ПРИМЕЧАНИЯ

ПРИМЕЧАНИЯ

"Монархическая государственность" Л. А. Тихомирова впервые вышла в свет в 1905 г. В год смерти автора (1923 г.) она была переиздана в Мюнхене группой монархической молодежи. В 1992 г. в Санкт-Петербурге книгу переиздал Российский Имперский Союз-Орден. Настоящее переиздание отличается от предыдущих наличием обстоятельной вступительной статьи, комментариев и именного указателя. Исправлены опечатки, и восстановлены пропуски допущенные а других изданиях; выделенным автором словам и фразам возвращен курсив. Так как книга сама по себе рассчитана на просвещенного читателя, комментарии даны лишь самые необходимые.

1. "Единоличная власть, как принцип государственного строения" впервые была напечатана в журнале "Русское обозрение" (1897, № 5-7) и в том же году вышла отдельным изданием. В 1943 г. она была переиздана в Нью-Йорке группой казаков-платовцев. В 1993 г. произошло ее переиздание в России.
2. Чистая доска (лат.).
3. "Московский сборник" - книга, включившая в себя оригинальные сочинения и переводы К. П. Победоносцева (1-е изд., М., 1896). Тихомиров несколько раз писал об этой книге, защищая ее от критики либеральной прессы (см., напр.: Петербургские адвокаты великой лжи. Русское обозрение. 1896, № 11).
4. Цитируется статья Победоносцева "Власть и начальство".
5. Цитируется та же статья.
6. Союз Израэлитов (фр.). Точнее - Alliance Israelite Universele (Всемирный Союз Израэлитов) - первая современная международная еврейская организация, созданная в 1860 г. в Париже для оказания помощи евреям во всем мире. Цели: 1) эмансипация и моральное развитие еврейских масс; 2) оказание помощи всем, кто страдает за свое еврейство; 3) поощрение публикаций, способствующих предыдущим целям. Союз заложил основы еврейской дипломатии. Он неоднократно вмешивался во внутреннюю политику Российской империи, в 1882 г. под эгидой Союза был создан комитет "За эмиграцию евреев из России". В России эмиссары Союза действовали нелегально. Финансировался Ротшильдами.
7. Круг римских земель (лат.).
8. "Общественный договор" (фр.) - основное социально-политическое произведение Жан-Жака Руссо.
9. Сёогун (правильнее - сёгун) - титул верховных военных правителей Японии (с конца XII в.), фактически управлявших страной при номинальной власти императоров. В 1868 г. институт сёгунатства прекратил свое существование.
10. Микадо-титул японского императора.
11. Суверен царствует, но не правит (фр.).
12. Царствует, но не правит (фр.).
13. Суверенный народ (фр.).
14. Государство в государстве (лат.).
15. См.; часть 3, раздел 5, гл. 33 васт. изд.
16. См.: тамже.
17. См.: там же, гл. 34.
18. Альфред Фулье "Психология французского народа)) (фр.).
19. "Бьющие в глаза контрасты" (фр,).
20. Бог-человечество (фр.).
21. В. Соловьев "Россия и Вселенская Церковь" (фр.).
22. Первый среди равных (лат.).
23. Смысл существования (фр.),
24. Так хочу, так велю: да будет законом воля Кесаря (лат.).
25. Собрания центурий (лат.), т. е. народные собрания в Древнем Риме, где голоса подавались по центуриям (имущественное деление населения по классам).
26. Референдум (лат.).
27. Карфаген должен быть разрушен (лат.) - этой фразой Катон Старший заканчивал почти все свои речи в сенате.
28. Обреченный на гибель (лат.).
29. Город Рим (лат.).
30. Деклассированные (фр.).
31. Продажный город, обреченный на скорую гибель - если только найдет себе покупателя (лат.) (Пер. В. О. Горенштейна. Гай Саллюстий Крисп. Соч. М., 1981. С. 61).
32. Римский мир (лат.).
33. Законы правят тобой, запомни же, римлянин, их предписанье: максимум покорности минимум гордыни! (лат.)
34. Сенат и народ (лат.)
35. Но если народ сам для себя учреждает законы, то есть становится хозяином своего государства, это и есть гражданское право (лат.).
36. Божественный Юлий Цезарь (лат.).
37. Душой Цезаря, взятого на Небо (лат,).
38. Достойные осуждения (лат.).
39. Римский сенат и народ (лат).
40. Да будет законом воля Кесаря (лат.).
41. Гражданское право (лат.).
42. Международное право (лат.).
43. Владение (лат.).
44. Дарение, приношение в дар (лат).
45. Право на стороне сильного (лат.).
46. Римское право (лат.).
47. "В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым" (церковнослав.).
48. "Лабарум" - государственное знамя Рима, появившееся при императоре Константине I. На нем была изображена христианская символика с надписью "Сим побеждай".
49. Лебо. "История Византийской империй".
50. Донатова ересь (или ересь донатистов) возникла в начале IV в. в Северной Африке. Донатисты утверждали, что существуют непрощаемые грехи: отпадение от Церкви, убийство, блуд.
51. Первый Вселенский Собор в Никее состоялся в 325 г. На нем было осуждено арианство (см. прим. 54) и установлен христианский символ веры.
52. Покорствовала его безграничной власти и могуществу (лат.).
53. Новеллы (от лат. novellae leges - новые законы), законы, изданные после официальной кодификации права (V в.). Новеллы Юстиниана составили позднее часть свода римского права.
54. Епанагога (Эпанагога, более правильно - Исагога) - византийский законодательный сборник, созданный в 885 (или 886) г- комиссией, возглавляемой патриархом Фотием. Значительная часть Епанагоги, посвящена отношениям Церкви и государства.
55. Четвертый Вселенский Собор в Халкидоне состоялся в 451 г. На нем, в частности, была осуждена монофизигская ересь (см. прим. 60).
56. Номоканон - сборник церковных канонов и гражданских законов в Византии. Существовало два Номоканона ("в пятьдесят титулов" и "в XVI титулов"), здесь, вероятно, имеется в виду второй, приписываемый патриарху Фотию.
57. Хартофилакс (хартофилак) - глава канцелярии Константинопольского патриарха и судья по церковным делам.
58. Во веки веков (лат.).
59. Ересь арианская (арианство) возникла в IV в. Ариане отрицали божественность Христа.
60. Ересь монофизитская (монофизитство) возникла в V в. Монофизиты утверждали, что во Христе было не два естества (Божественное и человеческое), а одно - Божественное.
61. Ересь монофелитская возникла в VII в. Монофелиты утверждали во Христе одну волю - Божественную.
62. Феодосиев Кодекс - составленный при императоре Феодосии II сборник императорских конституций; обнародован и вступил в силу на территории Восточной римской (Византийской) империи в 438 г., на территории Западной Римской империи - в 439 г.
63. "Дефенсор" (дефензор) - управляющий процессами в городе или корпорации.
64. См. прим. 45.
65. Народу же, покорствующему его безграничной власти и могуществу, он обещал ряд уступок.
66. "Куриалы" - сословие провинциальных землевладельцев, ведавшее сбором налогов; "посессоры" - владельцы земельных участков.
67. "Капитулярии" (от. лат. caput, глава) - так назывались, исходившие от франкских королей династии Каролингов распоряжения, касавшиеся различных сторон государственного управления. Особенно много их было издано при Карле Великом.
68. Салическое право - древнейшие законы франков, изложенные в так называемой Саляческой Правде (самая ранняя редакция - нач. VI в.). Рипуарское право - право рипуарских франков, живших по Рейну от Кельна до Майнца и по Мозелю, в отличие от салических франков, живших в бельгийской Галлии, в VI в, они были объединены с салическими франками; сборники рипуарского права были составлены в VI-IX вв.
69. Лангобарды - германское племя, создавшее в Северной Италии свое королевство, разгромленное Карлом Великим.
70. "Все духовное более достойно, чем временное" (лат.).
71. Святая Святых (лат.).
72. Широко известную притчу о двух мечах мы бы провозгласили духовной, но, увы, преходящей (лат.).
73. Борьба за инвеституру - борьба между римскими папами и германскими императорами за право утверждения епископата в XI-XII вв.
74. Чья земля, того и вера (лат.).
75. "Государство-это я"(фр.).
76. Наполеон несколько раз (в 1799, 1802, 1804 гг.) проводил плебисциты для народного одобрения своих решений, в частности и для утверждения своего императорского титула.
77. См. прим. 22.
78. "Задруга" - сельская соседская община у сербов.
79. Так называемое "лествичное право" предполагало наследование киевского престола не от отца к сыну, а от старшего брата к другим братьям, а затем от сыновей старшего брата к сыновьям других братьев и т.д.
80. Тихомиров здесь неточен, на самом деле в 1204 г.
81. Опять неточность, в 1223 г.
82. Каган - царский титул в ряде восточных государств (например, в Хазарии).
83. Снова неточность - не Вячеслава, а Всеслава.
84. Правило (или обычай) пользования или употребления (лат.).
85. Не думай, что правильно гневаешься на человека, уподобившись Богу, ибо ты человек, даже если носишь порфиру, а не Бог (церковнослав.).
86. Вероятно, цитата из исторической народной песни о Лжедмитрии I.
87. Жидовская ересь (ересь жидовствующих) - возникла в Новгороде во второй половине XV в. и оттуда перешла в Москву. Жидовствующие отрицали монашество и духовную иерархию, отвергали поклонение иконам, не верили в таинство причащения, отрицали троичность Божества и божественность Христа.
88. Последователи ереси Башкика утверждали неравенство Христа с Отцом и Духом; почитали евхаристию простым хлебом и вином; отвергали иконы, покаяние и т. д.
89. Стригольники - новгородская ересь XIV в., отвергавшая церковную иерархию и церковное предание.
90. Источник цитаты установить не удалось.
91. Имеется в виду книга Никколо Маккиавелли, обычно называемая в русском переводе "Государь" (или "Князь"), в которой содержится проповедь политики, свободной от нравственных норм.
92. "Духовный Регламент" (1720-1721) - документ составленный Феофаном Прохоповичем и редактированный Петром I, определявший круг деятельности Духовной коллегии (или Святейшего Синода), управлявшей русской Церковью вместо Патриарха.
93. См. прим. 74.
94. Легисты - юристы, находившиеся в окружении французских королей Филиппа IV, Людовика XI, Генриха П и обосновывавшие идею неограниченной монархии.
95. Неточная цитата из трагедии Я. Б. Княжнина (1742-1791) "Вадим Новгородский".
96. Подробнее об Астафьеве как продолжателе Киреевского Тихомиров писал в статье "Славянофилы и западники в современных отголосках" (Русское обозрение. 1892. № 11).
97. См. современное переиздание в кн.: Хомяков Д. А. Православие, Самодержавие, Народность. М., 1993.
98. "Наказ" Екатерины II (1767) - руководство для законодательной комиссии (Уложенной Комиссии), созванной в том же году. "Наказ" был проникнут идеями философов-просветителей (Монтескье и др.).
99. Мысленная оговорка (фр.).
100. Неточная цитата из стихотворения А. С. Пушкина "Деревня" (1819).
101. Без гнева и пристрастия (лат.).
102. И. В. Гете "Фауст" (часть первая, сцена 1).
103. Цитата из "Песни Еремушке" Н. А. Некрасова.
104. Новые люди (лат.).
105. "С одной стороны, выдающиеся люди, преданные своему господину, но не решившиеся следовать его дорогой, не уверенные в своих собственных деяниях, потому что у них или мало идей, или их идеи расплывчаты, противоречивы. С другой стороны - идея и ложная и расплывчатая, но иде-фикс! С одной стороны, и это закон большой важности, лучшие из людей устремлены к познанию своих интересов, с другой - отверженные, лишенные каких бы то ни было интересов. Вот, где та страшная сила, которая могла бы почти выровнять эту столь неравную борьбу" (фр.).
106. Имеются в виду неудачная для России русско-японская война и начало революционных событий 1905 г.
107. См.: часть 4, раздел 3, гл. 20 наст. изд.
108. Упоминаются рационалистические русские секты, близкие к Л. Н. Толстому. Об одной из них Тихомиров писал специально: см. Защитнику павловских сектантов. Русское обозрение. 1897, № 8.
109. Алиби (лат.).
110. Тред-юнионы, профессиональные союзы английских рабочих.
111. "Глас народа - глас глупцов" (лат.).
112. "Глас народа - глас Божий" (лат.).
113. Неточная цитата из "Бориса Годунова" А. С. Пушкина (слова Бориса, обращенные к сыну).
114. Государственный переворот (фр.).
115. Имеется в виду сожжение христиан заживо при римском императоре Нероне.
116. Гяурами ("неверными") последователи ислама называют всех немусульман.
117. Гонения на христиан в Японии происходили в конце XVI - начале XVII вв.
118. Перечисляются факты избиения христиан в период Великой Французской революции конца XVIII в.
119. Имеются в виду мероприятия Парижской Коммуны 1871 г., направленные против католической Церкви.
120. Точнее, cahiers de doleances (буквально - "тетради жалоб"), наказы депутатам Генеральных штатов 1789 г, от избирателей, в которых содержались различные социально-политические требования.
121. Рабочие, не желающие вступать в профсоюз, штрейкбрехеры.
122. Король царствует, но не правит (фр.).
123. "Дух законов" - основное социально-политическое произведение Монтескье.
124. Автором Записки считается С. Ю. Витте, во в дневниках Тихомирова есть сведения о том, что подлинным ее создателем был некто Липинский, либеральный приват-доцент из Ярославля (ГА РФ, ф. 634, oп. 1, ед. хр. 6, лл. 212 об. - 213). По крайней мере, Витте несомненно являлся заказчиком Записки.
125. Вероятно имеются в виду походы японского полководца Хидейоси (прозвище - "Тайко" - великий советник), в XVI в. задумавшего покорить Китай, но собственно до Китая не дошедшего и воевавшего с Кореей.
126. "После нас - хоть потоп" (фр.), выражение приписываемое французскому королю Людовику XV.
127. Существующее положение дел (лат.).
128. Эра Мэй-цен (правильнее "Мэйдзи" или "Мэйцзи") - 60-80 гг. XIX в., время радикальных реформ в Японии, создавших условия для мощного экономического и политического подъема страны в конце XIX - начале XX вв.
129. Доктрина Монроэ (Монро) была выдвинута в 1823 г. Она выражала собой претензии США на роль гегемона в Америке.
130. Имеется в виду американо-испанская война 1898 г.
131. Цитата из стихотворения А.С. Пушкина "Он между нами жил..." (1834). Оно посвящено Адаму Мицкевичу и говорит скорее о его "мечтах", чем о "мечтах" Пушкина.
132. Кого среда породила, того и цепко держит (лат.).
133. Человечество как верховное существо (фр.).
134. Имеются в виду участники Великой французской буржуазной революции, прежде всего якобинцы.
135. Т. е. в случаях чрезвычайных обстоятельств, которые не могут быть предусмотрены и предотвращены.
136. Греческое восстание против турецкого ига началось в 1821 г. В 1827 г. Россия, Англия и Франция начали военные действия против турок, в поддержку греков. В 1830 г. Греция была признана независимым королевством.
137. Имеется в виду русско-турецкая война 1877-1878 гг., в результате которой Болгария получила независимость.
138. Имеется в виду англо-бурская война 1899-1902 гг.
139. Последний довод (лат.).
140. Имеется в виду так называемые "Протоколы сионских мудрецов", спор о подлинности которых продолжается и по сей день. В "Протоколах" от имени безымянных и всемогущих "сионских мудрецов" описывается процесс захвата еврейством мирового господства.

Поделиться: