1. Домашний быт русских цариц. Изд. 3. С. 270—271. По случаю развода первого царя Василия Ивановича с неплодной супругой Соло-монией был распространен слух, что неплодная разрешилась сыном Георгием, которого будто бы тайно скрывала до его возраста, надеясь, когда будет он царем, отомстить свое оскорбление.
2. Там же. С. 189—191.
3. По замыслу Годунова, оно началось крушением Нагих и удалением их с царевичем Димитрием в Углич. Затем вскоре следует крушение Богдана Вельского, о котором распространен был слух, что он «извел царя Ивана, хочет побить бояр, хочет искать смерти царю Федору, а по нем быть бы ему самому на царстве» (или Годунову, по другому свидетельству). Сама собой объявлялась, таким образом, затаенная программа будущих событий. Движением руководят тоже будущие герои: Шуйские, Ляпуновы.
4. Временник Общ. Ист. и Древн. Книга 17. Новый Летописец. С. 78, 83.
5. Новый Летописец. С. 108, 116.
6. Акты, собр. Археогр. Экспед. Т. 2. № 188.
7. Вестник Европы. 1871, июнь. Личности Смутного времени. С. 511—517.
8. Мельников П. Нижний Новгород и нижегородцы в Смутное время. Отечеств. Записки. 1843. Т. XXIX, отд. II. С. 31—32.
9. Мельников П. Нижний Новгород и нижегородцы. С. 23, 32. Москвитянин. 1850. № 21. С. 9. Соловьев. История России. VIII. С. 443.
10. Вестник Европы. 1867, сентябрь. С. 3. 1871, июнь. С. 512, статьи г. Костомарова. Надо заметить, что легенда по списку XVIII столетия, а за нею и все пересказы о явлении Минину преподобного Сергия, по-видимому, идут из одного источника, из сказания троицкого келаря Симона Азарьина, описавшего это обстоятельство в новоявленных чудесах Преподобного. Как известно, благочестивый и усердный панегирист своей обители, Симон дополнил такими сказаниями существовавшее житие Преподобного, по желанию царя Алексея Михайловича приготовил его к печати, но при печатании встретил препирательства и осуждение некоторым статьям своего труда со стороны печатников или типографских справщиков. По тогдашнему это были не только корректоры, но и редакторы книгопечатного дела. Они усомнились в иных писаниях Симона, по его словам, «истину бо глаголаху ложь быти, и вменяху в случай, а не в чудеса», и потому иное напечатали с поправками, а иное совсем выпустили, в каком виде Житие и было издано в 1646 г. Однако рукопись сохранилась и ныне издана С. Ф. Платоновым, см.: Памятники Древней Письменности, №. LXX. СПб. 1888. В ней о явлении преподобного Сергия Минину Симон рассказывает, что оно совершилось во сне, спящему ему. В сокращении митр. Филарета (Житие преподобного Сергия. Изд. 5. М. 1857. С. 70) об этом обстоятельстве не упомянуто. И сам Симон опускает его при описании вторичных явлений. Сравн. у г. Кедрова: Авраамий Палицын. С. 97—98, Чтение О. И. и Д. Р. 1880. Кн. IV.
11. Новый Летописец. С. 146.
12. Борисов Вл. Описание города Шуи. М. 1851. С. 225.
13. Акты Арх. Эксп. Т. 2. № 176.
14. Обыкновенно пишут, что Пожарский в это время жил в селе Пурехе (Юрино) Балахонского уезда, верстах в 50 от Нижнего. Мельников в статье «Нижний и нижегородцы», обозначив это вероятным, сообщает сведения о находящемся там Спасо-Преображенском монастыре и о разных церковных вещах с надписями, пожертвованных в монастырь сыновьями Дмитрия Михайловича. Между тем в числе вотчин Дм. Мих. о селе Пурехе не упоминается. По указанию Погодина Пожарский, израненный, от Троицы был отвезен в село свое Нижний Ландех, расстояние которого от Нижнего действительно равняется указанным в летописи 120 верстам. Но это село по челобитью верноподданного польскому королю и королевичу Григория Орлова, который под носом Трубецкого провел к Кремлю 600 гайдуков, было отнято у Пожарского за его измену и отдано челобитчику 17 августа 1611 г., то есть почти накануне собрания в Нижнем ополчения. Собр. Госуд. Грам. Т. 2, № 267 и № 56.
Мы полагаем, что вероятнее всего Дмитрий Михайлович на излечении от ран проживал в то время в своей родовой отчине и дедине, именно в суздальском селе Мугрееве, которое в писцовых книгах 1630 г. описывается следующим образом: «В Суздальском уезде в Стародуборяпо-ловском стану за боярином за князем Дмитрием Михайловичем Пожарским, отца его и деда родовая вотчина село Волосынино, Мугреево тож, а в селе церковь Николы Чудотворца, древяна вверх Шатрова, да в пределах Илья Пророк, да св. вмч. благов. князей русских Бориса и Глеба, да Никита Переславский, да муч. Христов Лупп; да теплая церковь Живоначальной Троицы древяна клетцки, в пределах Алексей митр. Московский да преподобный Сергий Радонежский Чудотворец. А в церквах образы, и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и сосуды церковные и всякое церковное строение вотчиниково. А на церковной земле дворы: поп Данило, поп Иван, 2 дьякона, дьячек, пономарь, проскур-ница, да 6 дворов нищих, питаются от церкви Божией, 2 двора бобыльских. Да в сележдвор вотчинников боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарского, да людских 2 двора. В деревне Адашевой служ-них дворов 2. Да в приселке Могучем двор вотчинников да деловых людей 4 двора. В починке, что была пустошь Нестерова, деловые боярские люди 2 двора. И прочие деревни, починки и пустоша, а всего: село, приселок, да 30 деревень, да 2 починка живущих, да 21 пустошь, 2 двора вотчинниковых, 9 дворов людских, служних и деловых, 47 дворов крестьянских, а людей в них 59 челов., 68 дворов бобыльских, а людей в них 70 челов., да 6 дворов пустых.
Да к селуж Мугрееву и приселку Могучеву на Богоявленском озере монастырь, а в нем церковь Сретения Пресвятой Богородицы иконы Владимирския, да предел Иоанна Богослова да Петра митр. Москов. чудотворца, древяна клетцки; а в церкве образа, и свечи, и книги, и ризы, и сосуды церковные, и колокола и всякое церковное строение боярина князя Д. М. Пожарского. А у церкви на монастыре в келье черной поп да братии 14 старцев, питаются от церкви Божией; пашни под монастырем нет, а на питание из порозжих земель даны отхожие пустоша».
(См. Погодин М. О месте погребения князя Д. М. Пожарского. СПб. 1852. С. 28. Мугреево лежало на древней (верхней) дороге из Суздаля в Нижний, также во 120 верстах.
15. Новый Летописец. С. 145.
16. Акты Арх. Эксп. Т. 2. № 188.
17. Временник Общ. Истории и Древн. Кн. 17. Смесь. С. 1 —2. Архив Историко-юридических сведений. Изд. Н. В. Качаловым, М. 1850. Кн. I, отд. VI, наша статья о хронографе князя Оболенского. С. 36.18. Попов А. Изборник статей, внесенных в хронографы. М. 1869. С. 353. Сравн. также помещаемое выше Приложение XVII.
19. Летопись о многих мятежах. Изд. 2. М. 1788. С. 237.
20. Попов А. Изборник. С. 334.
21. После того как мы выразили сомнение в правильности показаний приведенного обвинения Минину, вышел второй том Русской Исторической Библиотеки, издаваемой Археографической Комиссией (СПб, 1875), где, между прочим, под № 189 и 234 помещены три документа, послужившие, по-видимому, основанием для сообщенного г. Костомарову сведения о взятках Минина. Однако, в напечатанных документах о Минине нет ни единого слова. Из них раскрывается только следующее:
В. К. Василий Иванович за службу и за кровь Толоконцевских бортников устроил им в Толоконцевской волости Спасский монастырь и велел в том монастыре их бортников постригать безо вкладу, давши к монастырю села и деревни и всякие угодья, и кроме того в Нижнем Новгороде в Кремле-городе на приезд велел устроить им особый монастырь (во имя соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия). С того времени бортники в своем монастыре постригались безо вкладу и кормились за общей трапезой. Царь Иван Васильевич Грозный утвердил их монастырские вотчины жалованными грамотами. При царе Федоре Ивановиче в том монастыре управлял игумен Каллист, который, по словам бортников, пил и воровал, монастырскую казну всю пропил и про-воровал, а что осталось, и то все, и старинные крепости, жалованные грамоты, отдал Печерского монастыря архимандриту Трифону. С тех пор до 8 сентября 1613 г., почти пятнадцать лет, Толоконцевским монастырем владели печерские архимандриты напрасно, о чем бортники били челом новоизбранному царю Михаилу, присовокупляя, что им, бортникам, от печерских архимандритов теснота и обида великая: «Безо вкладу не постригают, попов переменяют по часту, от того люди помирают без Даров и без покаянья; с угодей сбирают деньги и корыстуются, монастырь запустошили до конца. А городской в Кремле монастырь Соловецких чюдотворцев разорили же, и храм не покрыт и дверей нет».
В 1612 г. Толоконцевский черный поп, старец Авраамий, обо всем этом бил челом под Москву боярам Трубецкому и Заруцкому, которые по его челобитью февраля 22 посылали про тот Толоконцевский монастырь обыскивать. По обыску всем нижегородским посадом оказалось, что монастырь искони государево строенье, а не Печерского монастыря, что его игумены всякими угодьями и доходами владели независимо сами.
Выслушав обыск, бояре велели владеть монастырем черному попу Мар-келу да старцу Авраамию, на что была дана им и владельная грамота. На тех же основаниях бортники просили и царя Михаила Федоровича, чтобы их Толоконцевский монастырь был отделен от Печерского.
Новая владельная грамота была дана 1613 г. сент. 8, из Приказа Большого дворца, причем повелено отобрать у печерского архимандрита Феодосия и все собранные им доходы и запасы и отдать Толоконцевско-му игумену Макарию, а жалованные грамоты прислать в Москву. Так представлялось дело в челобитной самих бортников в 1613 г.
Другие сведения получаем из двух челобитных, 1) от печерского архимандрита Рафаила и 2) от властей и крестьян самой Толоконцевской пустыни. Архимандрит объясняет, что в 1597 г. из Заволожья Толоконцевской пустыни игумен Каллист бил челом царю Федору Ивановичу и просил, чтоб тому Толоконцевскому монастырю быти от всяких обид приписану к Печерскому монастырю. Царь пожаловал: «тое пустынку с деревнями и со всяким угодьем» велел приписать к Печерскому монастырю и велел ею владеть и беречь ее архимандриту Трифону, братию поить и кормить и от сторон оберегать из Печерского монастыря. Архимандрит Трифон тот монастырь строил, Божье милосердие, храм в монастыре и кельи поставил, и братию поил и кормил, и пашни распахал, и от сторон оберегал. Но когда в Смутное время под Нижний пришли воры, то «в межьусобную брань нижегородцы, земские старосты, Федор (не Андрей) Марков с товарищи ту Толоконцевскую пустынку у печерских старцев отняли для своей корысти», а в ту пору в Печерском монастыре и архимандрита не было.
В 1613 г. печерский архимандрит Феодосии стал бить челом царю Михаилу, чтобы пустынку по-прежнему приписать к Печерскому монастырю. Царь пожаловал, дал отводную грамоту; но крестьяне (бортники) учинились сильны и «владети пустынкой» архимандриту Феодосию не дали. Они, как мы видели, успели выправить и для себя грамоту на независимое владение.
Но вот времена переменились. Спустя лет 15 или 20 сами толокон-цевские старцы и их крестьяне уже бьют челом, чтобы по-прежнему снова их приписали к Печерскому монастырю, причем они разъясняют еще подробнее, как было дело. По их словам, толоконцевский игумен Каллист, видя, что ему в той пустыне от сторон случались обиды великие и от патриарших десятильников продажи великие и кормитись было нечем, в 1597 г. бил челом царю Федору Ивановичу и просил, чтобыпустынку приписать к Печерскому монастырю, к архимандриту Трифону. Так и исполнилось. (По грамоте 7105 г. марта 21, которая доныне хранится в Архиве Министерства Юстиции по Нижегородскому уезду, Ар-хивн. № 53, Хронолог. № 7994. В грамоте прописаны и обозначенные выше причины, по коим пустынка была приписана к Печерскому монастырю.) Архимандрит Трифон, по тем же словам, Тол окон невскую пус-тынку-монастырь строил, храм поставил, во храме Божье милосердие — деисус и подстенные образы, и книги в церкви устроил, и кельи поставил Печерского монастыря казной; и пашенку завел и распахал (12 деревень и починок), и братию кормил печерским хлебом; и мельницу на пустом месте на реке на Везломе к тому монастырку печерской же казной поставил. В «межьусобную брань», когда под Нижним стояли воры, толоконцевские старцы сидели в Нижнем в осаде 5 лет, заодно с печер-скими, а потом, в 1612 г., нижегородские земские старосты Петр Григорьев да Федор Марков (совсем не Минин) ту пустынку отняли и приказали ведать ее бражникам, чернцу Маркелу да чернцу Авраамию, для своей корысти, мимо царских грамот; и что в пустынке было в церкви риз и книг и хлеба, то все строенья те чернцы проворовали и пропили, а лесные угодья и мельницу сторонним людям на пустошенье раздали и братию разогнали, и крестьянишек выпродали». Вот к чему привело самостоятельное независимое владенье. Теперь, спустя 15—20 лет пустынку кроме того стал очень теснить и обижать ее богатый сосед, думный дьяк Иван Грамотин, которому в 1619 г. августа 15 село Толоконце-во было пожаловано за службу. Вследствие этого старцы пустынки и крестьяне просили царя и патриарха приписать их по-прежнему к Печерскому монастырю, чтобы им достальным от сторон, от насильства голодной смертью не помереть и розно не разбрестись.
Таковы сведения, сообщаемые напечатанными теперь документами. Других свидетельств, где бы прямо говорилось, что земские старосты Андрей (здесь Федор) Марков и Козьма Минин Сухорук «норовя Феодосию архимандриту печерскому по дружбе и посулам»,— таких свидетельств пока не открыто. Да едва ли могло существовать такое свидетельство, ибо оно совсем противоречило бы ходу обстоятельств. Архимандрит Феодосии, как видели, выпросил было монастырь к Печерскому уже в 1613 г., но не получил — бортники воспротивились и оставили монастырь за собой по особой царской грамоте. Минин уже никак не мог норовить в этом случае Феодосию, ибо находился тогда в Москве, судя по времени, или на избрании царя, или же служил избранному царю. При этом и Андрей Марков, староста, тоже вероятно никогда не существовал. Здесь подле Федора Маркова стоит не Минин, а Петр Григорьев, что подтверждается и расходной нижегородской книгой 1612 г. (Временник Общ. Истории и Др. Кн. 17.) Вдобавок эти старосты, по напечатанным актам, отнимают Толоконцевский монастырь у Печерского, а по свидетельству, сообщенному г. Костомаровым, они, напротив, отдают его Печерскому монастырю. Мы не сомневаемся, таким образом, что все свидетельство о взятках Минина сводится к нечаянной, но печальной напраслине.
Нефед Минин в чине стряпчего участвовал при двух свадьбах царя Михаила. Дворц. Разр. I. С. 637, 768. Он скончался осенью 1632 года. Акты Арх. Эксп. III, № 215. Подлинная грамота на пожалованную Минину и его сыну Нефеду вотчину село Богородское с деревнями на 1630 четей за Московское очищение сохраняется в Импер. Публичной Библиотеке. Она писана на пергаменте в 7123 (1615) году января 20 и была запечатана, как значится в записи Печатного Приказа, 23 февраля кормленой красной печатью, которая не сохранилась. Первоначально эта грамота была напечатана в «Сыне Отечества» 1813 года, Ч. 3, № III, по списку не совсем исправному. В недавнее время в «Трудах Нижегородской Архивной Комиссии» напечатан список с подлинной грамоты, доставленный в Комиссию А. Ф. Бычковым. См. Действия Нижегородской Губ. Ученой Архивной Комиссии. Выпуск П. № XVI. Засед. 22 окт. 1891 г.
26. Новый Летописец. С. 80. Попов А. Изборник. С. 342.
27. Новый Летописец. С. 110.
28. Там же. С. 108, 118, 119, 130. Попов А. Изборник. С. 200. Акты Зап. России. IV, № 209.
29. Тогда особенно господствовали Борис и Михайло Салтыковы. Домашний быт русских цариц. Изд. 3. С. 219—230.
30. Чтения Общ. Ист. и Др. 1879. Кн. 2: Описание Сергиевы Лавры А. В. Горского, изданное архим. Леонидом. С. 100. Нов. Лет. С. 139, 159.
31. Соловьев. История России. Т. VIII. С. 434. Собр. Госуд. Грам. Т. 2. С, 594.
32. Акты Арх. Эксп. Т. 2. № 188, 189. С. 327.
33. Там же. № 194, 197.
34. Собр. Госуд. Грам. Т. 2. № 275.
35. Акты Арх. Эксп. Т. 2. № 176. Можно полагать, что грамота от москвичей из-под Смоленска писана или Филаретом, или, всего вернее, думным дьяком Луговским. Акты Западной России. Т. 4. № 209.
36. Новый Летописец. С. 147. Летопись о Мятежах. С. 240.
37. Акты Арх. Эксп. Т. 2. № 202.
38. Там же. № 203.
39. Собр. Госуд. Грам. Т. 2. № 281.
40. Новый Летописец. С. 150. Акты Арх. Эксп. Т. 2. № 210.
41. Новый Летописец. С. 151.
42. Собр. Госуд. Грам. № 283.
43. Там же. № 285.
44. Впрочем, келарь Симон Азарьин прямо так и пишет, что «в Троицком монастыре грамоты (самозванца) оплевали и во многие грады о сем писали, такожде и под Москву к боярам и воеводам и ко всем воинским людям с молением, архимандрит Дионисий с братиею, увещевая их отстати от вора. Милостию же Божиею вскоре людие обратишася от таковой прелести на истинный путь». См.: Кедров. Авраамий Палицын, 105. К сожалению упомянутое вскоре держалось до тех пор, пока под Москвой не проведали вполне, что нижегородцы — большая сила и продолжать игру в смуту ввиду их ополчения уже поздно.
45. Митр. Платон. История Росс. Церкви и История Российской Иерархии. Г. Костомаров: Смутное время, «Вестник Европы», сентябрь 1867. С. 26.
46. Новый Летописец. С. 126.
47. Там же. С. 152. Летопись о Мятежах. С. 244.
48. См. последнюю, IX главу сей книги.
49. Русская Историческая Библиотека. Т. 2. С. 316.
50. Новый Летописец. С. 150. Дворцовые Разряды. Т. I. Приложения № 1 —36.
51. Новый Летописец. С. 153.
52. Там же. С. 156.
53. Полн. Собр. Летописей. Т. 5. С. 62. «Той же христолюбец Коз-ма прииде в полк Княж Дмитреев Трубецкого и начат со слезами молити ратных о любви, да помогут друг другу, и обещеваше им великия дары».
54. Памятники Древней Письменности. LXX. С. 38.
55. Там же. С. 156. Ротмистр пан Хмелевский, изменив своим, в 1612 году вышел из осажденного Кремля и отдался на службу в полки Пожарского. В 1614 он был сослан царем Михаилом за измену в Сибирь. Русский Архив 1863 г., № 10 и 11.
56. Акты Юридического Быта. Изд. Н. В. Калачовым. Т. 2. С. 601.
57. Русская Истор. Библиотека. Т. I. С. 326, 354, 356.
58. Там же, 351. Дневник поляков показывает, что русские вошли в Кремль 28 октября. Русские показания вообще сбивчивы, а в Дворцовых Разрядах указан даже, вместо октября, ноябрь, 27 день (Т. I. С. 9), что повело к неправильной отметке и в «Истории» Соловьева, VIII. С. 455—456, будто поляки после взятия русскими Китай-города держались в Кремле еще целый месяц. Китай взят 22 октября, Кремль — 28 октября. Дневник Польский. С. 353. Новый Летописец. С. 158.
59. Сокращенное Описание Служеб Росс. Дворян. Часть 2. С. 77. Чтения в Общ. Истории и Древн. 1895 г. Кн. I. С. 5.
60. О возвратной отписи захваченных волостей и поместий еще Земским Собором см. Дворцовые Разряды. Т. I. С. 1084. В ноябре 1613 г. Вага принадлежала уже Дворцу, см. Акты Истор. Т. 3. С. 2.— Вага, плодородная и в древнее время очень промышленная область реки Ваги, впадающей в Сев. Двину, особенно примечательна тем обстоятельством, что к ней в Смутное время постоянно тянулись руки всех великих бояр, занимавших сильное и первенствующее положение. Ею владели: при царе Федоре — Борис Годунов, при Годунове — Дмитрий Годунов, при Шуйском — Дмитрий Шуйский и Мих. Вас. Шуйский-Ско-пин. После Шуйских с 10 сент. 1610 г. ею завладел Мих. Кривой-Салтыков с сыном Иваном (Акты Зап. России. Т. 4. № 347), чему очень завидовали сидевшие с ним в Кремле другие бояре (Акты Историч. Т. 2. № 306). Но вскоре Вагою овладел Заруцкий, а после него вероятно Трубецкой, пожелавший укрепить ее за собой навечно особой Земской Грамотой, см. Приложение № II. В этой достопамятной грамоте Трубецкой тщательно описывает свои заслуги, из которых лично ему принадлежит самая важнейшая одна — это призвание под Москву казацких полчище Дона, Яика (Урала) и с Волги (см. с. 270), куда он писал призывные грамоты, неизвестно только, в какое время. Мы полагаем, что он созывал казаков еще к Тушинскому царику, от которого, быть может, за это самое и получил боярство. Самая мысль подозвать казаков могла народиться только в Тушинском лагере. Остальные похвальные подвиги, упоминаемые в грамоте, усвоены от деяний Ляпунова и Пожарского послучаю общей совместной службы наряду с их ополчениями. О добром воеводстве Трубецкого вообще нет прямых свидетельств. Очень плохим воеводой он оказался в первый же год царствования Михаила, когда был послан против немцев под Великий Новгород (см. Новый Летописец. С. 164). Других свидетельств о его воеводских делах, кроме стояния под Москвой, нам не встретилось. Зато он часто бывал у царя на обедах по случаю своей родовитости и родству с государем и нередко горячо и даже дерзко ратоборствовал в местнических стычках. См. Дворцовые Разряды. Т. I. В 1625 г. он помер в Тобольске, куда в тот год был отправлен на воеводство. О забранных им вотчинах см. Чтения Общ. Ист. и Др. 1895 г. Кн. I. С. 1 и 5.
61. Временник Общ. Истории и Древн. кн. 15. С. 73: Обозрение Поместных Прав, II. Иванова. М. 1836. С. 144—149, где подробно описана эта вотчина.
62. Дворц. Разряды. Т. I. С. 1207.
63. Там же. С. 97—100.
64. Рус. Истор. Сборник. Т. 2. С. 267—377.
65. Дворц. Разряды. Т. I. С. 120—123.
66. Там же под означенными годами.
67. Москв. Вестник, 1830. Ч. 5. С. 65.
68. Новый Летописец и Разряды.
69. Старинные рукописные лечебники.
70. Акты Арх. Эксп. Т. 3. № 251. Попов А. Изборник. С. 316— 318.
71. Новый Летописец и Разряды.
72. Акты Зап. России. Т. 4. С. 494.
73. Архив Истор.-Юрид. Сведений. Изд. Калачевым, наша статья о хронографе князя Оболенского. С. 36— 37.
74. Смирнов Г. Биография Пожарского. М., 1852. С. 131, которой указания в полной мере утверждаются г. Костомаровым.
75. См. Приложение № XVII.
76. Чтения Общ. Истории и Древн. 1848 г. Кн. 7. Смесь С. 85—122.
77. Акты Арх. Эксп. Т. 2. № 211.
78. Собр. Госуд. Грамот. Т. 2. № 285.
79. Русская Истор. Библиотека. Т. I. 355.
80. Сказание Палицына. Изд. 2. М., 1822. С. 14, 15.
81. Акты Исторические. Т. I. № 221.
82. Сказание Палицына. С. 15.
83. Летопись о Мятежах. Изд. 2 М., 1788. С. 20 и ее неизданные списки, которые во многом исправнее напечатанного.
84. Русские достопамятности. Изд. Общ. Истории и Древн. Ч. I. С. 68.
85. Материалы для Географии и Статистики России — земля Войска Донского, Г. Краснова. СПб., 1863. С. 245.
86. Летопись о Мятежах. С. 302.
87. Сказание Палицына. С. 14—16. Судебник Царя Иоанна Вас. Изд. Татищевым. М., 1768. С. 118, 121.
88. Акты Зап. России. Т. 4. С. 347, 407. Акты Исторические. Т. 2, № 298.
89. Новый Летописец. С. 126.— Р. И. Б. Т. I. 703, 708.— Голиков: Дополнения к Деяниям Петра Великого. Т. 2. С. 135—146. Из посольской свиты остались верными своему долгу и разделили с митр. Филаретом всякую тесноту и плен дворяне: Борис Ив. Пушкин, Богдан Матв. Глебов, Ив. Гавр. Короблин, Фома Ив. Квашнин, Андрей Ив. Баскаков, Борис Дм. Бартенев, Антон Павл. Загосткин, Вас. Павлов и др.— Попов А. Изборник. С. 366. О Бартеневе см. Приложение XIX.
90. Акты Зап. России. Т. 4. С. 378, 394. Собр. Госуд. Грам. Т. 2. С. 484. Сравн. Приложение XVIII.
91. Кедров Г. Авраамий Палицын. С. 64.
92. Акты Арх. Эксп. Т. 2. № 192.
93. Акты Арх. Эксп. Т. 2. № 201, где ошибочно обозначен год 1612. Сравн. Р. и Б. I, 281.
94. Акты Арх. Эксп. Т. 2, № 199.
95. Житие преподобного Дионисия, М., 1817. С. 46. Заметим кстати, что г. Кедров (Авраамий Палицын. С. 172—176 и 195—202) напрасно присваивает Палицыну утешительное послание, писанное к Дионисию неизвестным автором. Доводы г. Кедрова не совсем достаточны для «несомненного», по его словам, заключения, что послание писано Палицыным. Именно содержание и самый слог послания обнаруживают, что вероятнее всего оно писано тем же Иваном Наседкой.
96. Книга об избрании на царство Михаила Федоровича, в лицах. М., 1856. С. II и III.
97. Дворцовые Разряды. I. С. 1086. Рукопись Жолькевского. М.,
1835. С. 147.
98. Архимандрит Досифей. Описание Соловецкого монастыря. М.,
1836. С. 131, 132. В миру старец Авраамий именовался Аверкий Иванович. В 1588 г. за какое-то деяние его постигла государева опала, все егоимение было отписано в государеву Казну и хранилось на Казенном дворе, что обозначало или немалую ценность имущества, или особую его примечательность, так как для хранения на Казенный двор не поступали опальные вещи рядового значения. Сам Аверкий Иванович в то же время был сослан, но куда, неизвестно. В 1601 г. он является чернецом Свияжского Богородицкого монастыря, а в 1609 г. состоял уже старцем Сергиева монастыря, где потом занимает важную должность келаря. «Москвитянин». 1841 г. № IX. С. 217—235.
99. Сказание Современников о Димитрии Самозванце. V. С. 118. По-видимому, Маскевич ошибкой называет здесь Волок вместо Звенигорода. Между Рузой и Звенигородом по Воскресенской дороге и теперь есть селение Вишенки.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии