Перейти к навигации

Блажени нищии духом

 

БЛАЖЕНИ НИЩИИ ДУХОМ

   «Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное» (Мф.5:3).

   Нищие духом: значит: смиренные. Это так, это понятно. Однако: братие и сестры: можно такой вопрос задать: а почему, собственно: Господь не сказал прямо: «Блаженны смиренные»? Но именно так: «Блаженны нищие духом»?

   Существует такое выражение: «нищий: это не тот, у кого мало, а тот, кому мало». Не знаю, кто это первым сказал, но это так. Бывает: человек бедный, но всем доволен, за всё славит Бога. А бывает: человек владеет миллиардами долларов, но считает, что он обделён. Сытости нет у него.

   Так вот: давая Заповедь блаженства: «Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное», Господь использовал эту аналогию. Аналогию между греховным состоянием человека, одержимого ненасытной страстью к приобретению золота и блаженным состоянием человека, снедаемого ненасытным желанием стяжать как можно больше благодати Духа Святого, которому всё мало: сколько ни дай.

   Если нам, братие и сестры: на ум приходит такая мысль: что мы уже духовно богаты, то можно задать себе такой вопрос: «А считал ли Преподобный Сергий Радонежский себя духовно богатым?» Он был смиренным, а раз смиренным, значит: нищим духом. А раз нищим духом: значит, нет: не считал себя духовно богатым.

   Тогда вопрос: а мы что: богаче духовно Преподобного Сергия Радонежского? Только больной манией величия может ответить на этот вопрос: «да». Конечно: беднее во много-много раз. Конечно: мы нищие духом по сравнению с ним.

   Ну вот: нищие духом. Хотя бы умом это поняли и признали. На самом деле: чтобы действительно стяжать блаженство, обещанное Господом нищим духом: умом формально признать себя нищим духом: это даже не то слово, что недостаточно. Нужно сердцем глубоко почувствовать, нужно сердцем глубоко прочувствовать себя нищим духом: нуждающемся в Духе Святом и в Его благодати, и тогда, и только тогда Господь назовёт нас блаженными.

   Прочувствовать и смиренно просить у Господа Духа Святого и Его благодати: по образу обычных нищих, которые денег просят.

   Но кто не образ заимствует у обычных нищих: а саму страсть сребролюбия: тот нищим духом: блаженным: ни за что не станет. Потому что духовная нищета и то состояние человека, которому сколько ни дай денег: всё ему мало: несовместимы. Что-нибудь одно: или нищета духом или та нищета, что по пословице: «нищий не тот, у кого мало, а тот, кому мало».

   Эта энергия души: тяга к стяжательству: может быть направлена только в одно русло: либо к стяжанию Духа Святого и Его благодати, либо к стяжанию материального. И то и другое? Не надо себя обманывать: это невозможно. «Не можете служить Богу и маммоне» (Матф.6:24).

   Но если мы хотим: если мы действительно хотим стяжать Духа Святого и как можно больше Его благодати, то нам нужно стараться как можно меньше грешить: как можно меньше Его: Духа Святого: оскорблять. То есть эта нищета духом предполагает, и стремление во всём угождать Богу: стараться выполнить все Его Заповеди.

   То есть: можно или сказать, что нищета духом: это нечто большее, чем смирение, или сказать, что смирение, равнозначное нищете духом: уже содержит в себе зачатки всех добродетелей, какие только есть. А так и Паисий Святогорец говорил, что смирение уже содержит в себе любовь.

   Преподобный отче наш Сергие, моли Бога о нас!

  

 

 

 

 

Поделиться: 


Blog | by Dr. Radut