История

Граф Суворов как гениальный политик

"Суворов, этот суровый военачальник, беспощадный к вооруженному противнику, делался совсем другим, когда противник бросал оружие. Характеризуя свое отношение к побежденным Полякам, он приводил стихи Ломоносова:

Великодушный лев злодея низвергает,
А хищный волк его лежащего терзает.

Такая метаморфоза происходила в нем и по внушению сердца, и по расчету ума. В настоящем случае и то и другое усугублялось. Перед ним находился король, венчанный властитель, помазанник Божий, т.е. лицо, перед которым Суворов, глубоко убежденный монархист, всегда привык преклоняться. Притом этот король был несчастен. С другой стороны, конец войны был обеспечен, и чем шире победитель выказывал свое великодушие и безбоязненность, тем полнее получался результат умиротворения.

По всем этим побуждениям, Суворов решился сделать королю истинно царский подарок.

Условия приёма в Запорожскую Сечь как отражение русской национальной идеи

"По версии Д. И. Яворницкого приём в Запорожскую Сечь новоприбывшего осуществлялся при выполнении следующих условий:

  • он должен был быть вольным и неженатым (определение «вольный» подразумевало, что прибывший мог быть дворянином, поповичем, казаком, татарином, турком);
  • должен был исповедовать православную веру, соблюдать посты, знать символы веры и молитвы (если пришедший был католиком или лютеранином, то должен был принять православие, если — иудеем или мусульманином, то креститься в православную веру);
  • должен был присягнуть на верность русскому царю (поклявшись в церкви, что будет верно и до конца жизни служить государю);
  • должен был хорошо говорить малорусской речью (если прибывший был нерусским, он должен был забыть свой родной язык и разговаривать по-русски);
  • должен был пройти полное обучение по прибытию в Сечь — изучить войсковые порядки, выучиться «сечевому рыцарству», и только после этого записываться в «испытанные товарищи», что могло произойти не раньше, чем через семь лет)."

Итак: будь ты хоть турком, хоть татарином, а признай и прими как свои русские национально-государственные основы - и ты русский

Китай и Россия - разница в отношении к великому прошлому

В 2002 году китайцы сняли фильм "Герой", рассказывающий о кровавых временах, сопутствовавших формированию первого централизованного китайского государства. Будущий император Цинь Ши Хуан, который в глазах всех окружающих представляется кровавым тираном, в глазах главного героя фильма становится великим государственным деятелем, стремящимся решить важнейшую общенародную задачу. Образ будущего императора демонстрирует его ум, мужество, решимость, благородство.

Об истинно русском подходе к управлению на примере М.Н. Муравьева-Виленского

"М. Н. Муравьев, в смысле собственно борьбы с мятежом, не применил ничего, кроме указаний самого обыкновенного здравого смысла, но он мог это сделать только потому, что, стоя за русское историческое дело, сознавал себя правым. Он мог бить врага без нервничанья, со спокойной душой, чего не было ни в Варшаве, ни в Петербурге, где, потеряв русскую душу, считали себя виноватыми перед поляками, а потому не могли действовать ни спокойно, ни твердо. Но, сознавая себя правым, сознавая, что стоит за святое дело, Муравьев не имел нужды в больших размышлениях, чтобы понять всю систему борьбы. Понятно, что нужно было бить врага в центре, разбивать его там, где источник его силы, рубить корень; а не концы ветвей.

"Историческое" кино: беззубый бомж в роли Царя Ивана Грозного


Н.Бурляев подверг критике недавно вышедший фильм Павла Лунгина "Царь" о Царе Иоанне Грозном: "Я пришел смотреть "Царя", потому что мне была интересна трактовка Павла – после "Острова". "Остров" ведь был настоящим поступком… Я заставлял себя оставаться в зале полчаса, хотя можно было уйти через пять минут, увидев непрофессиональную работу Петра Мамонова. На экране, извините, беззубый бомж, а не Царь Иоанн Васильевич. Но самое главное – историческая трактовка неверная, уводящая нас от истинного понимания сути и образа Иоанна Грозного. Я категорически не согласен: и народ как быдло, и Царь как упырь – все это антиисторично

Что важнее: понимание истории или знание фактов

С подачи уважаемого Д. Володихина, рассуждающего о "правде факта" в отношении эпохи Грозного царя, решил я тоже немного порассуждать на тему понимания исторических фактов.

Подписка на RSS - История