Опубликовано 3 ноября, 2009 - 07:46 пользователем георгий асеев
ПОСВЯЩАЕТСЯ ПРАЗДНОВАНИЮ ДНЯ РОССИИ
– 12 ИЮНЯ (30 МАЯ СТ. СТИЛЬ) – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
ИМПЕРАТОРА ВСЕРОССИЙСКОГО
ПЕТРА АЛЕКСЕЕВИЧА РОМАНОВА
И 300-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ ПОД ПОЛТАВОЙ
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В борениях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
А. С. Пушкин «Полтава»
У замечательного знатока русской души, писателя, члена-корреспондента Петербургской академии наук Федора Михайловича Достоевского (1821 – 1881) в речи, произнесённой 8 июня 1880 года в Колонном зале московского Благородного собрания на втором заседании Общества любителей российской словесности по случаю открытия памятника А. С. Пушкину в Москве, есть такие слова:
«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа», — сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое. Нет, положительно скажу, не было поэта с такою всемирною отзывчивостью, как Пушкин, и не в одной только отзывчивости тут дело, а в изумляющей глубине ее, а в перевоплощении своего духа в дух чужих народов, перевоплощении почти совершенном, а потому и чудесном, потому что нигде ни в каком поэте целого мира такого явления не повторилось. Это только у Пушкина, и в этом смысле, повторяю, он явление невиданное и неслыханное, а по-нашему, и пророческое, ибо… ибо тут-то и выразилась наиболее его национальная русская сила, выразилась именно народность его поэзии, народность в дальнейшем своем развитии, народность нашего будущего, таящегося уже в настоящем, и выразилась пророчески. Ибо что такое сила духа русской народности как не стремление ее в конечных целях своих ко всемирности и ко всечеловечности? Став вполне народным поэтом, Пушкин тотчас же, как только прикоснулся к силе народной, так уже и предчувствует великое грядущее назначение этой силы. Тут он угадчик, тут он пророк.
В самом деле, что такое для нас Петровская реформа, и не в будущем только, а даже и в том, что уже было, произошло, что уже явилось воочию? Что означала для нас эта реформа? Ведь не была же она только для нас усвоением европейских костюмов, обычаев, изобретений и европейской науки. Вникнем, как дело было, поглядим пристальнее.
Да, очень может быть, что Петр первоначально только в этом смысле и начал производить ее, то есть в смысле ближайше утилитарном, но впоследствии, в дальнейшем развитии им своей идеи, Петр несомненно повиновался некоторому затаенному чутью, которое влекло его, в его деле, к целям будущим, несомненно огромнейшим, чем один только ближайший утилитаризм…
Да, очень может быть, что Петр первоначально только в этом смысле и начал производить ее, то есть в смысле ближайше утилитарном, но впоследствии, в дальнейшем развитии им своей идеи, Петр несомненно повиновался некоторому затаенному чутью, которое влекло его, в его деле, к целям будущим, несомненно огромнейшим, чем один только ближайший утилитаризм…
Ведь мы разом устремились тогда к самому жизненному воссоединению, к единению всечеловеческому!..
Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. О, всё это славянофильство и западничество наше есть одно только великое у нас недоразумение, хотя исторически и необходимое…
Повторяю: по крайней мере, мы уже можем указать на Пушкина, на всемирность и всечеловечность его гения».
«Гений Петра вырывался за пределы своего века», – писал А. С. Пушкин (1799 - 1837) в своих «Исторических замечаниях» в 1822 году. В «Пире Петра Первого» (пир по поводу примирения царя с подданным ) Пётр назван поэтом «чудотворцем-исполином». В «Моей родословной» Александр Сергеевич рисует героический образ Петра, одарённого титанической силой:
Кем наша двигнулась земля,
Кто придал мощно бег державный
Корме родного корабля.
А в поэме Пушкина «Медный всадник» Пётр предстаёт как «державец полумира»:
Какая дума на челе!
Какая сила в нём сокрыта!…
О, мощный властелин судьбы!
Пушкинский словесный, колоритный портрет Императора Петра Алексеевича Романова (1672 - 1725) помогает раскрыть загадку эпохи «Российского абсолютизма восемнадцатого века», сокрытую в русском характере гениальной личности Преобразователя:
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал своё предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Девизом Петровских преобразований может служить народная пословица: «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине!»
Иностранец Альгаротти где-то метко сказал: «Петербург – окно, через которое Россия смотрит в Европу». Именно: «смотрит» (в смысле: изучает, перенимает), ведь сам Царь Пётр по этому поводу писал: «Европа нужна нам только на несколько десятков лет. А после того мы можем обернуться к ней задом».
«Пушкин, – отмечает в 1846 году замечательный русский православный мыслитель и писатель Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852) в письме «О лиризме наших поэтов» к незабвенному поэту, художнику, воспитателю цесаревича великого князя Александра Николаевича, автору слов Государственного гимна
Российской империи, названного «Молитвой русского народа» (гимн – «БОЖЕ Царя храни…» – звучит с 1833 года), Василию Андреевичу Жуковскому (1783 - 1852), – был знаток и оценщик верный всего великого в человеке. Да и как могло быть иначе, если духовное благородство есть уже свойственность почти всех наших писателей?…»
Гоголь в этом письме проникновенно развивает высокие мысли Пушкина о исторической миссии БОЖИЕГО помазанника и о значении монарха:
«Тот из людей, на рамена которого обрушилась судьба миллионов его собратий, кто страшною ответственностью за них перед БОГОМ освобождён уже от всякой ответственности перед людьми, кто болеет ужасом этой ответственности и льёт, может быть, незримо такие слёзы и страждет такими страданьями, о которых и помыслить не умеет стоящий внизу человек, кто среди самых развлечений слышит вечный, неумолкаемо раздающийся в ушах клик БОЖИЙ, неумолкаемо к нему вопиющий, тот может быть уподоблен древнему Боговидцу… Там только исцелится вполне народ, где постигнет монарх высшее значенье своё – быть образом ТОГО на земле, КОТОРЫЙ САМ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ...».
Однако чтобы стать любящим отцом «преображённого» земного отечества по образу и подобию ОТЦА НЕБЕСНОГО, то есть слыть выразителем народного религиозно-нравственного идеала вождя, всецело и свободно устремляющего душевные силы свои к истине и добру – к правде БОЖИЕЙ, нужно:
во-первых, самому быть «по сердцу БОЖИЮ», так в Новом Завете повествуется, что «поставил БОГ им царём Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашёл Я мужа по сердцу МОЕМУ, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения МОИ» (Деян.13,22);
во-вторых, по вступлении на престол Царю необходимо совершить торжественный обряд священного коронования и миропомазания по чину Православной Церкви.
«Миропомазание царское,– указывал в слове на день cвященного миропомазания и венчания на царство благоверного Государя Императора Николая Александровича в 1907 году праведный Иоанн Кронштадтский (1829 - 1908), –
есть знамение излияния благодати ДУХА СВЯТОГО, ГОСПОДА ЖИВОТВОРЯЩЕГО, на
лицо помазуемого, и мудрости и силы для управления подданными. Этот священный обряд есть БОЖИЕ установление… Царь Давид вот что говорит о благодатном действии на него священного помазания и силы БОЖИЕЙ, сообщённой через него:
лицо помазуемого, и мудрости и силы для управления подданными. Этот священный обряд есть БОЖИЕ установление… Царь Давид вот что говорит о благодатном действии на него священного помазания и силы БОЖИЕЙ, сообщённой через него:
«БОГ препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь…Ты дал мне щит спасения ТВОЕГО, и десница ТВОЯ поддерживает меня…» (Пс.17,33 и 36).
Царь Пётр Алексеевич собственноручно владел четырнадцатью ремёслами – плотничал, точил, строил, делал чертежи кораблей и постоянно совершенствовал щедро дарованные ему ТВОРЦОМ душевные способности и физические возможности: пытливый ум, непреклонную волю, обострённое чувство долга и пользы; и без остатка отдавал себя самозабвенному служению Церкви и Отечеству, беззаветно любя Россию. Государь любил повторять:
«Быть трудолюбивым и честным – вот лучшая политика человека, власть имущего.
Приносит она однако же мало пользы, если не сопутствует ей благословение БОЖИЕ».
По свидетельству современника, выдающегося русского механика и машиностроителя Андрея Константиновича Нартова (1683 - 1756), «Пётр был истинный богопочитатель и блюститель веры христианской. Подавая многие собою примеры того, говаривал о вольнодумцах и безбожниках так:
”кто не верует в БОГА, тот либо сумасшедший, или с природы безумный. Зрячий ТВОРЦА по твореньям познать должен”». «Колико Пётр Великий не терпел суеверия, толико, напротив, Божественные почитал Законы и чтение Священного Писания, Ветхого и Нового Завета любил».
Пословица метко гласит: «Сердце царёво в руке БОЖИЕЙ».
Совесть, иначе «глас БОЖИЙ» в человеке, есть тот внутренний душевный «Боговидец Моисей», который вёл в течение бурной, земной жизни БОЖИЕГО помазанника – преобразователя «по среднему царскому пути» во всех его начинаниях.
Существо власти Христианского Государя Императора (так глубоко интуитивно прочувствованное самим Петром Великим) –
как «особы священной и неприкосновенной»; как «верховного защитника и хранителя господствующей веры, блюстителя правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния» – изложено в ст. 4 первого раздела Свода основных государственных законов Российской империи, составленного Михаилом Михайловичем Сперанским (1772 - 1839) и опубликованного в 1832 году:
«Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти Его, не только
за страх, но и за совесть, Сам БОГ повелевает».
Век спустя (во времена культурного расцвета просвещённого дворянства) в царствование благородного и благочестивого Государя Императора Николая Первого Павловича возникла насущная потребность в подробном исследовании «золотого восемнадцатого века» – поры плодотворной деятельности созидателей Российской империи, «русских колоссов»: монархов Петра Первого и Екатерины Второй; святителей: митрополитов Ростовских Дмитрия и Арсения, митрополита Тобольского и всея Сибири Иоанна (Максимовича), епископов: Белгородского Иосафа, Воронежских Митрофана и Тихона; преподобных подвижников старцев Паисия Величковского и Серафима Саровского; праведных: флотоводца адмирала Фёдора Ушакова и воина Иоанна Русского; блаженной Ксении Петербургской; всеобъемлющего учёного-энциклопедиста Ломоносова, историка Татищева, талантливых поэтов: Тредиаковского и Державина; виртуозного композитора Бортнянского; писателя Сумарокова, живописца Левицкого; архитектора Растрелли; актёра Волкова; напористых и трудолюбивых династий промышленников и благотворителей:
Баташевых, Бахрушиных, Демидовых, Кузнецовых, Строгановых;
славных полководцев: Голицына-Финляндского, Меньшикова-Петербургского, Орлова-Чесменского, Потёмкина-Таврического, Румянцева-Задунайского, Суворова-Рымнинского-Италийского…
В 1832 году выдающийся государственный деятель, министр народного просвещения (1833 - 1849), президент Петербургской академии наук (1818 - 1855) граф Сергей Семёнович Уваров блестяще сформулировал социальную доктрину, определяющую основы Российского государственного строя, заложенного Петром Великим: «ПРАВОСЛАВИЕ, САМОДЕРЖАВИЕ, НАРОДНОСТЬ». Эта формула – точное обобщённое выражение неразрывной триады: духа, души и тела каждого человека, являющегося одновременно и членом духовно единого «ТЕЛА ХРИСТОВА» – Церкви (в контексте: вечной жизни души), и членом душевно единого «НАРОДНОГО СЕМЕЙСТВА»–Царства (в контексте: временной телесной жизни).
Самодержец является в той доктрине выразителем самобытной народной души, выступая «крайним судьёй» и осуществляя «скорое, правое и милостивое правосудие».
«Самодержец, – по словам академика Петербургской академии наук В. А. Жуковского, – есть источник земного закона, но сам не есть закон, а только выразитель ЗАКОНА БОЖИЯ…».
«Царь – глава и вождь своего народа, первый человек Русской земли, её блюститель и защитник. Ёе благо, её мир и разумная свобода жизни…– интерес царский; других интересов у Царя нет»,–
утверждал в девятнадцатом веке видный славянофил, публицист и поэт Иван Сергеевич Аксаков (1833 - 1886).
утверждал в девятнадцатом веке видный славянофил, публицист и поэт Иван Сергеевич Аксаков (1833 - 1886).
Известный с конца девятнадцатого века идеолог русской национальной идеи Лев Александрович Тихомиров (1852 - 1923) дал Петру Первому следующую характеристику:
«Пётр был величайшим выразителем русского человека в этой решимости жить только истиной… Он готов был отречься от всего,
в чём не видел истины и прилепиться чему угодно, если
усматривал в нём истину».
Благодарные потомки (это воистину лучшие плоды трудов нашего державного предка) увидели в облике Санкт-Петербурга образ «райского сада», насаждённого по воле БОЖИЕЙ Петром и насыщающего всех благодатной жизнью во ИИСУСЕ ХРИСТЕ.
«Здесь быть городу, – сказал царь, осматривая Заячий остров в устье Невы в день ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ 16-ого мая 1703 года. В выкопанный тут ров установили каменный ящик, окроплённый духовенством святой водой. В него поставили золотой ковчег с мощами святого апостола Андрея Первозванного. Переезжая в Петербург Пётр Первый перевёз из Москвы много святынь в виде прославленных чудотворных икон СПАСИТЕЛЯ и БОЖИЕЙ МАТЕРИ: любимую келейную икону «Нерукотворного образа Господня», которую поместил в своём «Летнем дворце» («Домик Петра Первого» в Летнем саду), а также Казанскую, Знамения Царскосельскую, Всех Скорбящих Радости…
В 1715 году по Высочайшему повелению и царским попечительством была восстановлена, опустошённая шведами, Валаамская обитель.
В 1724 году в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру, основанную в начале восемнадцатого века Петром Первым из Владимира перенесены мощи святого благоверного великого князя Александра Невского – небесного предстателя новой столицы.
В 1833 году в «Медном всаднике» Пушкин восхищается великолепием Петербурга, прослывшего уже повсюду за «Северную Пальмиру» – этой увековеченной в камне «победе человеческой воли над сопротивлением стихий»:
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся.
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Тёмно-зелёными садами
Её покрылись острова.
Прошло три века, ГОСПОДЬ хранит «Петра творенье» от всякого врага и супостата. Ибо время показало, что учреждения, нововведения, указы и начинания Петра Великого как-то: новая морская столица Санкт-Петербург и загородная резиденция – Петергоф, промышленные города: Екатеринбург на Урале и Петрозаводск на берегу Онежского озера; Сенат и Коллегии;Святейший Синод и Александро-Невская Лавра; церкви и пустыни (в том числе и Саровская пустынь); госпитали для зазорных младенцев и богадельни для инвалидов при монастырях; первоначальные и профессиональные школы (с обязательным обучением для дворян); училище живописи и ваяния; почта; Кунсткамера – первый музей с даровым входом в Петербурге и Сухарева башня в Москве – первая в России Навигационная школа; аптеки; архивы и библиотеки; Императорские Академия наук и Ботанический сад; биржа и Торговый устав; ассамблеи и балы в Летнем саду; триумфальные шествия и фейерверки; первая газета «Ведомости» (печатается гражданским шрифтом); изменение календаря (летосчисление от Рождества Христова); технически оснащённая регулярная рекрутская армия и победоносный флот; организация в условиях изнурительной Северной войны (1700 - 1721) со Швецией за выход к Балтийскому морю строительства: промышленных предприятий (в том числе Тульский оружейный завод), каналов (в том числе Ладожского), сухопутных дорог; инициатива проведения Великой Северной экспедиции; содержание текстов Указов: о создании губерний, о введении подушной подати, о единонаследии (майорате), об учреждении Воспитательных домов, о запрещении браков по принуждению; а также содержание положений: «Артикула воинского», «Генерального регламента», «Духовного регламента», «Табеля о рангах» – все по сути вышеупомянутые дела и свершения «Отца Отечества» представляют плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости; и имеют практическую значимость и актуальность для нынешнего возрождения России.
И стали вещими слова из поэмы «Медный всадник» великого русского поэта:
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия!
Да умирится же с тобой
И побеждённая стихия:
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!
2009
- Блог пользователя георгий асеев
- Войдите, чтобы оставлять комментарии