирали: когда линия Рюриковичей пресеклась, то Земским собором выбрали Михаила Федоровича Романова. Вопрос в том, нужен ли обществу монарх, помазанный на царство, с идеей Богом данной власти, или же общество хочет оставаться светским? Если оно хочет себя декларировать как демократическое, традиционная монархия невозможна», - подчеркнул священник.
Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, считает, что в настоящее время нет еще достаточных предпосылок и оснований, чтобы серьезно обсуждать эту тему.
«Мы просто не доросли до этого, еще не созрели. А искусственно актуализировать и навязывать эту тему именно сегодня было бы неправильно. Если рассуждать о монархии вообще, то да, это, на мой взгляд, при всех своих несовершенствах - лучшая из форм правления. И св. праведный Иоанн Кронштадтский, убежденный монархист, говорил, что демократия в аду, а на небе Царство. И определенные перспективы все-таки есть. Может быть, появляется некая тенденция. Но должна еще сложиться четкая, ясная картина. Когда мы нравственно и духовно созреем, тогда Господь укажет нам и монарха. Сейчас же нам нужно быть максимально осторожными и внимательными», - продолжил священник.
По его словам, если человек не будет внутренне духовно выстраиваться и жить по Божьим заповедям, то вместо истинного Царя он может принять «царя» - антихриста, который, стремясь к власти, нарисует картину «идеального царства». Вот в чем опасность. «Поэтому рассуждая о монархии как о лучшем образе правления, нужно быть осторожным, понимая, какой образ жизни угоден Господу, понимая вместе с тем, что любая власть от Бога – какую заслужили, такую и имеем. И в том, что мы утратили, тоже не все было гладко. Вспомнить хотя бы реформы Петра, лишившего Русскую Церковь патриаршества: фактически двести лет Церковь находилась в угнетенном положении, почему и революция произошла. Все это требует серьезного осмысления», - подчеркнул отец Андрей.
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, отметил, что монархическая идея больше соответствует идеалу церковной жизни.
По его словам, в монархии легче следовать принципу «Богу - Богово, а кесарю – кесарево». Как сказал Константин Великий: «Монарх является защитой Церкви на земле». «И если отец Всеволод в таком качестве призывает восстановить монархию, то это можно только приветствовать. А если в таком, как было при Петре I, когда Церковь стала одним из ведомств, инструментом государственной власти, что есть принижение замысла Божьего о Церкви, - то это крайне опасно», - считает священник.
«Церковь должна, прежде всего, заботиться о спасении людей через участие в духовной жизни, церковных таинствах. Она была и при императорах-богоборцах и при благочестивых, и ей не стоит связывать себя с определенным типом правления. Несомненно, благочестивейший Государь, который не просто опекает Церковь, а не подавляет ее духовной свободы, - счастье для церковного народа. Но, как известно, в нашем отечестве много крещеных, но мало просвещенных, которые живут церковной жизнью. Поэтому если смотреть реально на общество, то оно не готово к восприятию идеи монархического правления. Если носители монархической идеи убедят наше общество, что это лучшая система правления, то все произойдет само собой. Тем более что строго централизованная власть даже в лице президента уже очень близка по многим своим чертам к идее монархической власти. А достойный монарх может появиться у государства тогда, когда народ попросит о нем у Бога, и Бог даст такого правителя», - заключил отец Димитрий.
15.03.2012
- Войдите, чтобы оставлять комментарии