Паломничество как культурообразующий фактор

          В условиях обострившегося мирового общественно-экономического кризиса значительным изменениям за последнее десятилетие подверглась культура. 
         Капиталистическая глобализация выдвигает принцип всеобъемлющий  толерантности  в качестве всеобщей основы цивилизованного общежития и общепринятого мировоззрения.

          В результате наблюдается вырождение идеалистического восприятия личности как духовно-разумной ипостаси человека, несводимой к его природному естеству. «В остывшем от равнодушия сердце» угасает дар животворного, милосердного Cлова Любви; а «знание и вера» также, как и «истина и красота» – распадаются на взаимно отчуждённые сферы человеческого бытия. «Культура высыхает от палящего зноя тщеславного сребролюбия!»

          На повестке дня у православных миссионеров стоит задача творческого развития «Основ социальной концепции Русской Православой Церкви» (принята на Юбилейном Архиерейском Соборе в Москве в 2000 году) в области культурологии. В указанном документе (cм. главу XIV. Светская наука, культура, образование) говорится: «Ныне для обеспечения нормальной человеческой жизни как никогда необходимо возвращение к утраченной связи научного знания с религиозными духовными и нравственными ценностями...Церквь помогает культуре переступит границы чисто земного дела: предлагая путь очищения сердца и сочетания с Творцом, она делает её открытой для соработничества Богу. Светская культура способна быть носительницей благовестия».
 
          Россия, как и вся Европа, исторически принадлежит к христианской цивилизации, в основе которой лежат библейские духовные ценности:  Бог есть Дух  Свободы  и  Любви.
           Культура всегда  имеет  характер  миссионерской  проповеди  культа духовных начал: либо светлых – созидающих, либо тёмных – разрушающих  людские  души. Как форма художественной деятельности общественного сознания, искусство – прежде всего способ познания истины и отражения действительности красоты мироздания.
         Цель христианского искусства – узреть «небесное» в земной юдоли и преобразить человечество Светом Истины Христовой. Православная христианская культура – это «вочеловеченная» (воплощённая) жизнедеятельность Святого Духа. Уровень культуры задаётся обширностью проявления в человечестве присутствия благодати Святого  Духа.
Душа – жизненный потенциал человека, воспринимающий животворную энергию Святого Духа; изначально обращена к совершенству,  истине  и  добру.
         Религия – это коллективная вера в созидающую правду абсолютной истины. Подлинное счастье человек испытывает только от всеобъемлющего ощущения присутствия  «этой правды»  (смысла истинного бытия) в его жизни, мерилом которой является совесть. 
         «Свидетельство совести» – врождённый императив заповеданного  поведения,   запечатлённого   в  сердце   человека. «Отсутствие совести» – это этический признак смертельной болезни души. Неисповеданные (т.е. неизлеченные) грехи (т. е. уклонение от правды Божией) приводят через различные душевные (психические)  болезни к физической смерти  тела человека. 
          Познание истины возможно как посредством индивидуального поиска и эмпирического отбора философского опыта различных научных направлений и вероисповеданий, так и через приобщение к национальной культурной традиции своего народа (например, через восприятие русского национального самосознания). 
          В катехизисе святителя Филарета (Дроздова, 1782 - 1867), митрополита Московского, даётся точное толкование различия между знанием и верой: «Знание имеет предметом видимое и постигаемое; а вера – невидимое и даже непостижимое. Знание основывается на опыте, или исследовании предмета; а вера – на доверии к свидетельству истины. Знание принадлежит собственно уму, хотя может действовать и на сердце; вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается  в  мыслях».
           Современные попытки учёных дать определение «соотношения науки и веры», по сути, воспроизводят различные варианты «извечного» философского вопроса: «Что первично – материя или сознание?»

           Путешествие по Святой Земле поможет  любому  здравомыслящему, беспристрастному человеку непредвзято взглянуть на библейскую историю рода человеческого и:
• Прочувствовать христианские эстетические критерии красоты:
Красота   –   есть   истинное добро.
Красота   –   образ  чистый  благодатной  простоты.
Красота   –   гармоничное  совершенство  формы  и   целесообразности.
• Принять,  что Сын Божий Богочеловек Господь наш Иисус  Христос является Спасителем Мира,  Которому безмерно сообщены все дары Святого  Духа:  святость  Первосвященника, могущество  Царя,  ведение Пророка. Царь Мира Иисус Христос есть   воплощение  гармонии  духа, души, тела  и  совершенного единства  цели, стремлений, воли. «В начале было Слово, и Слово было Бог» (Ин.1.1). «И Слово  стало плотью,  и обитало с нами,  полное благодати и  истины;  и  мы  видели славу  Его,  как  Единородного  от Отца» (Ин. 1,14). А на пятидесятый день после Христова Воскресения снизошёл с небес Дух Святой и положил основание «Дому Божьему, который есть Церковь Бога Живого, столп и утверждение истины. И беспрекословно-великая благочестия  тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе» (1Тим.3,15-16).
• Уверовать в то, что смысл нашего земного существования («вся правда жизни») заключается в стяжании благодати Святого Духа, а  высшее  творчество  человека  –  подлинное искусство – это свободное самобытное созидание своей личности (обОженное личное бытие есть высшее бытие). Чем более человек исполняет волю Божию, тем самым он становится более способным к общению в бескорыстной любви и в большей мере причастным к радости  вновь  обретённого  целомудренного  блаженства.  Святой – «небесный человек и земной ангел», в котором осуществилось богоподобие – образ Божий засиял  с первоначальной  ясностью. «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиной и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6,14-17).

          Туризм – активная форма проведения досуга, связанного с гармоничным  совершенствованием личности. Увлечённое занятие туризмом пробуждает любознательность, преображает человеческую жизнь энергичным стремлением к постоянному развитию творческих способностей личности, способствует её интеллектуальной самореализации. Только познав себя (т. е. осознав трёхчастный состав своего естества: дух, душа и тело),  можно интуитивно найти «своё» место в обществе и обрести «счастливый покой в религиозно-эстетическом созерцании истины». Интуиция, как духовный камертон, настраивает всё человеческое естество  на  тональность   Божественной   симфонии  добра  и  мира. Интуиция порождает вдохновение, вдохновение пробуждает истинное творчество, истинное творчество созидает светлое искусство (музыку, художественную  литературу, живопись, ваяние, зодчество), светлое искусство формирует добрую (праведную) личность с утонченным эстетическим вкусом, а праведная личность воцерковляет (непрестанно, до скончания века, участвуя в Божественной  Литургии) и обустраивает земную жизнь по образу Небесного  Царства.
           Паломничество руководствуется религиозными мотивами и ставит перед собой просветительские задачи, духовное совершенствование человека и укрепление его веры.
         Паломничество – эффективное средство народной дипломатии, основанное на общечеловеческих принципах соборности (братства) и веротерпимости (толерантности),  способствующих укреплению добрососедства и взаимопонимания между народами.
           Паломничество – превосходная возможность для интересного дружеского общения,  самопознания,  самовоспитания в духе патриотизма и товарищества. 
            Приведу ряд личных впечатлений от паломничества по святым местам христианского мира.
  
          Эпизод первый. Каменистая пустыня. Среди скалистых гор благоухает оазис – это древний христианский монастырь, снаружи напоминающий цитадель с вратами в «горний мир» и носящий имя великомученицы Екатерины. Редкие добродетели (целомудренная любовь и горячая вера, несравненные красота и мудрость) удостоили её наивысшей чести: стать  «невестой»   Сына  Божьего,  Богочеловека  Иисуса  Христа. 
          Мощи святой «покровительницы просвещения» почивают в базилике, сооружённой в середине шестого века в годы правления Императора Византийского Юстиниана, впоследствии украшенной и нашим незабвенным благочестивым русским Царём Иоанном Васильевичем Грозным.   
          Внутри обитель предстаёт чудесным отражением Небесного Иерусалима, а цветущий куст «Неопалимой Купины» являет живое воспоминание о ветхозаветном общении с Богом – о месте начала пути возвращения Адамова рода «в своё райское отечество».
        Так и я – во время Страстной недели – в группе русских паломников совершил ночное, а потому рискованное, восхождение на вершину горы Моисея (где Бог даровал Моисею, пророку и вождю Богоизбранного народа, две скрижали с Десятью Заповедями); там встретил  рассвет  и почувствовал  «расцвет»  своих  душевных  и  физических  сил.
          На всём протяжении длинного пути от самых стен монастыря до вершины Синая (шаг за шагом, перевал за перевалом, по узким и коварным, продуваемым холодным ветром горным тропам) тянулся в ночи извивающийся хвост дрожащих огоньков каравана пилигримов.  
          Отдаляясь от «юдоли плача», вырываясь из «тленного мрака», преодолевая тягостное тяготение времени и воспаряя сердцем к мерцающим звёздам «такого уже близкого» поднебесья, cтранники духовно перерождались, сами того не замечая.
         Я  восторженно  наблюдал   за  рождением  авроры и растущими солнечными   всполохами,   заливавшими  вершину  Хорив  (то самое место, где «укротитель стихий» пророк Илья скрывался от преследований   разгневанной  царицы-идолопоклонницы  Иезавели).       
         Здесь, на высоте 2285 метров над уровнем моря, после ранней Божественной Литургии в маленькой православной церкви, освящённой во имя Пресвятой Троицы, несмотря на окружающее «гранитное безмолвие»,  в слабом дуновении ветерка благоговейная душа ощущала  животворное  дыхание Господа  Вседержителя.
 
          Эпизод второй. Святой Град Иерусалим – религиозный центр для всего многообразного мира,  недаром символ православной веры гласит: «Верую  во  единого  Бога...  Аминь».
Сакральные таинства, или же узловые моменты бытия: рождение и смерть, а между ними отрезок времени (скорее мгновение), называемый  жизнью. Это изнурительное скитание «из ниоткуда в никуда, среди сладких миражей горькой пустыни страсти», когда нас постоянно гнетут: мрак души и бездна чрева, страх и бессилие перед будущей неминуемой  смертью (итоговой  чертой  всему).
          К чему эта грань? Что за ней? Зачем было появляться на свет, привыкать к нему и, не ведая своей доли, внезапно, покинуть «насиженное место», сгинув в одночасье. 
          Участь каждого из нас – это участь (выбор остаётся за нами) одного из двух Голгофских разбойников, висящих на крестах  рядом с Распятым Христом Спасителем. И тот, и другой обречен на смерть. Но для «благоразумного» (проявившего кроткое и смиренное благоговение   перед   Искупителем)   разбойника,  покаявшегося  и принявшего   всем   сердцем   искупительную   жертву   Мессии, смерть оказалась  началом  райского  блаженства  в  Царствии   Небесном,  а  для   другого  –  геенной   огненной.
          Принимая таинство крещения в лоне единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, мы принимаем благодать Святого Духа, преображающую  естество наше  в сей «временной», но церковно-целомудренной  жизни.
          Благодатный Огонь, сходящий накануне празднования Воскресения Богочеловека в Великую Субботу в Кувуклию  Храма  Гроба  Господня, запечатлевает в душах присутствующих  Свет Истины, позволяющий «узреть духовными очами»  промыслительную   историю   мироздания.
          Крестившись и уверовав во Христа Воскресшего, мы отныне следуем за Главой Церки – Царём Небесным и Великим Архиереем по «мессианскому пути» в качестве «рода избранного, царственного священства, народа святого, людей, взятых в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не помилованные, а ныне помилованы» (1Пет.2,9-10) в новый Небесный Иерусалим. «Земным подножием» которого является святой град Иерусалим – место Страшного Суда в Судный День Конца Света во Второе Пришествие Всеправедного Христа, Царя Славы, когда для всех верных отворятся врата  в сладостные  райские  пущи.
           При совершении Богослужения пасхальной заутрени в Храме Воскресения, расположенного  в  старой  части  города  Царя Давида  время (тленная тень материального тяготения) «растворяется в вечности»  по  мере  молитвенного устремления сердца ввысь –  туда  где  царит  Дух  Свободы и Любви,   а  просветлённая  благодатью Святого Духа душа возносится к светлым ангелам – творениям несказанной доброты любящего Бога Отца, прославляя Пресвятую Живоначальную Троицу, Пречистую Богородицу Марию Небесные силы  бесплотные,  Пророка  Иоанна   Крестителя   со  всеми  святыми. 
          Освящённый Благодатным Огнём; обновлённый смиренным принятием Пречистых Животворящих Даров; окрылённый перламутровым крестом; одаренный греческой иконой Воскресения; украшенный перстнем братства хранителей Гроба Господня; обрадованный благой вестью в Назарете; очищенный в водах Иордана; просвещённый Нагорной проповедью на вершине Блаженств; преображённый Фаворским Светом; ободрённый красным  вином в Кане Галилейской – я соприкоснулся с полнотой восторженного смысла радостного восклицания пасхального приветствия:  «Христос  воскресе!!!» –  «Воистину  воскресе!!!»
           По милости Божьей – в торжественный день светлого «праздника праздников» – душа моя, охватив взором с высоты отвесной скалы горы Искушений «пределы земли обетованной»:  Иерихон,  долину  реки  Иордан,  Иудейскую пустыню (место трёхлетнего уединения пророка Илии),  познала вмиг простую правду жизни: жить скромно, в благочестии и чистоте.

          Эпизод третий. В расположенном в 30 километрах от автострады Пескара - Бари, идущей вдоль Адриатического моря в области Абруццо, древнем итальянском городке Ланчано в главном монументальном мраморном алтаре костёла святому Франциску (построенному в 1258 году на месте ранее существовавшей церкви VII века, посвящённой сотнику Лонгину) вот уже двенадцать веков хранится Евхаристическое Чудо – пресуществленные Святые Дары – Пречистые Плоть и Кровь Господа нашего Иисуса Христа!
          С 1713 года Пречистая Плоть содержится в серебряной чеканной дарохранительнице, а Пречистая Кровь – в античной чаше из цельного куска горного хрусталя.
          В двадцатом веке итальянские учёные-эксперты, профессора Одоардо Линоли и Руджеро Бертелли однозначно констатировали: речь идет о крови и о плоти живого человека, живущего сейчас, так как Кровь соответствует той, которая была взята в этот же день у живого человека. Интересно: каждый из пяти затвердевших шариков Крови, взятый отдельно, весит столько же, сколько все пять вместе! Кроме того, Кровь, будучи приведена в жидкое состояние, остаётся пригодной для переливания, обладая всеми свойствами свежей крови!
          Плоть и Кровь имеют одинаковую группу крови (АВ). Что особенно важно, следы Крови Распятого Христа, имеющиеся на Туринской плащанице также относятся к четвёртой группе крови (АВ)!
         Таким образом, Туринская Плащаница предстаёт перед нами «Божественной картиной грядущего преображения человечества, промыслительно написанной Пресвятой Единосущной и Нераздельной Троицей».
          Потрясающее впечатление производит тот факт, что Плоть – часть мышечной ткани сердца, содержащая в сечении миокард, эндокард, блуждающий нерв, левый желудочек и приводящая в движение кровь, то есть «дающая человеку жизнь»!
           За Божественной Литургией мы причащаемся Плоти и Крови, не мёртвого, а живого, прославленного, преображённого Сына Божьего, чтобы и нам жить вечной жизнью воскресшего Христа  Спасителя!

          Эпизод четвёртый. «Архыз» – уникальный  горный  заповедник Карачаево-Черкесии. Ледяные вершины Кавказских гор источают воды «девственной чистоты». Чудная вода омывает и освежает тело; сладостный воздух прочищает мозги, насыщая их благочестивыми помыслами благодарственной молитвы;  а  солнце  «питает» светом и теплом  всё живое вокруг. На моренных кручах среди: снега, камней, берёз–цветут крокусы и рододендроны. Здесь на приволье пасутся стада, отары, табуны; а  человек невольно обнажает свою подлинную суть – душу.  Она полна восторженного ликования, зачарованно вглядываясь в беспредельную ширь небосвода, удалившего «горизонт обыденности». После купания в студёном высокогорном озере, лёжа под брызгами Софийского водопада на гранитном валуне рядом с ледниковой аркой в центре перекрестия радуг, я почуял в себе могучий прилив энергии (будто крылья выросли за спиной) и полное отрешение от притяжения суетных пристрастий. Поэзия – язык любви, природа – храмина любви, а поэт – природный певец любви. Прочувствованная  мысль, облачённая в слова и уподобляющая поэта Создателю, есть творение духа. Созерцая красоту мироздания – зримое проявление величия премудрости Всемогущего, испытываешь блаженство и, преображаясь, возрастаешь в целомудрии; начинаешь жить в любовном согласии с Богом и миром. Перед очами путешественника, взобравшегося по лесистому отрогу хребта Мицешта на террасу с наскальным изображением (девятого века) лика Христа Спасителя над раннехристианскими захоронениями, открывается панорама плодородной долины стремительной реки Большой Зеленчук. Интересно отметить: камни Нижне-Архызского городища «не канули в Лету», а легли основанием (затерянного в горах на отметке 2100 метров над уровнем моря)  уютного Академгородка Буково. Здесь размещена обсерватория Российской академии наук, оснащённая  самым  большим  в  Европе  высококачественным  телескопом.
           Суровое величие природы, скромная простота быта, обострённое чувство прекрасного в сочетании со светлой детской непосредственностью людей,  «научный романтизм» учёных астрофизиков – способствуют развитию в жителях Академгородка целомудренной религиозности, облагораживающей познавательную способность человеческой души.
      
          Эпизод пятый. Благодаря православным подвижникам благочестия род малочисленных алтайцев не прекратил своё «суверенное» культурное существование в суровом  краю. Русские поселенцы сохранили туземцев от иноземного порабощения.
           Иллюстрацией тому служит деятельность – прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 году – выдающихся миссионеров:
• первоапостола Алтая преподобного Макария (в миру Михаила Иаковлевича Глухарёва, годы жизни 1792 - 1847, по его почину основана в Бийске 7 сентября по ст. ст. 1830 года Алтайская Духовная Миссия для калмыков, телеутов и черновых татар – старое название  северных  групп  народов  Алтая),
• святителя Макария митрополита Алтайского (в миру Михаила Андреевича Невского, годы жизни 1835 - 1926, управлял Алтайской Духовной Миссией с 1883 по 1891 годы в сане епископа, в 1920 году по предложению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона ему присвоен пожизненно титул митрополита  Алтайского).
          Преподобный Макарий перевёл на телеутское наречие: четыре Евангелия; несколько апостольских посланий и книгу Деяний; многие псалмы и выборные места из Ветхого Завета; краткую Священную историю; краткий катехизис митрополита Московского Филарета; огласительные поучения и сборник молитв. Известно более двадцати его письменных работ различного жанра: от сборника религиозных стихов – «Лепта», поучений, переводов творений святых отцов до главного труда преподобного – перевода Священного Писания на русский язык. Кроме этого о. Макарий любил музыку, стихи, хорошо пел и играл на фортепьяно, интересовался астрономией, естествознанием, слушал лекции в Казанском университете (был знаком с ректором последнего, математиком Н. И. Лобачевским), а также лечил алтайцев аллопатическими  и  гомеопатическими  средствами.
        Митрополит Алтайский Макарий составил алтайскую грамматику; перевёл священные тексты на алтайский язык; издал первую азбуку, молитвослов; заведовал Бийским Миссионерским Катехизаторским Училищем, проводившим катехизацию алтайцев на родном языке. Святитель регулярно совершал миссионерские поездки по Алтаю, где прослужил более тридцати пяти лет.
        Русский характер на таёжных просторах Сибири (с горными хребтами, неукротимыми реками, прозрачными озёрами, ревущими водопадами) окреп и закалился, образовав «твёрдый сплав»  натуры  сибиряка, сочетающей в себе:
• светлую  совесть  миссионера-колониста;
• добрую    душу     землепашца;
• богатырскую удаль и силу вольного казака-первопроходца,  хранящего в чистом сердце образ Родины – Дома Пресвятой Богородицы,  олицетворяющего  неразрывную  связь  родной земли, материнства,  домашнего  очага  и  счастливого  потомства.     Свободолюбивый сибирский дух  стоит на страже Отечества!
           Побывав на алтайской земле в селе Сростки и совершив экскурсию по музею-заповеднику Василия Макаровича Шукшина, я осознал, что творчество этого самородка  есть добрый литературный плод от некогда брошенного нашим духовенством «семени просвещения» в языческую целину аборигенов, распаханную Алтайской Духовной Миссией. В его мужицкой (по-сибирски: простецкой и совестливой) прозе речь идёт о житейской доле, о жизни по правде. Автор повествует, по сути, языком народных пословиц и поговорок: «Береги честь смолоду». «С надеждой легко живётся». «Вольному воля, спасённому  рай». 
           Основанный Царём Петром Великим в 1709 году как промышленный, торговый, портовый и транзитный  (тут начало Чуйского тракта) город Бийск на реке Бия – сегодня перспективный образец сибирского «святограда», где умело используется интеллектуальный потенциал во всех сферах жизнедеятельности: религиозной, научно-производственной, коммерческой и культурной. Пристальное внимание уделяется программе гармоничного образования, основанной на традиционной симфонии науки, религии и искусства, а также национально-патриотического воспитания молодёжи.

            Эпизод шестой. Исполнилась моя давнишняя заветная мечта: побывать волонтёром (от французского слова «volontaire» –  доброволец, бесплатно трудящийся) на Валааме! Для чуткого сердцем паломника путешествие по своенравной бурлящей, покрытой густым туманом Ладоге даёт редкую возможность испытать с такой же остротой ощущения первооткрывателя, какие испытал почти две тысячи  лет тому  назад  святой  апостол  Андрей  Первозванный, ступая на скалистые берега Валаамского архипелага.
            Тогда, очистив от языческих капищ дебри Валаама, водрузил апостол на горе гранитный крест. И преобразился остров, став «нерукотворным храмом Божьим Святой Руси».
           Прошли века, появился у «острова-храма» главный престол – «белоснежный с голубыми куполами Спасо-Преображенский собор».  Потянулись на остров страждущие сердца изо всех уголков необъятной России,  чаявшие своего преображения.
             И зацвели на месте чащобы рукотворные фруктовые сады, зазеленели дубовые аллеи; протянулись дороги, мосты, каналы; заработал водопровод; выросли скиты старцев – закипела вокруг деятельная жизнь во всём её многообразии, но жизнь святая монастырская, благословенная присутствием Владычицы нашей Богородицы, явившей миру в 1897 году чудотворную икону «Валаамской Божьей Матери». 
            Так спустя почти две тысячи лет, как на берег сей ступила нога апостола Андрея Первозванного, поселилась на этой православной твердыне Пресвятая Дева и зовётся отныне остров Валаам с его неповторимой природой – «Северным Афоном»; и есть там свой «Новый Иерусалим», построенный в начале двадцатого века. Хотя остров «сполна хлебнул горя» в пору «лихолетья» прошлого века, все постройки –  хорошо сохранившиеся каменные строения 19-ого века.
            Каждый из тружеников в течение месяца с благодарным смирением получал  по утрам «послушание» – задание на день: работу в поле, на стройке или на ферме. После такой практики терпеливого приятия трудов, к концу месяца любой волонтёр, безропотно поработав  «и жнецом, и кузнецом», может стать настоящим молодцом!
            А какие на Валааме потрясающие северные зори, просто дух захватывает от восторга! Жары в июле не чувствуешь! Сенокос! Полевой аромат бодрит, цветочный ковёр лугов завораживает, тишина просветляет, простая обильная регулярная еда с молитвой насыщает, а крестьянский труд, как не покажется это странным для горожанина, облагораживает душу и укрепляет физическое здоровье! Здесь, после трудов праведных возле костерка на пикнике и дружба завязывается прочная, сердечная!      
            В праздничные и выходные дни можно от души помолиться, исповедоваться и причаститься  Святых Христовых Таинств; посетить восстановленные скиты – у смиренномудрых, добродушных  иноков набраться ума-разума; на катере по Ладоге покататься; рыбку половить, да ухи из свежей форели отведать! Недаром  на Валааме расположены благоустроенные патриаршая и правительственная резиденции.   
            Количество  энтузиастов  растёт из года в год. Если в начале (2005-2006гг.) приезжало безвозмездно трудиться на Валаам около 50 человек ежегодно, в 2007 г. - 221, в 2008 г. - 243, то в 2010 г. - число добровольцев перевалило за 300. Да и зимой, когда северная природа необыкновенно прекрасна,  монастырь раскрывает свои радушные объятия для всех стремящихся к духовному совершенствованию.
2011
 

 

Поделиться: