НЕТ ТАКОЙ ЗАПОВЕДИ В ЕВАНГЕЛИИ!
Как известно, братие и сестры, Господь сказал в Евангелии: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк. 6,37). Многие наши дорогие братия и сестры: воцерковлённые православные христиане: и особенно сестры этим страдают: от чрезмерного усердия в выполнении этих Заповедей Спасителя: добавляют к ним и ещё одну: «оправдывайте и оправданы будете».
Конечно: напрямую они таких слов не говорят, но ведут себя именно так, как будто эти слова: «оправдывайте и оправданы будете»: Сам Спаситель сказал. Сами так поступают и других тому же учат. Это по моему опыту общения на православных форумах.
Так что? Может: они правы? Может быть: хоть Спаситель этого и не сказал, но из Его слов: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете»: неизбежно вытекает вывод: «оправдывайте и оправданы будете»?
Приведу Вам, братие и сестры: такой пример. Однажды мой дядя: старший брат моего отца, в разговоре со мной сказал, что Господь дал Заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою и брата твоего старшего». я тогда ничего не ответил на это его явное прибавление к словам Господа, но потом много думал об этом. На самом деле Господь сказал: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли» (Исход 20:12). Про старшего брата там ничего не говорится. Однако в толкованиях к этой Заповеди говорится как раз о том, что эта Заповедь о почитании распространяется, кроме отца и матери: на всех старших родственников и вообще на всех старших, на начальников, на власти церковные и государственные. И конечно: на старшего брата тоже. То есть он отчасти был прав.
Тогда что? Может быть и с Божией Заповедью: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете»: тоже самое? Может быть: хоть Господь этого и не сказал прямо: «оправдывайте и оправданы будете», но подразумевал? Может быть, правы те братия и: в основном: сестры, которые фактически приписывают к этим словам Господа: «оправдывайте и оправданы будете»? Давайте, братие и сестры: обсудим это.
Что на это прибавление к словам Господа говорит Святое Писание?
«и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф.5:11). То есть вот даже так: нам следует не просто не участвовать в безплодных делах тьмы, но и обличать. То есть обличать: это наша прямая обязанность. Но: скажете Вы: это же Апостол Павел сказал, а это Господь почти сказал: «оправдывайте и оправданы будете». Кто больше: Господь или Апостол Павел? Не Господь ли?
Конечно Господь. Но всё дело в этом «почти». Почти сказал, но не сказал. И всё же, братие и сестры: если для Вас Святой Апостол Павел: не достаточный авторитет и Вам хочется чего-то большего, то давайте рассмотрим, что об этом прибавлении к словам Господа: «оправдывайте и оправданы будете»: говорит Святое Евангелие.
1. В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе
2. и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
3. Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,
4. потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.
5. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.
6. Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду,
7. посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.
8. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.
9. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,
10. и послал отсечь Иоанну голову в темнице.
11. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. (Евангелие от Матфея).
Вот мы видим здесь: в этом отрывке из Евангелия пример явного нарушения Иоанном Крестителем слов, приписываемых нашими дорогими: в основном сестрами: Господу: «оправдывайте и оправданы будете». И за это нарушение, за то, что Иоанн Креститель: вместо того, чтобы оправдывать Ирода: обличал его: он пострадал даже до смерти.
А что на это говорит Господь? Осуждает ли Господь такой поступок Иоанна Крестителя? Говорит ли Господь: «Поделом ему. Так ему и надо. Не надо было своего ближнего осуждать. Надо было оправдывать»? Нет. Господь говорит на это прямо противоположное: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф.11:11).
То есть Господь наш Иисус Христос не просто не осудил Иоанна Крестителя за этот поступок: за обличение царя Ирода, даже не просто похвалил его: но поставил его выше всех рождённых жёнами, то есть выше всех людей. А Вы: братие и: в основном: сестры, являющиеся сторонниками расширительного толкования слов Господа: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете», стремящиеся от великого усердия в выполнении этих Заповедей добавить к ним: «оправдывайте и оправданы будете»: сподобитесь ли за это похвалы от Господа? Не является ли эта ревность в выполнении Божией Заповеди ревностью не по разуму?
На самом деле: мои познания в Святом Писании и в творениях святых отцов оставляют желать много лучшего, поэтому следующий аргумент, который я, братие и сестры, хочу привести против этого добавления к словам Господа: давайте позаимствуем у Высоцкого:
Песенка ни про что,
или Что случилось в Африке
Одна семейная хроника
В желтой жаркой Африке,
В центральной ее части,
Как-то вдруг вне графика
Случилося несчастье, -
Слон сказал, не разобрав:
"Видно, быть потопу!.."
В общем, так: один Жираф
Влюбился - в Антилопу!
Тут поднялся галдеж и лай, -
Только старый Попугай
Громко крикнул из ветвей:
"Жираф большой - ему видней!"
"Что же что рога у ней, -
Кричал Жираф любовно, -
Нынче в нашей фауне
Равны все пороговно!
Если вся моя родня
Будет ей не рада -
Не пеняйте на меня, -
Я уйду из стада!"
Тут поднялся галдеж и лай, -
Только старый Попугай
Громко крикнул из ветвей:
"Жираф большой - ему видней!"
Папе Антилопьему
Зачем такого сына:
Все равно - что в лоб ему,
Что по лбу - все едино!
И Жирафов зять брюзжит:
"Видали остолопа?!"
И ушли к Бизонам жить
С Жирафом Антилопа.
Тут поднялся галдеж и лай, -
Только старый Попугай
Громко крикнул из ветвей:
"Жираф большой - ему видней!"
В желтой жаркой Африке
Не видать идиллий -
Льют Жираф с Жирафихой
Слезы крокодильи, -
Только горю не помочь -
Нет теперь закона:
У Жирафов вышла дочь
Замуж - за Бизона!
...Пусть Жираф был не прав, -
Но виновен не Жираф,
А тот, кто крикнул из ветвей:
"Жираф большой - ему видней!"
1968
Вам: сторонникам: по великому усердию в исполнении Божией Заповеди: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете»: добавлять к ней: «оправдывайте и оправданы будете»: никого этот старый попугай не напоминает?
Конечно: братие и сестры: я не хочу, чтобы вы из моих слов сделали такой вывод, что если Господь не сказал таких слов: «оправдывайте и оправданы будете»: значит и Его слова, которые Он действительно сказал: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете»: тем самым отменяются. Это: Заповедь Божия и её следует соблюдать.
Давайте для уяснения того, как следует поступать в случае, если нам говорят о том, что некий человек впал в грех, а как не следует: рассмотрим следующий пример:
Приходят к первому человеку второй человек и с ним несколько людей. Второй человек говорит первому, что третий человек впал в тяжкий грех. И рассказывает: в какой именно грех, и при каких обстоятельствах. Тогда первый человек спрашивает: «Да так ли это?» Все люди, пришедшие со вторым человеком, подтверждают: «Да: это именно так».
Тогда вопрос: как поступить первому человеку? Как вести себя в таком случае? Здесь есть три варианта поведения:
1. Первый человек на это отвечает: «Ах так? Да как он мог сотворить такое? Гореть ему за это в аду!!!» На это второй человек и все, пришедшие с ним: соглашаются. Итак: что мы видим в таком ответе первого человека? Он сам согрешил осуждением ближнего и других ввёл в этот грех.
2. Первый человек отвечает на такое: «Да что Вы, братие? Разве это грех? Вот то-то и то-то: грех, а это и не грех вовсе». Второй человек и все пришедшие с ним соглашаются. Итак: какие будут последствия от такого ответа первого человека? Конечно: он в этом случае осуждением не согрешил. Но он ввёл в соблазн второго человека и всех, пришедших с ним. Они после такого его ответа пойдут, и будут грешить тем же, чем и третий человек. А Бог с него за это спросит. Вот это и есть оправдание и вот такие у него плоды.
3. Первый человек отвечает на такое: «Да: он согрешил. Давайте, братия: помолимся за него, чтобы ему исправиться. Потому что и мы грешные. И о себе помолимся, потому что и мы тоже можем упасть: чтобы Господь нас сохранил. А Господь сказал: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф.7:12). Мы ведь хотим, чтобы если мы согрешим чем: и о нас помолились Богу, чтобы Он помог нам исправиться? Так давайте и мы о нём помолимся». В результате второй человек и пришедшие с ним соглашаются и вместе молятся за третьего.
Совершенно ясно, что такой ответ первого человека Господь вменит ему в доброе дело.
Помоги нам, Господи, и самим так поступать, как поступил первый человек в третьем варианте!
- Блог пользователя Дмитрий Никонов
- Войдите, чтобы оставлять комментарии