Архиепископ АВЕРКИЙ (в миру Александр Павлович Таушев,1906 – 1976), касаясь «духовности» и «душевности», писал:
«В послании апостола Павла к евреям мы находим более детализированное представление о составе человеческого естества. Апостол Павел говорит, что «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдуостраго, оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечныя» (Евр. 4,12). Тут, как мы видим, различается «душа» и «дух». Это различие «душевности» и «духовности» в человеке мы находим и во многих других местах Священного Писания, почему Церковь и положила считать, что человек по своему естеству трёхсоставен или трёхчастен и состоит из: 1) духа, 2) души и 3) тела, причем высшее начало в человеке – это дух, а душа, хотя и выше тела, так как она невещественна, нематериальна, но она, по выражению нашего великого психолога и знатока духовной жизни епископа Феофана Вышенского: «Вся обращена исключительно на устроение нашего временного быта – «земного» и познания её строятся только на основании того, что дает опыт окружающей жизни, и деятельность её обращена на удовлетворение потребностей временной жизни» («Что есть духовная жизнь»). Поэтому душа есть низшее по сравнению с духом начало в человеке, и она тесно связана с телом и телесной жизнью, но сама вместе с тем служит как бы связующим началом между телом и духом, представляя собою как бы мост от тела к духу.
Итак, человек трёхсоставен.
«Дух, – говорит епископ Феофан Вышенский, – как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Неким духовным сокровенным чутьём удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себе обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им» («Что есть духовная жизнь»). «Ты, Боже, создал нас со стремлением к тебе, – говорил еще блаженный Августин, – и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе».
Каковы же проявления духа в человеке? Как и в чем они выражаются? Великий психолог и наставник духовной жизни епископ Феофан указывает нам три таковых проявления: 1) страх Божий, 2) совесть и 3) жажда Бога.
1. «Все люди, на каких бы они степенях развития ни стояли, – говорит епископ Феофан, – знают, что есть Верховное Существо Бог, Который все сотворил, все содержит, всем управляет, что и они во всем от Него зависят, и Ему угождать должны, что Он есть Судия и Мздовоздаятель всякому по делам его. Таков естественный символ веры, в духе написанный. Исповедуя его, дух благоговенствует пред Богом и исполнен страха Божия».
2. «Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть». «Совесть указывает человеку, что право и что неправо, что угодно Богу и что неугодно, что должно и что не должно делать». Но совесть не только указывает должное, причем «за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель». Недаром народ называет совесть «голосом Божиим» в душе человека.
3. Духу свойственно искать Бога, стремиться к соединению с Богом, жаждать Бога. Ничем тварным и земным дух удовлетвориться не может. Кто бы сколько ни имел земных благ, ему все кажется мало, все хочется чего-то большего. Эта вечная неудовлетворенность, всегдашнее недовольство показывает, что у нашего духа есть стремление к чему-то высшему, идеальному, как говорят, а потому ничто земное этого высшего и идеального заменить не может, и душа человека мается, не находя себе покоя. Только в Боге, в живом общении с Ним человек находит себе полное удовлетворение и успокаивается, приобретая высшее –благодушевный мир и спокойствие.
Итак, вот каковы проявления духа в человеке. Теперь ясно, в чем состоит и духовная жизнь в отличие от жизни телесной и душевной. Духовная жизнь состоит в удовлетворении потребностей духа, а потребности духа состоят в стремлении человека к Богу, искании живого союза, общения с Богом и желании жить по воле Божией...
Почему так подавлена в нынешнее время жизнь «духовная» и почему на первый план выступила жизнь «душевная»?
Мы уже сказали, что это сделал все тот же дух современности, дух самоутверждающейся человеческой гордыни, который задался целью вытравить представление о Боге из жизни современных людей и богом для себя сделал самого человека. Вся жизнь современных людей строится поэтому таким образом, что нет места для подлинной духовной жизни, и каждый ищущий духовности человек мечется в отчаянии, все больше и больше погрязая в тину душевности. Самый темп современной жизни, темп нервный, не дающий места уединенной самососредоточенности, не благоприятствует ведению духовной жизни. Современный человек – это как винтик или колесико в огромной машине нынешней материалистической культуры: он теряет свою личность, свою индивидуальность и подлинно, по меткому народному выражению, целый день, а нередко и ночь, «вертится как белка в колесе». «Время – деньги» – вот основной лозунг жизни современного человечества, а потому нет времени на то, чтобы углубиться в себя, самососредоточиться, прислушаться к движениям своего духа, к голосу своей совести. Этот темп жизни, нервный и бешеный, чрезвычайно утомляет, обессиливает человека, а потому не остается у него достаточно сил для непременной работы над собой, каковой требует духовная жизнь. Остается только желание как-то развлечься, отдохнуть, отвлекшись на время от этой гнетущей механизации жизни, а потому так распространились теперь всякие дешевые, легкомысленные увеселения вроде кино, танцулек и т.п. мест времяпровождения в свободное от работы и от занятий время. Это несомненный бич современности, разлагающий все здоровье в человеке, но это неизбежное порождение современной культуры человека, отрекшейся от Бога и сделавшей основой своей жизни дух самоутверждающейся человеческой гордыни.
Все эти увеселения и развлечения действуют, как водка и кокаин, на современного человека, они еще более усыпляют в нем духовную жизнь, парализуют духовные движения, подавляют голос совести и все нравственные требования, и человек мало-помалу из области «душевности» спускается еще ниже – в область «телесности» и становится как бы «плотью бездушной», по словам Псалмопевца: «Человек, в чести сый не разум, приложися скотом несмысленным и уподобися им».
Вызов нашего «постиндустриального времени» – это господство интернационально-космополитической идеологии релятивистского материализма, по сути своей являющейся «современной формой» отвергнутой ещё в 451 году на IV Халкидонском Вселенском Соборе единой, святой, соборной и апостольской ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ ереси монофизитов, отрицающей восприятие БОГОМ человеческой природы во всей полноте.
ЦЕРКОВЬ учит, что ГОСПОДЬ НАШ ИИСУС ХРИСТОС есть ИСТИННЫЙ БОГ И ИСТИННЫЙ ЧЕЛОВЕК. При воплощении божественная и человеческая природы соединились во ХРИСТЕ как ЕДИНОМ ЛИЦЕ неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно.
Призвание человека – стать личностью: раскрыть БОЖИЙ замысел о себе, преумножить заложенные таланты и стяжать смиренномудрие в сердце своём! И тогда воистину придёт Царствие Небесное – будет воля БОГА ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ на земле как на Небесах! Ибо одухотворённая БОЖЕСТВЕННОЙ БЛАГОДАТЬЮ человеческая душа самобытно, интуитивно материализует в своей земной жизни «трансцедентный идеал небесного совершенства».
Русская религиозно-философскя мысль, преображённая учением о Нетварном Свете афонских исихастов, отличается интуитивным чутьём «идеала». Отсюда стремление русского народа к соборно-иерархической гармонии, к одухотворённому единству содержания в многообразии форм общественной жизни, в которой каждый человек способен стать личностью (обожженной ипостасью).
Монархическое (имеющее единственное начало от БОГА ОТЦА) единство в любви трёх Ипостасей единого БОГА – ПРЕСВЯТОЙ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ заключается в том, что БОГ ОТЕЦ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ, обладающий совершенной полнотой бытия, являясь ПРОМЫСЛИТЕЛЕМ, ТВОРЦОМ И СУДЬЁЙ всего видимого и невидимого, предвечно рождает ЕДИНОРОДНОГО СЫНА (именуемого СЛОВОМ БОЖИИМ или ЛОГОСОМ) и предвечно изводит СВЯТОГО ДУХА (именуемого ДЫХАНИЕМ ОТЦА или ДУХОМ ОТЦА).
Поэтому возрождение святорусского православного самодержавного царства есть земное (культурное) воплощение человеческой личностью благотворной иерархичности Небесного Царства Пресвятой Троицы.
Цель христианского государства – создать благоприятные условия для свободного обОжения самовластной личности, т. е. для её уподобления ПРЕОБРАЖЁННОЙ СОВЕРШЕННОЙ ЛИЧНОСТИ БОГОЧЕЛОВЕКА ИИСУСА ХРИСТА – ВЕЛИКОГО АРХИЕРЕЯ И ЦАРЯ СЛАВЫ.
P.S. ВСЕВЫШНИЙ БОЖЕ, сохрани раба ТВОЕГО
от искушений, падений и зависти нечистого врага!
Милосердием, молитвой, постом хранить себя
в целомудрии и любви помоги мне, ГОСПОДИ!
Укрепи дух ТВОЕЙ БОЖЕСТВЕННОЙ ВОЛЕЙ
и огради светлыми ангелами, чтобы не расхитил
лукавый нетленные сокровища бессмертной души.
И во временной сей жизни направь стопы мои
к стяжанию достояния НЕБЕСНОГО ЦАРСТВИЯ.
Преобрази и утверди меня на путях ТВОИХ, БОЖЕ!
Аминь.
2011
- Блог пользователя георгий асеев
- Войдите, чтобы оставлять комментарии