ТОЛЬКО ОДНО ПРАВОСЛАВИЕ УЧИТ СМИРЕНИЮ
К а ф и с м а 18
Псалом 122
Песнь степеней
1 К Тебе возведох очи мои, живущему на Небеси.
2 Се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея, тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны.
3 Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко по многу исполнихомся уничижения,
4 наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых.
Для начала нашего с Вами, братие и сестры, рассуждения о том, почему одно Православие учит смирению, а все остальные религии: гордости, приведу толкование 122-го псалма Евфимия Зигабена:
«Ст. 1. К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси. И в сих словах пророчество от лица евреев, находившихся в пути при возвращении из Вавилона в Иерусалим. *) Сказано, что Бог живет на небе, потому что Он почивает там в чистых и святых силах, как изъясняет Златоуст; так как и о находящихся на земле святых сказал: вселюсь и буду ходить в них (Лев. 26, 12).
*) Тех ли, которые были с Зоровавелем и Иисусом сыном Иоседека, или тех, которые были при Неемии и Ездре: они то, изнемогая на пути, просят у Бога милости и щедрот, как уничиженные.
2. Се, яко очи раб (смотрят) в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея; тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны. Евреи примерами рабов и рабынь выражают то, что они непрерывно и всегда взирают к Богу и что ни с какой стороны не ожидают себе помощи, как только от Бога; почему и не хотят отступить от Него, доколе Он помилует их. Глагол: да даст щедроты (на греч.), имеет вид желательного, но значение — будущего, вместо: даст щедроты (по замечанию грамматиков все желательные имеют значение будущих). Но Феодорит вместе с другими говорит, что евреи для того сделали сравнение с рабою, чтобы усилить и увеличить выражение любви: потому что служанки, как слабейшие по своей природе и находящаяся во внутренних клетях с своими госпожами, более смотрят в руки их, нежели рабы в руки господ своих, и первые более любят своих госпож, нежели рабы своих господ. *)
*) Златословесного: Доколе даст нам щедроты. Не сказал: доколе даст награду или (даст) воздаяние, но доколе помилует. Так и ты, человек, ожидай непрерывно; не отступай, получишь ли, или не получишь, не отступай и получишь все. Не видишь ли, как служанки зависят от госпож? Не позволяют себе ни мыслию, ни глазом блуждать вне. Так делай и ты; следуй одному только Богу, оставя все прочее; будь в числе принадлежащих к Нему; и ты получишь непременно, чего ни попросишь на пользу.
3. Помилуй нас, Господи, помилуй нас; яко по многу исполнихомся уничижения. Помилуй, продолжают, помилуй, Господи, пленных нас: потому что мы насытились в продолжении многих лет (т. е. 70 лет) поношениями и ругательствами, как со стороны поработивших нас себе вавилонян, так и со стороны других, соседственных с вавилонянами народов, которые радуются бедствиям нашим и веселятся. Или и со стороны других народов, странами которых они, возвращаясь в Иерусалим, проходили. Повторение же: помилуй, по словам Феодорита, выражает душевную пламенность евреев. Посему они просят, чтобы одним часом были помилованы раньше и скорее были возвращены в свое отечество, в Иерусалим. *)
*) Того же: Видишь ли сокрушенную мысль? Просят себе спасения, по милости, притом по милости не как заслуженной, но потому, говорит, что мы испытали великое наказание и перенесли крайне жестокие поступки с нами; за сие-то облегчи нас и помилуй. Заметь, что сии слова Давида приводит отчасти и пророк Исаия так: Господи! Помилуй нас, ибо мы на Тебя уповали (Исаии 33, 2); посему и церковь Христова из слов Давида составила тропарь, который поют на молебнах: помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякого бо: и проч.; а из слов Исаии, составила другой: Господи, помилуй нас: и проч.
4. Наипаче наполнися душа наша. Премного, говорит, и чрезмерно наполнилась и пресытилась душа наша уничижением и бесчестием со стороны вавилонян и других злых народов; почему не имеем силы переносить сие *)
*) Златословесного: Самая душа наша, говорит, обессилела, смутилась от великости зол: потому что можно терпеть много зол, и мужественно переносить; но мы потеряли и это. Ибо как они не пользовались многоразличною честью, как должно, то Бог от себя исправляет их несчастьями: это Он делает и везде. Так поступил и с Адамом: поелику райским житием не пользовались как должно, то исправил их изгнанием оттуда.
Поношения гобзующих, и уничижения гордых. Если бы, заключает, Господи, обратилось на богатых и счастливых уничижение сие, которое делали нам несчастным и порабощенным; и если бы на гордых обратилось сие презрение и бесчестие, которое причиняли нам смиренным, чтобы не презирали несчастных и смиренных чрез свое счастье и гордость. Этот псалом приличен и всем христианам, совершающим путь, ведущий в горний Иерусалим и обезпокоеваемый видимыми и невидимыми врагами. *)
*) Симмах перевел: Насытилась душа наша поруганием уничижающих и поношением гордых. По такому то переводу сей стих имеет мысль такую, что душа наша наполнилась, когда гордые и надменные вавилоняне осмеивали и злословили нас. А по переводу Семидесяти — другую мысль, как изъясняет Феодорит: т, е. дай, Владыко, делам нашим обратный порядок и приведи наши бедствия на гордящихся ныне своею счастливою yчacтью, как изъяснил этот стих и кир — Евфимий. Ибо, по Златоусту, нет ничего хуже гордости; потому то и искушения и скорби и смерть телесная и многие другие бедствия постигают нас за cии страдания и болезни, дабы бесчисленные узды возложены были на душу легкомысленно возносящуюся и на высоту поднимающуюся. Безыменного: Поношение свойственно изобилующим мирскими вещами, а уничижение — гордым, как например, фарисею, уничижавшему мытаря».
У нас, православных христиан, ничего своего нет: совсем ничего: только грехи.
«… наг и обнажен пред Тобою предстою, Сердцеведче Господи, исповедаяй моя грехи: не бо могу воззрети и видети высоту Небесную, от тяжести грехов моих сляцаем» (из молитвы по 10-й кафизме).
Так как мы: рабы Божьи и всё, что у нас есть доброго: и материальные блага и душевные наши способности и духовные: всё это Божие и Богу только принадлежит, то наши у нас только грехи.
Поэтому: от таких мыслей думаешь: вот: действительно наг и обнажен, предстоишь пред Богом. Что у нас своего? Только грехи. Всё доброе: Божие. И тогда что нам остаётся? У меня от таких мыслей: что ничего у меня своего нет: только грехи: уныние рождается. А у Святого Царя, Пророка и Псалмопевца Давида? А у него от этого родился 122-й псалом.
К Тебе возведох очи мои,
Живущему на Небеси.
Се, яко очи раб
В руку господий своих
Яко очи рабыни
В руку госпожи своея,
Тако очи наши
Ко Господу Богу нашему,
Дондеже ущедрит ны.
Помилуй нас, Господи,
Помилуй нас,
Яко по многу
Исполнихомся уничижения,
Наипаче наполнися душа наша
Поношения гобзующих
И уничижения гордых.
Да простит меня Господь, что я дерзнул напечатать псалом в виде белого стиха, но изначально псалмы и были стихами.
И вот мы, православные, как рабы смотрим в руку Господа нашего, а: взять любую другую религию: они ведь не так. Они что говорят: хоть вот католики? У них есть учение о сверхдолжных заслугах.
О-о! О сверхдолжных заслугах!
Вообще заслуг у нас пред Богом нет никаких и быть не может. Какие заслуги могут быть у раба купленного? А мы выкуплены из рабства греху и диаволу дорогой ценой Крови Христа-Спасителя.
Как сказал Господь: "так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать" (Лк. 17, 10).
Какие уж тут сверхдолжные заслуги, если Господь лично отвергает существование даже обычных заслуг перед Богом? Все мы рабы не только ничего не стоющие, но и грешные.
«…наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых». Это и о еретиках можно сказать, в том числе и о католиках. Вы понимаете, братие и сестры: какая непроходимая пропасть между Православием и католицизмом? С одной стороны: учение Господа о том, что даже если мы всё выполним, что Он нам заповедал: мы и тогда будем рабами ничего не стоящими, потому что сделали только то, что должны были сделать, а с другой стороны: папистское учение о сверхдолжных заслугах.
Или взять ислам для примера. В коране сам их аллах говорит, что он: гордый. И в акафисте Преподобному Сергию Радонежскому говорится о победе над многочисленными прегордыми агарянами.
А протестантство? «Нет посредников между Богом и человеком»: сказал Лютер. Ну разве это не гордыня? Он этой фразой всех Святых и Саму Богородицу и Приснодеву Марию презрел.
А иудаизм? «Иудеи» всех людей, кроме евреев даже за людей не считают. Называют гоями: т.е. чем-то хуже скота, но лучше деревьев и камней.
Итак: какую религию не возьми: все они учат гордости и только одно Православие учит смирению.
А что экуменизм? По большому счёту экуменизм учит презирать Самого Господа нашего Иисуса Христа. Экуменисты как бы так говорят: «Мало ли, что за религию создал Господь наш Иисус Христос: Православие! Вот мы сейчас создадим! Объединим все религии в одну и создадим! Мы ведь умнее Христа». Итак: экуменизм, как и все прочие религиозные течения, кроме Православия: тоже учит гордости.
Вывод из всего вышесказанного делаем чёткий и однозначный: все религии учат своих последователей гордости; одно Святое Православие учит смирению.
- Блог пользователя Дмитрий Никонов
- Войдите, чтобы оставлять комментарии