Виктор Корн. Cвятые Святой Руси

Галатская икона Божией МатериПри повседневном занятии Царским Делом обнаруживаешь, что оно, само по себе, обладает способностью удивительно точно высвечивать наше прошлое, одновременно указывая и дорогу в будущее. Это наша история, и, в первую очередь, неотделимая от неё, история Православия на Руси – неоценённая нами, почти не тронутая или забытая ныне, кладезь, достать из которой хотя бы её малую часть, толику премудрости, наступает пора.

Потеря нами умения предвидеть будущее – этого главного качества, которым обладали, с Божией помощью, наши предки, привело к лёгкомысленной, чреватой тяжёлыми последствиями, привычке жить задним умом, что особенно характерно для новейшей нашей истории.

В этот день 17/30 октября – не светлой памяти дня нашей истории, хочется поделиться с читателями РНЛ одним открытием, сделанным, конечно же, для себя и для тех людей, которые не являются  знатоками истории иконографии.

В московской церкви святителя Тихона Амафунтского (420 г. +) у Арбатских ворот, упоминаемой с 1620 г. (отстроенной заново в 1629 г., освящённой в 1689 г., разрушенной в 1930 г.), находилась Галатская икона Божией Матери работы мастеров Оружейной палаты конца ХVII в., по преданию являющейся списком с константинопольского образа. Датой чудесного явления Галатской иконы, считается 4 июля 440 г., а первоначальным её местонахождением называют монастырь, до ХVII в.  находившийся в районе Константинополя Галата.

На Галатской иконе Божия Матерь левой рукой поддерживает Младенца, а в Её правой руке царская регалия, символ царской власти – скипетр; в левой руке Богомладенца – держава, а правой рукой Он благословляет; на голове  Божией Матери и Младенца венцы – царские короны, символы власти.

Место расположения церкви свт. Тихона Амафунтского – на границе Белого и Земляного города, за крепостным валом в «предместье» - на Арбате,  соответствует предназначению иконы Пресвятой Богородицы – Небесной покровительницы и заступницы Православной Руси. Но, в не меньшей степени, символичны выбор святителя, в честь которого названа, и время, когда была впервые воздвигнута эта деревянная церковь в районе со «скородомами». Церковь, скорее всего, была построена в период начала царствования Михаила Романова (род. 12. 07. 1596), венчанного на царство 11 июня 1613 г., в возрасте неполных 17-ти  лет.

В 1619 г. в Москву вернулся из польского плена будущий русский патриарх Филарет,  отец первого царя из династии Романовых. «С этого момента на Руси фактически было два государя: Михаил - сын, Филарет - отец. Государственные дела решались обоими, отношения между ними, по данным летописей, были дружелюбными, хотя патриарх имел большую долю в правлении. С приездом Филарета кончилось смутное и безвластное время»*.

В истории России была, к сожалению, не реализованная Св. Синодом, попытка Государя Николая II, предвидевшего повторение смуты, восстановить патриаршество во главе с Ним, оставившим на Наследника царский трон.   

Выбор свт. Тихона Амафунтского покровителем церкви, расположенной на многолюдной Арбатской площади, свидетельствует о мудрости служителей церкви, хорошо знающих житие святых в эпоху становления христианства. Дар чудотворения у святого Тихона, рождённого на Кипре, которого родители воспитали  в христианском благочестии, проявился ещё в юношеском возрасте. Особенно поучительной, и для молодого царя Михаила, была притча о том, как святой Тихон вместо того, чтобы продавать выпеченный его отцом хлеб, раздавал его беднякам даром, давая «Богу хлеб взаймы», а Бог в ответ наполнил пустые хранилища отца пшеницей. 

Для того периода смутного времени, в начале ХVII в., сопровождающегося всеобщей разрухой, поучительна была и вторая притча о выброшенных из виноградника одним садовником обрезанных и сухих ветвей, которые собрал и посадил в своём саду святой Тихон. «Он попросил Господа, чтобы эти ветви принялись и дали целебные для здоровья людей плоды. Господь сотворил по вере святого юноши. Ветви принялись, плоды их имели особый, очень приятный вкус и употреблялось при жизни святого и после его кончины на вино для совершения таинства Святой Евхаристии»**.

Державная икона Божией МатериГалатская икона Божией Матери, которая была особо почитаемая в церкви свт. Тихона Амафунтского у Арбатских ворот, имеет схожую иконографию с иконой «Державная», а день памяти Галатской иконы общий с днём памяти Святых Царственных Страстотерпцев - 4/17 июля.

Знаменательное обретение Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Державная», которое произошло 2/15 марта 1917 г., в тот день, когда Россия осталась без Царя, являет нам пример прозорливости Государя, Помазанника Божьего, в Его молитвенном обращении к Царице Небесной,  о взятии Ею Верховной Царской власти над русским народом.

«О явлении этого образа проф. И.М. Андреев писал: “Зная исключительную силу веры и молитвы Государя Николая Второго и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери, /.../ мы можем не сомневаться в том, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника”»***.

«Название иконы соответствует её иконографии. Богородица представлена  как Царица Небесная и Царица Земная: облачённая в красное одеяние, напоминающее царскую мантию «цвета крови», и в зелёный хитон, Она восседает на престоле с полукруглой спинкой, в простёртой правой руке – скипетр, левая возложена на державу, на голове – царская корона, окружённая золотым нимбом. На коленях Богородицы – отрок Иисус Христос  в светлом одеянии, с благословляющей десницей, левой рукой указывает на державу; вверху в облаках – благословляющий Господь Саваоф»****.

___________________________

* http://www.hrono.ru/biograf/bio_m/mihail_fed.php

** http://guide.moscow.ru/entertainment/attractions/square/index.php?id4=454

*** http://www.patriarchia.ru/db/text/96500.html

**** http://www.pravenc.ru/text/171741.html

Источник: Русская народная линия, 03.11.2010