Администратор сайта - 5 ноября, 2015 - 13:22
Мы выехали в Сербию заранее, 8 сентября, хотя Крестный ход начинался 21 сентября. Хотелось встретиться с сербскими друзьями — обычными людьми, с которыми подружился в Крестном ходу в прошлом году, который также проходил под Покровом Пресвятой Богородицы. Тогда мы ничего не загадывали на год вперед, но пришла осень, и снова потянуло в страну, где православные русские вместе с сербами прошли горними и дольними путями. С молитвой на устах, помогая и поддерживая друг друга, потому что по горам идти нам русским, непривычно трудно. Но нет ничего невозможного у Бога.
Крестный ход по сербской земле - это и благодать и приволье живописной природы, воздух и умиротворение, удивительно хорошие и гостеприимные люди, спокойные взгляды и крепкое здоровье.
Первым городом, который мы посетили, и откуда началось шествие стал Стропков - город в восточной части Словакии. Его главная достопримечательностей - православный храм великих учителей Словенских Кирилла и Мефодия. В городе, по словам настоятеля церкви отца Павла, всего один процент православных христиан, и проповедовать нашу веру таким живым действием как Крестный ход — нет ничего ярче и полезнее. И небольшой группой с крестом, иконами и хоругвями мы отправились до Ладомирова, где покоятся мощи Иоанна Крестителя. Впереди шла икона Божией Матери «Донская» - участница многочисленных Крестных ходов, в том числе и по Сербии. Местные жители были рады, что икона Пресвятой Богородицы, прошедшая тысячи километров в России и за рубежом, с нами снова в пути по сербской земле. Образ нашей казачьей Владычицы несли священники. Мы шли по землям, где православные храмы были заняты униатами.
Вообще этот Крестный ход был особенным. Запоминались даже небольшие населенные пункты, встречающиеся на нашем пути. Один из таких село Ёшево, где начиналась I Мировая война на границе с Боснией и республикой Сербской. А сегодня здесь тишина, невероятные изгибы мягких зеленых гор, домики в дымке — как во сне, душистое разнотравье. Эхо ровно в одной точке, которую вдруг обнаруживаешь, а потом опять теряешь. Тропинки, по которым хочется бежать, раскинув руки, или тихонько шествовать, скользя взглядом по травам и колокольчикам. Огромные корни — толще, чем ствол дерева: иначе не удержаться. И склоны, по которым подняться невозможно — только в обход. На фоне этой красивой природы на горе Гучево и стоит памятник добровольцам, сражавшимся за освобождение Сербии. На гору Гучево стоит подняться. От Бани Ковылячи туда ведет 10-километровая асфальтированная дорога, но ставшийся путь мы проделали пешком. Подъем здесь не крутой, дорога идет через лес и позволяет не только насладиться природой и окрестными видами, но и почувствовать то, что ощущали сербские солдаты, сражавшиеся на этих склонах. Недавно рядом с монументом появилась мраморная доска, рассказывающая о подвиге Дарьи Александровны Коровкиной, 26-летней русской медсестры, которая приехала в Сербию добровольцем и погибла в битве за Гучева, спасая раненых. Она обработала раны сотне военных. 2 октября 1914 года отважную русскую медсестру убили. Мы помолчали у памятника погибшим, каждый думал о своем.
Несколько дней отдыха, и 16 сентября Крестный ход, посвященный русско-сербской дружбе, продолжился в поселке Ставе у храма Петра и Павла. Настоятель, отец Марен отслужил всенощную с акафистом «Донской» иконе Божией Матери.
18 сентября по улицам Белграда, от Храма Святого Саввы до центра города сегодня прошел Крестный ход за православную семью и семейные ценности, против проведения гей-парада. Его участники выступали против проведения гей-парада и за недопущение абортов. Молебен и Крестный ход организовали объединение «Православная семья» и братство святого Стефана. Шествие численностью 500-600 человек продолжалось практически весь день. Мы прошли от храма Святого Саввы Сербского до храма Преображения Господня.
21 сентября начался третий русско-сербский Крестный ход. Из города Баня-Луки мы ехали на машинах до Хорватии, к месту страдания сербов. 20 лет назад, в августе 1995 года, из Сербской Краины было изгнано более трехсот тысяч сербов. Тогда, войска Хорватии и Боснии и Герцеговины провели совместную операцию Буря против сербов. В результате военных действий была ликвидирована Республика Сербская Краина и Республика Западная Босния, созданные в 1991 году. Эта военная операция стала одной из крупнейших этнических чисток в Европе. Группы хорватских военных и полицейский спецназ уничтожили за четыре дня целые селения, убивая тех, кто остался, в основном пожилых людей. Сотни гражданских людей были убиты. Активными участниками геноцида сербов тогда стали США, НАТО и ООН. Надо сказать, что сербы встали на пути строительства Нового Мирового Порядка, где нет места христианским ценностям, которые утверждает православие. С ощущением хрупкости и непрочности мира мы молились о том, чтобы такого больше не повторились ни на сербской земле, ни в Новороссии.
Мы двигались к северу Хорватии до монастыря Гомирье, годы Первой мировой войны австрийские власти в монастыре устроили концлагерь для сербских священников, обвиненных по политическим мотивам. Между мировыми войнами монастырь был обновлен, были улучшены библиотека и ризница. Во время Второй мировой войны, в 1943 году, хорватские усташи сожгли монастырь и убили игумена Феофана Косановича. Библиотека и остальные ценности были отправлены в Загреб, где находятся и поныне. После войны, в 1956 году, была восстановлена монастырская церковь, а в 1967 году и весь монастырский комплекс. Мы посетили православные храмы и монастыри Хорватии, и прошли пешим Крестным ходом по Боснии и Герцеговине от монастыря Завала. На пути встречалось множество мест, связанных с русской эмиграцией Больше впечатление произвело русское кладбище в Херцег-Новом. В Королевской Югославии находилось 40 тысяч русских эмигрантов из Царской России до Второй Мировой войны.
Я хотел отдельно отметить, что в Сербии русских людей любят больше, чем мы самих себя. В прошлом году в Крестном ходе на этой благословленной земле я познакомился с семьей Петра Перановича, жизнь которой протекает в небольшой сербской деревне. Меня здесь приняли как родного. У меня было чувство, что я в гостях у русских родственников. В Сербии очень много русских кладбищ, а это значит, что в этой стране глубоко чтут память русских, которые там просто жили или боролись за освобождение сербов, с каким благоговением относятся местные жители к нашим русским святыням. В одном из горных храмов Иоанна Крестителя в горах Боснии и Герцеговины нас, усталых путников, встретила матушка игуменья Христина. Она рассказала, как во сне ей явился батюшка Серафим Саровский и сказал, что в этом месте нужно построить деревянный храм. Так с помощью Божией появился деревянный сруб. Матушке более 90 лет, вместе с ней живет одна сестра — послушница. Место пустынное и мы никак не могли понять, откуда взялось столько еды для паломников. Еще больше поразило, что в горном монастыре так много икон русских святых: батюшки Серафима, Сергия Радонежского. С радостью и великим утешением монахини приняли нашу «Донскую». Служба в православных храмах и монастырях необыкновенно красива и проникновенна. Литургию служат на сербском и русском языках. Боговдохновенная эта страна будет вспоминаться мне очень долго. По Сербии мы прошли и проехали почти четыре тысячи километров.
Мы приложились к мощам св. апостола Луки и св. Иоанна Крестителя. Затем дорога паломников лежала на юг через Долматию мимо Ядранского моря в очень старый монастырь Острог, расположенный на территории Черногории. Это действующий православный мужской монастырь – крупнейший в Черногории религиозный центр и популярное место паломничества – был основан в XVII веке архиепископом Герцеговинским Василием Иоанновичем. Василий Острожский является одним из наиболее почитаемых святых Сербской Православной Церкви. Сохранились письменные свидетельства о чудесах и исцелениях по молитвам к Василию Острожскому как православных, так и мусульман и католиков. В настоящее время мощи находятся в пещерной церкви монастыря Острог, часть их хранится в металлическом ковчеге в старой православной церкви во имя св. Луки в Которе. После смерти в 1671 году епископ Василий был канонизирован и получил имя Василия Острожского. Помолиться у мощей святого приезжают не только православные, но и католики с мусульманами – Василий Острожский помогает всем, кто к нему приходит, независимо от конфессии.
Черногорцы утверждают, что Острог – третье в мире по посещаемости место паломничества христиан после Гроба Господня и Синайской горы в Израиле. В любом случае по степени почитания Василий Острожский в Черногории – как Серафим Саровский на Руси. Примечательно, что и отошли в мир иной эти два святых угодника одинаково – стоя на коленях перед образом Божией Матери. Монастырь Острог - поистине святое место. Настолько святое, что здесь исцеляются безнадежно больные (так, документально зафиксированы случаи об исцелении слепых), не говоря уже о самых обычных болезнях самых простых людей. Вот и идут они сюда за божьей помощью. Крохотные, похожие на пещеры ризницы набиваются людьми во время службы: безлюдными эти места не бывают. Просьбы святителю паломники пишут на бумажках и вкладывают их в трещины в скалах.
Мы также побывали в городе Подгорица, монастыре Дайбабе. Слово дайбабе переводится как молитвенное обращение к Богородице. Это действующий православный мужской монастырь с многовековой историей отличается необычным расположением: он имеет небольшую систему пещер в виде креста и подземный источник воды. В этих катакомбах в 3 веке н. э. прятались от гонений первые христиане. В комплекс монастыря входит монастырская церковь, которая посвящена Успению Пресвятой Богородицы. Здесь хранятся мощи святого Симеона-чудотворца, основателя и первого настоятеля монастыря. В Черногории мы побывали в нескольких пещерных монастырях, куда заносили нашу Донскую Владычицу.
Поклоняясь православным крестам на сербских просторах, я услышал для себя утешительную и спасительную для христианской души мысль: по пророчествам святых в России будет править русский царь Михаил, а в Сербии — Джорджия (Георгий).
От Черногории до Италии рукой подать. И 5 октября мы переплыли на пароме в город Бар, где покоятся мощи Николая Мир Ликийских Чудотворца. В городе Бари недалеко от базилики действует Никольский храм Русской Православной Церкви. Он был недавно передан Московскому Патриархату, и теперь паломники из России посещающие Бари, могут приходить сюда, зная что, встретят их здесь, как и дома с любовью, гостеприимно, в русских православных традициях. Бари находится далеко от России. Покидая этот итальянский город, думалось, что хоть и не каждому выпадает счастье побывать в базилике Святителя Николая Чудотворца, приложиться к его многоцелебным мощам, но есть утешение - огромное расстояние преодолевается молитвой к Николаю Угоднику звучащей в сердцах верующих Руси.
Завершится Крестный ход в церкви Петра и Павла, откуда мы и начинали свой путь. Нас встретил настоятель отец Марьян, написавший за время нашего пути акафист Донской Богородице в стихах на сербском языке. Это тронуло наши души, потому что наша русская «Одигитрия» в который раз провела нас трудным, многодневным путем. Мы плакали и коленопреклоненно молились, не веря, что позади столько верст трудного, но радостного шествия. Мой сербский друг Петр Перанович побывал в России, в небольшом городе Липецке, где я живу. Мы, сменяя друг друга, ехали на машине от Сербии до Задонска. В Тюнинском женском монастыре мы на несколько дней оставили «Донскую» для поклонения святыне, прошедшей большой Крестный ход.
Юрий Берников, руководитель православной христианской общины Святых царственных мучеников
- Войдите, чтобы оставлять комментарии