Ранко Гойкович. Вклад Святосавских идей в формирование русского монархического мировоззрения

Доклад на конференции «Идея монархии в православно-русской цивилизации. Прошлое и настоящее» (Санкт-Петербург, 30 марта 2013) …

В начале своего выступления я хотел бы упомянуть то, о чем часто останавливаюсь в своих статьях, предназначенных для сербской читательской аудитории: исторические параллели и уроки, которые относятся к русским, почти во всех случаях относятся и к сербам. Вопрос отношения к демократии и самодержавию исключением не являются. Я абсолютно уверен, что демократия, которая по определению о. Александра Шумского представляет собой диктатуру греха, способствует деструктивным процессам разложения национального единства и национального духа - как сербов, так и русских. Вся история русского и сербского народа свидетельствует о том, что самодержавие есть единственная форма, в которой можно сохранить органичное состояние нашего народа. Напротив, демократия приводит к сопровождающемуся религиозным ужасом духовному падению как сербов, так и русских.

Прежде, чем приступить к предметному разговору, обозначенному в самом названии доклада, необходимо остановиться на фигуре святителя Саввы - духовного отца православных сербов. Чтобы молодое поколение могло не просто правильно выбрать ориентиры, но и, вообще, выжить, необходимо уметь осмыслять события своей истории, видеть в череде исторических фактов действие Промысла Божия, укреплявшем души и мышцы наших предков в непрестанной борьбе за Крест Честной и Свободу Золотую. В этой связи необходимо верно понять слова сербского святителя и поэта Петра Петровича Негоша, оставившего в «Горном Венце» такие строки:

«Над этой горделивой кутерьмой

Разумная вновь Сила торжествует...»

И это торжество умных Сил есть Промысел Господен о человеке, ибо Творец человека, безусловно, является и Творцом его истории. Провидение Господне в сербской истории, находит свое величественное отражение в характере самого прекрасного из сербских детей, ставшего духовным отцом православных сербов - Святителя Саввы.

Только при таком понимании истории можно осмыслить и величие миссии нашего духовного родителя. Через этого удивительного сербского мужа в миллионы сердец проник Свет Христовой Истины. Этот Свет осветил и просветил сербскую землю вечным светом святости, воплощением чего стали святыни эпохи Неманичей, самой важной из которых является Крестная Слава - то, что является стержнем сербского национального корпуса. Святой Савва своей христоликой душей, своей великой миссией, так проник в будущее, что это определило судьбу его народа до конца его земного существования (как это сделал в русской истории Александр Невский).

Давайте посмотрим, в какой именно момент св. Савва Сербский взял кормило и направлял корабль в новом направлении, и тогда будет ясно, в чем заключается величие его исторической миссии!

В тот момент он почувствовал то, что западная цивилизация утрачивает свои духовные силы, и в то же самое время и в Византийской империи нарастали дегенеративные процессы. Нужно было найти новый путь, который был бы выходом из тупика. И Господь избирает эту личность для того, чтобы заложить основы такого уклада, который бы стал надежным подспорьем для того, чтобы целый народ смог сберечь спасительную Православную веру. Основные принципы этой цивилизации, смоделированной святителем Саввой, не чужды византийским. Однако, отец сербского народа ясно ощутил умирание греческой государственности, а также осознал масштаб опасности, заключенной в латинском универсализме. И он закладывает основы Сербского Православного Народа-Церкви.

Вот, что говорит по этому поводу Святитель Николай Сербский в своей знаменитой работе «Сербский завет»: «Когда надо было решить: принимать ли Греческую Церковь или Римскую, он ответил  - ни ту, ни другую, но Сербскую Церковь. Вместо Латинской и Греческой Церкви, он, по тому же закону, создал Сербскую Церковь. Но духом сербы не отделились от Церкви Греции. И народ, пребывавший в смятении, вдруг поймал себя на том, что выход на правильный путь обретен. И духовная жизнь сербского народа с того момента потекла подобно  потоку, устремившемуся через прорванную плотину». На Великом Церковно-народном соборе в Жиче (в 1221-м году, в День Сошествия Святого Духа на апостолов) Св. Савва в знаменитом «Слове о истинной вере», завещает в наследство сербам чистоту святой Православной веры, опечатанную семью святыми Вселенскими Соборами.

Великие церковные Соборы случались и раньше, но Собор в Жиче стал первым в истории церковно-народным собором. И плоды невероятны: целая плеяда подлинных светильников веры Православной вышла из недр средневекового сербского народа-Церкви на протяжении двух золотых веков своей истории. Как не дивиться гармонии светской и духовной властей Сербии Неманичей, гармонии, являющейся воплощением любви рода сербского к Творцу. Арсений, Евстафий, Савва II, Даниил Хумский ... - созвездие святителей Церкви святого Саввы. Неманя, Стефан Первовенчанный, король Милютин, король Стефан Дечанский, Царь Душан - вот галерея благоверных правителей, отвергших латинство. Kлеронацисткая Независимая держава Хорватская, лучше всего иллюстрирует то, насколько дальновидным был наш святитель, когда он сбросил с головы своего брата папскую корону и венчал его на царство как короля православного.

Св. Савва и сербские церковные и государственные вожди эпохи Неманичей почувствовали страдания братского русского народа и в тот момент оказали братскую помощь русскому духовенству и русскому народу, находившемуся тогда под татаро-монгольским игом. Но когда новые сербские правители начали «сеять семена горьких раздоров» и низверглись с пути, проторенного святителем Саввой, сербы попали в рабство Османской империи. А Святая Русь, Провидением Господним поднялась до величественных высот, многократно укрепила свои силы и стала покровителем не только православных сербов, но стала и покровителем Вселенского Православия.

К сожалению, после освобождения сербов от турок, новым сербском государством была утрачена симфония светской и церковной власти. Святосавие в качестве государственной идеологии, как стиль и опыт Сербского православия эпохи Неманичей,  новым государством оказалось не востребованным. После освобождения от турок, в новом сербском государстве Карагеоргиевича, на место охристовленого Святосавия эпохи Неманичей, увы, возведен был новый вид просвещения, чуждый сербскому православному духу. Этот дух спровоцировал катастрофическое по своим последствиям столкновение сербской церкви и школы.

И в то время как в Святосавии Христос был творческой, животворящей, промыслительной Силой - то в досифеевщине [1] эта сила ограничена и пропитана греховностью рационалистического ума, что св. Иустин называет «неуклюжей верой во всемогущество гуманитарных наук». Сербское просвещение принимало все мерзости вырожденного европейского «просвещения», убежденное в том, что человек превратился из обезьяны. 25 000 тонн боеприпасов, которые были сброшены во время бомбардировок НАТО в 1999 году на народ Святого Саввы (в основном обедненного урана), показывают нам, что западный человек приравнивает себя к животному не только по происхождению, но и по морали.

Однако, сербы так и не смогли повторить симфонии Церкви и государства, осуществленной в эпоху Святой Сербии Неманичей, но духовное устроение братского русского православного народа (то, что, в сущности, мы подразумеваем под понятием «Святая Русь»), позволило создать великую  православную монархию.

Христоликая душа сербов оформлена в Святосавие, которое является одной из ветвей большой православно-славянской цивилизации, причем Святосавие, наряду со Святорусским идеалом, содержит в себе программу государственного самодержавного устроения. И всякий выход сербов из этих рамок означает самоубийственный скачок в сторону умирающей цивилизации. Тоже самое можно сказать и о русских.

Интересно, что в Архангельском соборе Московского Кремля находится икона святого Симеона Мироточиваго (отца свт. Саввы), самого святого Саввы и св. Лазаря (подробнее об этом я писал для сайта Москве «Фонда стратегической культуры» (www.fondsk.ru). Эти иконы находятся в той части, которая относится к правящим предшественникам царя Ивана Грозного (в годы его правления храм был украшен фресками). В жилах Ивана IV Грозного была и сербская кровь, как со стороны его отца так и со стороны матери.

Тем не менее, эти святые были восприняты царем Иоанном Васильевичем в качестве своих предшественников, по-видимому, не в силу причин генеалогического порядка, но по причинам духовного родства.

«Житие святого Саввы», составленное Феодосием, было хорошо известной в то время книгой в церковных и государственных кругах России. И не будет нескромностью сказать, что наш духовный родитель и его величественная миссия - закладывание основ уклада Святой Сербии эпохи Неманичей - стала моделью русского монархизма, пример того, что воплотилось в идеалах Святой Руси.

Не будет преувеличением сказать, что модель правителя-монаха, воплощением которого был Неманья и его сын, были идеальными и для Царя Ивана IV. Не будет преувеличением сказать, что Завет св. Лазаря - взыскание прежде всего Царствия Небесного и была идеалом для русского царя. И действительно, новое Косово и новый Лазарь, по словам Святого Николая Сербского - явились именно в России.

«Святой Царь Николай, ради единоверного сербского народа, не колебаясь взошёл на Голгофу, вместе со своей семьей и своим русским народом. Сознательно он прилепился к Царству небесных жертв и евангельской морали, а не к земному царству, как это когда-то сделал и наш благоверный князь Сербский Лазарь. Подвиг и трагедия царя Николая были огромны. Ещё один Лазарь и ещё одно Косово

Это ёще одна черта Промысла в великой миссии Св. Саввы - ... маленькая «Святая Сербия» была необходима как церковно-государственный идеал для великой Святой Руси. А позже великая Святая Русь была защитником и спасителем маленькой Сербии.

01.04.2013

Источник

[1]Досифей Обрадович, светское имя Димитрий - сербский просветитель и реформатор в период Первого сербского восстания. После трех лет монашеской жизни покинул монастырь

Поделиться: